Цель: получение новых и закрепление знаний в области речевого развития и обучения грамотности.
Задачи:
- образовательные: продолжать учить и называть слова с определенным звуком; учить составлять слова из слогов, звуков и букв (устно);
- развивающие: развивать все компоненты устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической формы; формированию словаря;
- воспитательные: воспитывать культуру речевого общения; доброжелательность, корректность по отношению к собеседникам.
Материалы и оборудование: ИКТ, презентация для задания «Составь слово из слогов» (слайды картинок с правильными ответами); презентация для задания для конкурса капитанов «Найти слово» (слайды с изображением отдельных картинок; листы-шифровки с письменным заданием для капитанов команд «Найди слово»; слайд с музыкально-физкультурной разминкой, простые карандаши; листы с заданием «Сосчитать, сколько слогов в слове и написать их количество; фишка в виде камня мудрости (можно любую другую), два галстука разного цвета для капитанов команд, листы с буквами алфавита, стаканчики одноразовые для конкурса-разминки, коктейльные трубочки, красные и синие карточки, плакаты со словами, талисман или главный приз мягкая игрушка Мудрый Совёнок, наградная талисман-сова (см. приложение №2) с изображением мудрого совёнка даётся командам в качестве награды за правильные ответы.
Примечание: викторину можно проводить как для одной группы (команды составлены из детей одной группы, например, команда капитан с синем галстуком и команда, капитан команды с красным галстуком), так и для двух подготовительных групп. Ведущим викторины может быть старший воспитатель, воспитатель одной из групп, педагог-логопед. Капитанов команды дети определяют сами с помощью жребия.
За каждое правильно выполнение задание викторины, команда, правильно ответившая получает наградную талисман-сову.
Ход викторины
Ведущий - Добрый день уважаемые участники, сегодня мы с вами проведём викторину на приз «Мудрого Совёнка». Участвуют две команды и та команда которая победит и наберет больше наградных фишек (очков) получит наш главный приз нашего Совёнка.
Внимание первое задание викторины
Конкурсная разминка засчитывается всем, и каждая команда получает по одному талисману (по одному очку). Каждому участнику двух команд раздаётся лист с буквами алфавита, одноразовый стаканчик. Ведущий начинает диктовать буквы алфавита, участники находят и закрывают названную букву стаканчиком (образец листа приложение №1).
Ведущий. А сейчас для ответа на второе задание нашей викторины, я бы хотела пригласить наших двух капитанов. Внимание я беру наш камень мудрости и с помощью его мы определяем какая команда будет отвечать первой. Для этого вам необходимо угадать в какой руке наш камень. Слова ведущего:
Перед вами наш камень мудрости,
Кручу, верчу, запутать хочу.
В какой руке наш камушек?
Кто отгадает, тот первым и отвечает!
Второе задание викторины
Игра «Составь слово из слогов» (на интерактивную доску выводится 6 мячиков в них появляются отдельные слоги, команда должна составить из шести слогов три слова. Первой начинает та команда, которая угадала, в какой руке мудрый камень. Правильные ответы так же дублируются с помощью картинок (ссылка на презентацию).
Команда, ответившая правильно получает наградную талисман-сову.
Задание команда №1 |
Задание команда №2 |
Зон-ты |
Ре-ка |
Зи-ма |
Ле-то |
Теле-визор |
Ли-са |
Третье задание викторины
Ведущая приглашает капитанов команды, чтобы они раздали своим членам команды задания. Первая команда получает листочки с заданием на звук Д-Дь, Буква Д. Вторая команда звук В-Вь, Буква В. Необходимо сосчитать сколько слогов в слове и написать их количество в квадратике. По окончанию капитаны команды обмениваются заданиями и команды проверяют друг у друга ответы (обоюдная проверка). Затем капитаны команд подводят итоги и дают оценку ответам. Та команда, которая набрала больше всех правильных ответов, получает наградную талисман-сову.
Задание для первой команды |
Задание для второй команды |
ВОДА- 2 |
ДОМА- 2 |
ВАЗА-2 |
ДУБЫ-2 |
ЗАВОД- 2 |
ДЕРЕВО-3 |
КОВЁР- 2 |
ДОРОГА-3 |
ВОРОБЕЙ- 3 |
ПОДУШКА-3 |
ВОРОНА-3 |
ДИВАН-2 |
Ведущий объявляется музыкально-физкультурная пауза (появляется изображение на ИКТ).
Четвертое задание викторины
Ведущий. Команды отдохнули, прошу занять свои места, а капитанов команды я попрошу подойти ко мне. Объявляется конкурс для наших капитанов. Возвращаемся к нашему камню мудрости. Тот из вас, кто отгадает в какой руке спрятан камень, тот первым и будет отвечать.
Задание №4, внимание листок-шифровка. Шифровка первая - найти слова со звуком Ф, шифровка вторая - найти слова со звуком Ч.
Выигрывает та команда, которая найдет больше слов в шифровке. Задание проверяется с помощью ИКТ «Найти слово».
Задание-шифровка первый капитану. Найти слова со звуком Ф |
Задание-шифровка второй капитан. Найти слова со звуком Ч |
СТОАНФАКЕЛМБМЛОФОНТАНЛАЕГ
|
СЬВОЧАСЫАЛЛЫЬЧАЙБДЧАС
|
Факел, Фонтан, Конфета, Фото, Буфет, Шарф, Телефон, Шкаф. |
Часы, Чай, Час, Чайник, Кирпич, Чулок, Чайка. |
Пятое задание викторины
Ведущий. Внимание и последние задание нашей викторины «Коктейльные трубочки». Каждая команда получает котельные трубочки на каждого члена команды. Перед вами на противоположной стороне стола плакаты со словами. У каждой команды свои слова. Необходимо с помощью трубочек определить в заданном слове гласные и согласные звуки (на тарелки перед вами лежат карточки синие и красные - это гласные и согласные звуки). По команде капитан команды идёт смотреть слово, определяет количество гласных и согласных приходит к команде сообщает сколько надо красных и синих карточек, и команда переносит на другой конец стола где лежит загаданное слово с помощью коктейльных трубочек необходимое количество карточек.
Побеждает та команда, которая быстрее и правильно определит количество гласных и согласных букв в словах.
Слова для первой команды |
Слова для второй команды |
ДРОВА |
ОЗЕРО |
КОРОВА |
КОЗА |
МОРЖ |
ЛИСА |
Ведущий. Вот и закончились все задания нашей викторины. Каждая из команд старалась. И все же нам необходимо определить, какая из команд получит главный приз нашей викторины, «Мудрого Совёнка». И так капитаны команды, прошу озвучит сколько заработали ваши команды талисманов-сов. Капитаны команд озвучивают количество. Побеждает та команда, которая заработала больше талисманов-сов.
В конце все участники команд получают по медальке сове и сладкий приз.