Цель: развитие познавательных способностей детей через совместную игровую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление знаний счёта в пределах от одного до пяти;
- умение находить последующие и предыдущее число от названного;
- собирать из частей целое;
- сравнивать предметы по высоте.
Развивающие:
- развивать навыки конструировать из геометрических фигур;
- развивать у детей логическое мышление, включая зрительную память;
Воспитательные:
- воспитывать способность продуктивно участвовать в совместной деятельности, усидчивость, желание доводить начатое до конца;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость;
- побуждать детей к доброжелательному отношению.
Ход занятия
Организационный момент
Дети заходят в группу, здороваются с гостями и встают полукругом.
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы совершим путешествие в страну геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы знаете? Ответы детей: Круг, треугольник, прямоугольник, квадрат.
Воспитатель: А чтобы узнать, на чем мы будем путешествовать, вам надо отгадать загадку.
Воспитатель загадывает загадку про автобус, дети отгадывают.
Воспитатель показывает детям знак.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, что обозначает этот знак?
Ответы детей: автобусная остановка.
Воспитатель заранее расставляет стулья в колонну друг за другом, на спинках которых прикреплены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник различных цветов).
Воспитатель: А вот и наш автобус. Проезд в автобусе по билетам, получите свой билет и занимайте места в автобусе, соответствующие вашему билету.
Воспитатель раздаёт билеты на автобус на обратной стороне которых находится геометрические фигуры.
Дети смотрят, называют какая фигура, какого цвета изображена на их билете и занимают свои места. Дети едут под музыку: «Мы в автобусе сидим и в окошечко глядим», выходят из автобуса.
Воспитатель: Ну, вот мы и приехали в город волшебных фигур. Дети рассматривают дома.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а почему именно город. Ответы детей: в городе есть дома - многоэтажные, высокие и низкие, широкие и узкие.
Сюрпризный момент. Появляется персонаж Геометрик.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Геометрик. Я хотел построить себе в этом городе дом, но не знаю, как это сделать Я не знаю название геометрических фигур. Может быть вы знаете?
Дети: да.
Геометрик: Ребята, вы мне поможете построить дом7
Дети: поможем.
Воспитатель:
Приглашаю всех детей
в путь отправиться скорей,
ждут вас испытания,
сложные задания.
Путь наш будет длинный, с препятствиями. Ребята, вы готовы отправиться в такое путешествие?
Дети: да.
Воспитатель: В таком случае можно отправляться в путь дорогу.
Воспитатель подходит вместе с детьми к доске, на которой висят разные по высоте домики. Наша первое задание расставить домики по высоте от самого высокого до самого низкого.
Дети по одному выходят к доске и выполняют задание.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, справились с первым заданием, и получаете первую фигуру - квадрат. Ну что. идём дальше? Воспитатель с детьми подходят к столам, дети садятся за столы. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку геометрическую фигуру, уточняет, что это за фигура и какого цвета.
Наше второе задание. Сложить квадрат из геометрических фигур, которые я вам раздала. Дети выполняют задание. Если ребёнок затрудняется с выполнением, воспитатель помогает.
Ребята, вы молодцы справились со вторым заданием и получаете вторую геометрическую фигуру - треугольник.
Сейчас предлагаю вам немножко поиграть.
Физминутка «Сосчитай и сделай».
- сколько треугольников у ёлочки зелёной столько ты немедленно выполни поклонов (3)
- сколько на тарелочке овальных пирожков столько ты немедленно выполни прыжков (4)
- круглых столько тарелок для гостей, столько приседаний выполни скорей (5)
- на полке, сколько прямоугольных ваз, в ладоши хлопни столько раз (2)
- сколько квадратных флагов повесили для нас столько разворотов выполнили сейчас (1)
Воспитатель: Молодцы, Вы получаете третью геометрическую фигуру - круг.
Воспитатель: Ребята, продолжаем нашу прогулку по городу. Воспитатель обращает внимание детей, что впереди большая река. Дети подходят к реке.
Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, какая река?
Ответы детей - широкая, длинная. глубокая и так далее
Воспитатель: А как можно перебраться через речку.
Ответы детей: перепрыгнуть, переплыть, построить плот или мост.
Воспитатель: А из чего можно построить мост?
Ответы детей: из досок.
Воспитатель: ребята, смотрите рядом с речкой лежат доски. Давайте посчитаем сколько их.
Дети считают доски, их пять штук. На каждой доске нарисована цифра от одной до пяти. Чтобы построить мост, нужно доски положить правильно, по порядку от одного до пяти.
Дети называют цифры и выкладывают дощечки по порядку через речку.
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, правильно выполнили задание. И вы получаете еще одну геометрическую фигуру - прямоугольник.
А наша прогулка продолжается. Дети подходят к дороге.
Воспитатель: в этом городе тоже есть машины, они ездят по дороге. Ребята, какие бывают машины.
Ответы детей: легковые, грузовые.
Воспитатель показывает картину из геометрических фигур грузовой машины.
Воспитатель: Вы посмотрите и запомните, из каких геометрических фигур состоит машина.
Воспитатель убирает картинку, и дети на полу выкладывают из геометрических фигур грузовую машину. Воспитатель уточняет, какие фигуры выбрали.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, справились с заданием, вы получаете пятую геометрическую фигуру - маленький прямоугольник. Ребята, наша прогулка заканчивается, вы выполнили все задания, заработали геометрические фигуры, из которых мы сможем Геометрику построить дом.
Дети с воспитателем подходит к Геометрику, называют геометрическую фигуру и по очереди прикрепляют на доску и делают дом.
Геометрик: Спасибо вам, ребята, что вы мне помогли построить дом, и я познакомился с названием геометрических фигур. До свидания.
Дети прощаются с Геометриком.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте, пожалуйста, места в автобусе.
Дети садятся в автобус, на свои места и возвращаются в детский сад под музыку: «Мы в автобусе сидим…».
Заключительная часть
Дети садятся за столы.
- Ребята, вам понравилось путешествие.
- Что больше всего понравилось. Почему?
- Кому мы с вами помогли?