«Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир», писала Давыдова Г.Н. в книге «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
Актуальность и новизна
Рисование - важнейшее средство эстетического воспитания.
Художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремёсел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе изодеятельности совершенствуются такие функции как зрительное восприятие,воображение, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение), формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.
Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным.
Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве, и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, не понимающее музыку, поэзию. Поэтому сегодня эстетическое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребёнка, его потребностями, способностями.
Цель: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
Задачи:
- Познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования.
- Развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов.
- Развивать и поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.
- Воспитывать у детей аккуратность и усидчивость при выполнении работы.
- Создать условия для творческого развития воспитанников посредством
- методического и психолого-педагогического обеспечения, организации развивающей предметно-пространственной среды.
- Формировать умение воспитанников самостоятельно применять усвоенные способы рисования.
- Организовать взаимодействие с родителями по вопросам использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников.
- Формировать коммуникативную компетентность.
- Способствовать формированию учебно-познавательной компетентности.
- Вызывать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
1. Теоретическая часть
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её уже должно начаться в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность в дошкольном возрасте. Детское изобразительное творчество нередко поражает своей непосредственностью, буйством фантазии. Распространено мнение, что роль взрослого в развитии изобразительной деятельности дошкольников должна сводиться лишь к невмешательству в процессе самовыражения ребёнка. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Что может выразить ребёнок, если его жизнь бедна чувствами и впечатлениями, если он не имеет необходимых материалов для творчества и не владеет элементарными изобразительными умениями? Безусловно, не следует навязывать ребёнку своё видение мира, свои вкусы. Надо стремиться к тому, чтобы обучение умениям не вытесняло непосредственности детского восприятия. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно, использовать их. Ещё Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка.
Особенность данной темы заключается в том, что благодаря нетрадиционным техникам рисования у детей накапливаются художественно-эстетические представления и развиваются творческие способности посредством оригинальной игровой формы взаимодействия. Существуют принципы работы с нетрадиционными материалами для рисования:
- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
- принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать,рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
- принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
- принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
- связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
- принцип доступности материала.
Ожидаемые результаты применения нетрадиционных техник рисования:
- эффективнее развивается мелкая моторика рук и тактильное восприятие;
- активнее формируются изобразительные навыки и умения;
- осваиваются сенсорные эталоны;
- формируются основы художественно-эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости.
И, конечно же, у дошкольника развиваются творческая активность, самостоятельность, осваивается позиция активного участника изобразительной деятельности, создателя собственных произведений.
Нетрадиционные техники рисования - важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором
гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.
Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Приведем пример некоторых из них:
Пальцевая (пальчиковая) живопись
Этот способ можно предлагать даже самым маленьким детям (4 года) при использовании метода сотворчества. Учащиеся дополняют предложенный воспитателем сюжет, рисуют: дождь, снег, почки на деревьях, бусы, елочные игрушки, салют (каждый палец - разная краска) и т.д.
Рисование ладонью (кулачком)
На ладонь (кулачок) наносится краска, учащийся отпечатывает на листе, а затем дорисовывает изображение.
Кляксография
Капнуть краску на лист, наклонить его в разные стороны, затем учащийся дорисовывает изображение по своему усмотрению, можно дополнить рисунок по сюжету.
Монотипия
- Способ 1. Нанести на половине листа пятно краски, затем сложить лист пополам, развернуть и дорисовать полученное изображение.
- Способ 2. Рисуется предмет на половине листа, сгибается лист пополам, плотно прижимаются его половинки, разворачиваются. При помощи такого приема легко объяснить детям законы симметрии.
- Способ 3. На стекло (зеркало) наносится гуашь разных цветов бесформенно, накладывается лист, прижимается и с оного края снимается. Полученное изображение дорисовывается, и, в зависимости, с какого края снимается лист, изображение меняется.
Рисование сухой кистью
Самый удобный прием для изображения травы, меха животных, пушистых поверхностей и т.д. Рисуют на гуашевом фоне и никогда на чистом листе. Необходима кисть с жесткой щетиной. На сухую кисть набирается немного густой краски. Избыток краски стереть о кусок картона или бумаги. Крупные детали изображать большой кистью, мелкие - меленькой. Траву изображают мазками снизу вверх, цветы и ветви дерева сверху вниз.
Рисование мыльными пузырями
Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В баночку с гуашью вливаем шампунь, добавляем немного воды. Все хорошо размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена, дорисовать детали - и рисунок готов.
Рисование штампами: губкой, мятой бумагой, крышками, листиками, ластик, пучок соломы и т.д. Краска должна быть густой. Фон для работы лучше выполнять в техниках по сырому или заливка. Краску брать лучше с палитры. На ней удобно смешивать цвета. Штампы, измазанные двумя красками, оставляют двухцветные оттиски.
Набрызгивание (набрызг) - способ получения множества мелких пятнышек на рисунке. Получается набрызгивание путем смачивания в краске кисти из жесткой щетины или зубной щетки и стряхивание с нее краски на рисунок (лучший результат с использования трафарета, скотча…).
Граттаж. Цветной картон или плотная бумага, предварительно окрашенная акварелью.
Натереть лист бумаги (с фоном) так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрасить гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания, палочкой процарапывается рисунок.
Далее, например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Работа по составлению данной методической разработки проводилась в два этапа:
I этап - организационный
Задачи, которые мы поставили на этом этапе:
- Обогатить предметно-пространственную среду для развития творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности.
- Формировать у воспитанников первоначальные знания о нетрадиционных способах рисования.
- Организовать взаимодействие с родителями по вопросам творческого развития детей.
II этап - практический
Задачи этапа:
- Формировать умение использовать различные технические приемы работы с изобразительным материалом.
- Развивать интерес и желание рисовать нетрадиционными способами.
- Развивать умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов.
На втором этапе мы отдавала предпочтение не отдельным формам работы, а эффективно применяли систему современных методов и средств: игровые и проблемные ситуации, наблюдения, задания-схемы, алгоритмы рисования, творческие задания, которые позволили максимально развивать творческую активность и индивидуальные возможности каждого ребенка. При организации образовательной деятельности ориентировались на выбор тех развивающих технологий и методик, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей среднего дошкольного возраста.
В рамках ознакомления с нетрадиционными техниками рисования эффективно использовали современные педагогические технологии:
- Здоровьесберегающие.
- Игровые технологии.
- ТРИЗ и РТВ - технологии.
- Информационно-коммуникационные технологии.
Игровые технологии позволяют:
- формировать умения у воспитанников играть или заниматься каким-либо делом рядом и вместе со сверстниками;
- развивать способности объединяться на основе интереса к
- деятельности;
- поддерживать самостоятельную деятельность детей.
Например, когда дети учились рисовать нетрадиционными способами зайца, то мы вместе вспоминали и разыгрывали отрывки из русской народной сказки "Заяц-хвастун", русских народных потешек и детских песенок. Творчески изображали храброго или трусливого, веселого или грустного зайца при помощи движения, мимики и голоса. Затем "переносили" полученные эмоции и настроения на бумагу.
Активно применяла игры-инсценировки и режиссерские игры с уже готовыми поделками и рисунками из нетрадиционного материала. Дети охотно изображали, как они дуют на одуванчик, на снежинку, которые нарисовали, "съедают" ягодку, "пекут пирожки" и разыгрывают небольшие сюжеты.
В процессе рисования нетрадиционными способами использовали здоровьесберегающие технологии:
- Дыхательную гимнастику (игры с использованием разнообразных приспособлений и предметов: "Забей мяч в ворота", мыльные пузыри, одуванчики, игры на поддувание).
- Артикуляционную гимнастику (например, упражнения и сказки о "Веселом язычке").
- Самомассаж (при помощи грецкого ореха, шестигранного карандаша и др.).
Благодаря оздоровительным технологиям происходила включенность дошкольников в активную игровую, познавательную или речевую деятельность, а также коррекция их эмоционального состояния.
Большое внимание в своей работе уделяла формированию сенсорного опыта и развитию мелкой моторики у воспитанников. Применяла пальчиковые игры, в основе которых лежат русские народные потешки, небольшие стихотворения, веселые детские песенки. Они создают благоприятный фон, к тому же обеспечивают хорошую тренировку пальцев, учат улавливать ритм речи, вырабатывают умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями. Для художественно-эстетического развития эффективно использовала
ТРИЗ-технологию и технологию развития творческого воображения
(РТВ). Например, игру "Хорошо - плохо" или метод "Мозговой штурм".
Мы предлагали своим воспитанникам тогда, когда мы рассматривали тот или иной природный материал в качестве какой-нибудь поделки. ТРИЗ-технология замечательным образом развивает воображение и логическое мышление.
В рамках технологии РТВ использовали творческие приемы работы:
- рисование какого-нибудь предмета из нетрадиционного материала,
- рассматривание иллюстраций или персонажей (например, снеговиков на улице), а затем придумывание детьми историй с целью спасти героя (снеговика, ёжика, уточку, рыбку),
- придумывание историй по своим рисункам и поделкам.
Организуя образовательные ситуации с воспитанниками посредством нетрадиционных техник рисования, мы соблюдали определённые правила:
- формировать умение детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;
- не сдерживать инициативу детей;
- не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать самостоятельно);
- не спешить с вынесением оценочных суждений;
- формировать навыки самостоятельного решения проблем (анализировать, классифицировать, обобщать информацию);
- почаще задавать проблемные и поисковые вопросы: "Почему ты так думаешь?", "А что было бы, если бы …?", "Как бы ты поступил?", "Что нужно сделать, чтобы …?" и др.
- в конце занятий всегда подводить итоги для того, чтобы сформировать у детей навыки рефлексивного анализа (Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? и др.). К тому же, старались подводить итоги в самых разнообразных формах. Например, посредством творческих игр "Интервью", "Копилка новостей", "Доскажи предложение" и др.;
- использовать обсуждение полученных работ. При этом старались обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание конкретной образовательной деятельности с последующими режимными моментами. В процессе взаимодействия эффективно применяли информационно-коммуникационные технологии, что стимулировало познавательный интерес и творческую активность дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.