Консультация для воспитателей на тему "Развитие речи детей в старшем дошкольном возрасте с помощью русского народного фольклора"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: фольклор, старшие дошкольники


Важнейшее средство человеческого общения - это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения.

Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предыдущих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Так народ создавал свое искусство, свою поэзию. Фольклор появился задолго до литературы и создавался на базе речевых интонаций и жестов. Все это способствовало сохранению и передаче из поколения в поколение фольклорных произведений. И теперь язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказки или потешки оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение. Люди оживают, а совершаемые ими действия, даже не возможные, вдруг становятся как бы реально происходящими.

Так где же, как не в народном фольклоре, и нам черпать материал для всестороннего развития речи, воспитания интереса к художественному слову?

Адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравиться детям в малых формах фольклора.

Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, мы уделяем большое внимание его закреплению и активации. Для этого использовали дидактические игры «Доскажи словечко», «Цепочка слов».

Расширяя словарь детей через русский народный фольклор, нельзя не отметить познавательное значение таких словосочетаний из русских народных сказок, по которым можно учить детей ориентировке в пространстве, давать понятие о временных представлениях, величине. Вот только некоторые из них:

  • Направо пойдешь - клад найдешь,
    Налево пойдешь - коня потеряешь,
    Прямо пойдешь - сам пропадешь.
  • Утро вечера мудренее.
  • Не по дням, а по часам.
  • От мала до велика.

Следующей задачей речевого развития является воспитание звуковой речи. И ее мы пытаемся решить, используя различные виды русского фольклора. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики брали народные игры «Сорока - ворона», «Этот пальчик - дедушка», «У нашей бабушки десять внучат» и др. Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями. Учитывая, что звуковая культура речи - это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обратились к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки. Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко - закликать. Используя такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» Да разве можно сказать тихо текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!

Солнышко, появись! Красное, нарядись! Чтобы год от года, была хорошая погода!

Педагогическая наука давно признала скороговорки инструментом совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата.

Использование русского народного фольклора на занятиях по подготовке к обучению грамоте способствовало развитию фонематического слуха, умению различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Так, на примерах героев русских сказок Кощея и Лешего учили детей выделять мягкие и твердые согласные. Кощей символизировал твердые звуки, а Леший - мягкие.

Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.

Пошел медведь к броду - бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок. Уж он кис, кис, кис.
Вымок, выкис, вылез, высох,
Встал на колоду - бултых в воду.

Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это интонация, и логическое ударение, подбор подходящих слов, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения и др. Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицания, вопрос, междометия, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста помогло нашим детям освоить вопросительную интонацию.

- Яму копал? - Копал.

- В яму упал? - Упал.

- В яме сидишь? - Сижу.

- Яма сыра? - Сыра.

- Как голова, цела? - Цела.

- Значит живой? - Живой.

- Ну я пошел домой.

Конкретность сформулированных вопросов вызывает четкий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать ее в тексте. Освоив интонационную выразительность в коротких неполных предложениях, дети смогут ее проявлять в распространенных и сложных предложениях. Опыт показал, что восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание: Солнышко! Ведрышко! Выйди поскорей! Будь к нам подобрей!

Нельзя не отметить влияние на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детских народных словесных игр, как их еще называют - игры с приговорами. Для них особенно характерны интонационно - мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры.

Еще хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинным, но колоритным в речевом отношении фольклорными текстами побуждает детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Особенно ценны в этом отношении потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные.

Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.