Цель: научить детей изображать пейзаж в графической технике черно-белый граттаж.
Задачи:
- Познакомить детей с ахроматическими цветами: черным и белым, а также серым, который получают путем смешивания двух предыдущих.
- Закрепить с детьми умение выполнять набросок полей, зайца.
- Учить детей работать по схеме: писать лес вдалеке, а куст вблизи.
- Продолжать учить детей рисовать свечей и заливать фон.
- Дать понятия передний, средний, задний планы.
Материалы: Схема как рисовать зайца.
Раздаточный: Гуашь черная и белая. Простые карандаши; кисть № 5; альбомные листы бумаги; свечи; палитра. Наборы с силуэтами животных из белого картона для дидактической игры «Найди и раскрась» (по количеству детей).
Ход занятия
Оргмомент
Дети сидят на своих местах, перед ними лежат краски черного и белого цветов, свеча, простые карандаши.
Воспитатель (далее В): Как вы думаете, что это за цвета, о которых можно сказать, что они не цветные?
Дети (далее Д): Черный и белый.
В: Верно, но есть еще один цвет, который вы можете получить, смешав черную и белую краски.
Д: Смешивают краски.
В: Как называется цвет, который вы сейчас получили?
Д: Серый.
В: Давайте поиграем в игру «Найди и раскрась».
Цель:
- Формировать у детей интерес к игре и отношение к цвету как к характерному признаку предметов.
- Учить детей самостоятельно подбирать цвета для передачи характерных особенностей знакомых объектов.
- Закреплять знания об ахроматических цветах.
Материалы: Наборы с силуэтами животных из белого картона, листики размером 10x12 см.
Инструкция: Перед вами лежат 4 силуэта животных, выберите то животное, чей окрас серого цвета.
Примечание: Дети могут раскрасить животных на занятии или дома.
Д: Играют в игру.
В: Сегодня я вам покажу, как с помощью не цветных красок можно нарисовать интересную картинку-пейзаж.
Д: Берут в руку простой карандаш.
В: Сделайте набросок полей.
Д: В виде дуг 1-3 шт. друг за другом рисуют поля.
В: Вдалеке, за полями виднеется лес. Какими нам кажутся деревья?
Д: Маленькими.
В: Нужно ли нам тщательно прорисовывать деревья?
Д: Нет.
В: А как мы их нарисуем?
Д: Заштрихуем линию горизонта (полей).
В: Правильно. А теперь нарисуйте впереди куст.
Д: Рисуют.
(Можно пояснить, что у куста не один ствол, как у дерева, а несколько и они не такие высокие и толстые).
В: Послушайте загадку, а отгадку мы нарисуем под кустом.
Он сквозь чащу быстро скачет
И себя надежно прячет
От сторонних глаз пытливых.
Он так быстро торопливо
Утром рано - спозаранку
Выбегает на полянку.
То не волк и не лисица
И не быстрая куница.
Ну, попробуй, угадай-ка,
Ну, конечно, это...............
(Г.Утробин)
Д: Зайка.
В: Показывает схему, по которой дети учились рисовать зайца. Обговаривает, из каких геометрических фигур он состоит и показывает, как изобразить зайца под кустом.
Д: Выполняют рисунок зайца, соблюдая пропорции.
Физкультминутка (И.Е.Аверина)
Из сугроба на опушке (дети сидят на корточках)
Чьи-то выглянули ушки (кисти рук прижаты к голове «шевелят ушами»)
И помчался, скок-поскок (легкий бег, руки сложены перед грудью)
Белый маленький зверек.
Вот запрыгал он проворно
По тропинкам по зеленым (прыгают, поворачиваются вокруг себя).
Ветер у березок кружит,
Шевелит зайчишке уши («шевелят ушами»).
Продолжение занятия
В: Садитесь на свои места. У вас есть свеча, возьмите ее в руки и обведите ею все линии, которые вы делали карандашом.
Д: Выполняют задание.
В: А что мы будем делать, чтобы проявить рисунок?
Д: Надо весь рисунок закрасить краской.
В: Проявите рисунок.
Д: Заливают весь лист краской черного цвета.
В: Как вы думаете, что у вас изображено на переднем плане?
Д: Куст, заяц.
В: А на заднем плане?
Д: Лес, небо.
В: А поля, на каком плане находятся?
Д: Посередине.
В: Верно, поля находятся на среднем плане.
Запомните:
- Передний план - любое изображение, выполненное ближе всего к вам.
- Задний план - любое изображение, выполненное дальше всего от вас.
- Средний план - предметы, изображенные в центре или в середине рисунка.
В: Понравилось вам сегодня рисовать не цветными красками? Назовите их.
Д: Это черная, белая, серая.
В: Что вас сегодня удивило? Что заинтересовало? Что еще вы хотели бы изобразить в технике черно-белый граттаж?