Интегрированное занятие в подготовительной группе
Возраст детей: 6-7 лет.
Место проведения: группа.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Тема: «Весенние мотивы в математике».
Цель: посредством интеграции образовательных областей развивать математические представления и познавательные способности.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить умение выкладывать числовой ряд.
- Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.
- Упражнять в порядковом счёте.
- Закрепить умение решать математические задачки и записывать ответ.
- Закрепить знания о последовательности времен года, месяцев.
- Закрепить пространственные представления.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, смекалку, зрительную память, воображение, умственные операции анализа и обобщения.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно или в парах, действовать по инструкции воспитателя и учителя.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям, к окружающему миру.
Здоровье сберегающие:
- Учить детей следить за своей осанкой.
- Продолжать развивать координацию движения.
Методические приёмы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа с детьми: чтение сказки С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев», знакомство с Красной книгой, решение математических задачек.
Помощники-школьники: Падчерица Настенька, месяцы Март, Апрель, Май.
Оборудование: корзинка сподснежниками (на цветах цифры от 1 до 12) Б музыкальная колонка, планшеты с маркерами, кораблики с примерами, пронумерованные контейнеры с водой (водоёмы для корабликов).
Демонстрационный материал: картинки для игры «Один, два, пять» (яйцо, грач, гнездо, ласточка, дом, туча), Красная книга.
Раздаточный материал: рабочие листы, карандаши, наборы солнышек.
Ход занятия
1. Организационно-мотивационный этап
(в группе сидят гости, дети стоят на коврике)
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, чтобы поближе познакомиться с вами и посмотреть, как мы умеем дружно работать.
- А ещё вместе со мной занятие будет проводить Светлана Геннадьевна, учитель начальных классов, которая Вам уже знакома!
Учитель: - Когда люди встречаются друг с другом, прежде всего... Что они делают? Верно, приветствуют друг друга. Любое общение начинается с приветствия. Сейчас, я предлагаю поприветствовать друг друга улыбкой и сказать, о том, как мы рады видеть друг друга.
"Здравствуй, друг!" - пожимаем обе руки перед собой.
"Как дела?" - похлопали себя по плечу, правое, левое.
"Где ты был?" - берём за правое ушко, за левое ушко.
"Я скучал" - сложить руки перед собой и прижать к груди, грустное лицо .
"Ты пришел" - разводят руки в стороны, удивление.
"Хорошо!" - обнимаем себя, радость.- Кто меня слышит, хлопни те 3 раза! дети хлопают 3 раза
- Кто меня видит, топни те 2 раза! дети топают 2 раза
- Потянулись, улыбнулись! дети потянулись, улыбнулись
- На гостей все посмотрели смотрят на гостей, ладошками машут
- И на стульчик дружно сели ! дети садятся на стульчики
2. Введение в тему занятия. Постановка проблемы
(Звучит музыка Чайковского «Времена года», заходит Падчерица Настенька с корзинкой, в которой подснежники/на подснежниках цифры от 1 до 12/, прогуливается по группе, внимательно рассматривая всё кругом).
Воспитатель: -Здравствуй, девочка, кто ты?
Настенька: - Здравствуйте! Вы меня не узнали?
- Я - Настенька. К вам пришла из сказки, а из какой попробуйте отгадать? (ответы детей)
- Ребята, а что у меня в корзинке? (цветы, подснежники)
«Подснежник проснулся -
Весну обещает!»
Подснежник, подснежник
В лесу расцветает.
- А вы слышали про Красную книгу? (да, ответы ребят, Настенька показывает энциклопедию «Красная книга для малышей»)
- Правильно, в Красную книгу занесены все животные и растения, которых очень мало на Земле и мы должны их беречь. Эту книгу вам дарят ученики 2 «Е» класса из школы№9. Изучайте и берегите книгу!
3. Основной этап. Актуализация знаний
Настенька: - Сегодня хочу всем напомнить, что подснежники рвать нельзя! Мои цветы сказочные, они сегодня наши помощники. Каждый цветок имеет свой порядковый номер. Помогите мне пожалуйста составить числовой ряд.
(Тихо звучит весенняя музыка, Настенька раздаёт цветы детям, они по очереди прикрепляют на магнитную доску, выстраивая числовой ряд от 1 до 12)
Воспитатель: - Какие молодцы! А теперь давайте назовём числовой ряд, но будем очень внимательными! Если цифра стоит в круге, то мы, называя её хлопаем, если в квадрате - топаем, а если в треугольнике прыгаем! (учитель обращает внимание детей на памятку-картинки, прикреплённую на доске)
Воспитатель: - Умнички! А теперь обратный счёт! (дети называют цифры от 12 до 1)
Воспитатель: - Настенька, а скажи пожалуйста, а почему у тебя 12 подснежников?
Настенька: - А из какой сказки я к вам пришла? (12 месяцев). Каждый подснежник соответствует одному месяцу. Давайте ребята вспомним и назовём все месяцы я начну, а Вы продолжите. Январь, …(дети хором называют названия месяцев).
Воспитатель: Молодцы!Замечательно справились с заданием.
Настенька: - Как вы думаете, какие месяцы сегодня будут нам помогать работать? (весенние) - Правильно. И первый месяц - это МАРТ (учитель звенит колокольчиком, заходит ученик, в роли Месяца)
Март:
Лучи, как светят, посмотри,
Красив ваш Детский сад!
...Весна снаружи и внутри,
Когда пришёл к вам март!
- Ребята, я для вас подготовил Игру «1,2. ,5» (развитие речи, согласование числительных с существительными), я буду показывать картинку, а вы назовите слово, которое называет предмет, изображённый на картинке и продолжите мою фразу. Первая картинка для гостей: один (ДОМ), два (ДОМА), пять (ДОМОВ). Молодцы!
- А теперь, ребята, вы готовы? (да)
(Картинки: грач, гнездо, ласточка, туча)
- Молодцы! Ой, кто-то к нам идёт. Может это мой братец Апрель? (звенит колокольчик, входит месяц Апрель).
Апрель:
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
- Всем добрый день! Вы любите пускать кораблики? (да). У меня они непростые (показывает кораблик), чтобы корабликам определить маршрут, надо решить пример, ответ соответствует номеру водоёма, маршруты будут по морям, а по каким вы догадаетесь сами , подсказка цвет воды (указывает на контейнеры с водой, которая окрашена в чёрный, жёлтый, красный, белый). Я Вам предлагаю работать в паре, возьмите кораблики и запустите их в море.
Учитель: - Апрель, а можно нам с Галиной Леонидовной отправить в путешествие один кораблик?
Апрель: Конечно, можно! (учитель и воспитатель берут кораблик, называют детям пример, хором ответ и относят в контейнер с водой кораблик).
(тихо звучит музыка, дети берут кораблики, решают примеры, записанные на кораблике и несут к контейнеру с водой. Месяц Апрель проверяет и хвалит).
- Молодцы! Юные математики!
Учитель: - У нас ещё гость! Встречайте! (звенит колокольчик, входит Май).
Май:
Зеленый, красный, яркий май,
С ребят пальтишки поснимай.
Деревья в листики одень,
Звени ручьями целый день.
- Здравствуйте, друзья, я пришёл за своими братьями и Настенькой, нас ждут в сказке, пришло время чуть-чуть отдохнуть и в путь.
Учитель: - Ребята, месяц Май организует для вас Математический сон. У каждого из вас на столе лежит Планшет с маркером. По команде: «СОН!» - все ложатся на стол и закрывают глазки, слушаете внимательно задачку, решаете её во сне и по команде: «Проснуться!» - открываете глазки и быстро записываете ответ на планшете, разворачиваете и показываете нам!
Май: - Готовы! Слушаем внимательно!
СОН! (дети закрыли глаза, легли на стол)
Первая задачка: Рано утром в скворечник прилетел один скворец, а после обеда ещё два скворца . Сколько всего скворцов заселились в скворечник? (3).
Просыпаемся! (дети записывают ответ, показывают, планшет)
Вторая задачка:СОН! (дети закрыли глаза, легли на стол)
На крыше сидело 5 ласточек, три улетели. Сколько осталось ласточек?
Просыпаемся! (дети записывают ответ, показывают, планшет) (2)
Май: - Умнички! Отлично решаете задачки!
4. Итоги
Настенька: Спасибо ребята, вы замечательно поработали! А что вам больше всего понравилось? А что Вас удивило? Какое задание было самое трудное? (ответы детей)
5. Рефлексия
Воспитатель: - Ребята, пожалуйста, пройдите к столу, возьмите солнышко-сигнал и покажите какое оно у вас: весёлое или грустное. (Дети показывают Солнышки-сигналы, с одной стороны Солнышко улыбается, а с другой грустит.)
Вместе:
Повторили вместе знания,
Скажем дружно, до свидания!
Список литературы
- Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-методическое пособие под ред. А.В.Семенович. - М.: Дрофа, 2014 - 240 с.
- Новикова В.П. «Математические игры в детском саду и начальной школе. Сборник игр для детей 5-7 лет».
- Помораева И.А. «Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада».
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. - М.: Генезис, 2012 - 474с.
- Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие.
- Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками - развиваем речь.
- Фрейлах Н.И. «Методика математического развития».
Электронные образовательные ресурсы