Общеразвивающая программа художественно-развивающего уровня "Творческая коллекция"

Разделы: Дополнительное образование

Классы: 3, 4, 5


Возраст детей: 9-11 лет.

Срок реализации: 2 года.

Пояснительная записка

Направленность программы «Творческая коллекция» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной, прикладной; по форме организации - групповой, кружковой; по времени реализации - двухгодичной. Программа разработана на основе авторской программы Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов» с учётом местных условий, интересов обучающихся, технического оснащения, уровня развития детей.

Новизна программы состоит в том, что впервые предусмотрен довольно обширный перечень поделок для выполнения на занятиях кружка. Кружковцам предоставляется возможность проявить свои способности в изготовлении самоделок из различных материалов. По сравнению с другими кружками, в которых дети обучаются конкретным ремёслам, искусствам, содержание учебной деятельности в кружке «Коллекция идей» имеет отличия. Оно расширено разнообразием тем, дети обучаются основным техникам сразу нескольких ремёсел (занятий): шитью, рисованию, крою, лепке, работе с самыми различными материалами: бумагой, мехом, картоном, пластилином, тканями, бисером, кожей, и т.д.

Актуальность программы обусловлена тем, что самоделки из разных материалов - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления, наблюдательности, воображения учащихся. Из доступных, легко обрабатываемых материалов дети могут сделатьмного интересных и полезных вещей. В современное время очень важно, наряду с образованием детей, помогать им развиваться эстетически, духовно, творчески, через общение с любимым делом в системе дополнительного образования.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что изготовление поделки является средством воспитания у детей высокого вкуса, бережного отношения к материалу, из которого изготавливается сувенир, а также стремления учиться делать ещё более красивые вещи. Видя готовые поделки, дети сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум, развиваются конструкторские способности, фантазия, творческое мышление, память, умение комбинировать, составлять из отдельных элементов единое целое. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Разнообразие работ, многосторонняя «проба сил» позволит каждому кружковцу проявить свои интеллектуальные, творческие, индивидуальные способности.

Для реализации программы кружка необходимы следующие инструменты и материалы:

  • альбом, тетрадь в клеточку;
  • картон, цветная и бархатная бумага;
  • карандаши, фломастеры, линейка, ластик;
  • кисточки, акварельные краски и гуашь;
  • клей «ПВА», «Момент», скотч;
  • рамочки деревянные;
  • ножницы с тупыми концами, ножницы «зигзаг», шило, иголки, крючок, напёрсток, нож для работы с мехом, кожей, утюг;
  • хлопчатобумажная ткань, поролон, мех искусственный, кожа (обрезки);
  • пряжа х/б, шерстяная, нитки;
  • различные природные материалы;
  • тесьма, бисер, бижутерия и т.д.

Цель программы - создать условия для оптимального раскрытия индивидуальности ребёнка, развития его личности и творческих способностей.

Задачи:

  • Научить детей основным техникам изготовления поделок.
  • Сформировать умение самостоятельно изготавливать поделки,
  • подбирать материал.
  • Сформировать образное мышление и умение выразить свой замысел.
  • Содействовать нравственно-эстетическому развитию ребёнка.
  • Обучить специфике технологии изготовления поделок с учётом возможностей материалов.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что большое внимание в работе с детьми уделяется приобщению к российским традициям, культурно-национальным особенностям региона.

Данная программа кружка «Творческая коллекция » отличается от авторской структурой построения, количеством часов, изменением содержания и его последовательности в соответствии с конкретными задачами и целями обучения.

Педагог может вносить в программу изменения: сокращать материал по одной теме, увеличивать по другой, исключать темы и вводить новые. Таким образом, данный вариант программы не является единственно возможным. Она открыта для изменений и дополнений в зависимости от местных условий.

Программа личностно-ориентированная и допускает индивидуальные задания в зависимости от интересов, возраста, способностей и психологических особенностей ребёнка.

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части, причём большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую, самостоятельную деятельность детей. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, методических пособий и иллюстраций. Теоретическая часть занятий максимально компактна и включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.

Все образовательные темы программы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские поделки.

Деятельность педагога и детей включает в себя следующие направления:

  • знакомство с образцами изделий, которые могут стать эталоном для освоения детьми искусства изготовления разных поделок;
  • освоение техники безопасности, требующейся от ребёнка;
  • ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
  • знакомство с материаловедением;
  • изготовление поделок, из которых только лучшие могут стать выставочным образцом;
  • участие в создании коллективных композиций;
  • участие в изготовлении персонажей народных сказок и литературных произведений;
  • изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
  • освоение навыков экологически грамотного поведения во время сбора природного материала.

Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приёмы, как «забегание вперёд», «возвращение к пройденному» придают объёмность «линейному», последовательному освоению материала в данной программе.

Методика организации занятий данного кружка представлена следующими методами: словесными, практической работы, наглядными, наблюдения, проектно-конструкторскими, графической работы, объяснительно-иллюстративным, исследовательско-поисковым, игровым.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 9 до 11 лет. Дети младшего школьного возраста вполне способны на должном уровне выполнять предлагаемые задания и усваивать данный материал.

Сроки реализации образовательной программы - 2 года, которые делятся на 2 периода - 1 и 2 годы обучения.

  • 1 год обучения - является вводным и направлен на первичное знакомство с техникой работы с бумагой, природным материалом, пластилином, тканью, нитями, крупой, бросовым материалом.
  • 2 год обучения - направлен на закрепление навыков первого года обучения. Обучающиеся от простых поделок и изделий постоянно переходят к освоению более сложных технологий ручного труда.

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: групповая, допускается индивидуальная;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: практическая работа, мастерская лаборатория, конкурс, выставка, мини-выставка, экскурсия, поход и т.д.
  • по дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению и закреплению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений, навыков, комбинированные формы занятий.

Режим занятий:

  • 1 год обучения составляет 144 часа. Занятия проходят: одна группа - 2 раза в неделю по 2 часа или две подгруппы - 2 раза в неделю по 1 часу.
  • 2 год обучения составляет 216 часов. Занятия проходят: одна группа - 3 раза в неделю по 2 часа или две подгруппы - 3 раза по 1 часу.

В каждой группе предполагается не менее 15 человек - 1 год обучения и не менее 10 человек - 2 год обучения. Практикуется индивидуальная работа с детьми при подготовке различных мероприятий.

Ожидаемые результаты освоения программы 1 года обучения

Обучающийся будет знать:

  • правила техники безопасности при работе с различными ручными инструментами (ножницами, иглами, стеками, шилом и др.);
  • приёмы пользования ручными инструментами;
  • свойства используемых материалов: пластилина, бумаги, крупы, нитей, ткани, яичной скорлупы, природного и бросового материалов;
  • технику и последовательность выполнения работы в том или ином виде деятельности;
  • что такое чертёж, эскиз, технический рисунок, шаблон;
  • что такое аппликация, мозаика, их виды;
  • виды простейших ручных швов;
  • что такое объёмные поделки;
  • виды геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и др.).

Обучающийся будет уметь:

  • соблюдать правила техники безопасности при работе с различными ручными инструментами;
  • пользоваться ручными инструментами (ножницами, иглой, стекой, шилом и др.);
  • использовать свойства материалов и технику выполнения работ из них;
  • пользоваться способами сгибания и складывания бумаги;
  • выполнять аппликации различных видов;
  • выполнять мозаику из разных материалов;
  • выполнять простейшие ручные швы;
  • пользоваться выкройками, шаблонами;
  • правильно обрабатывать природный материал (листья, шишки, жёлуди, корешки, веточки деревьев и др.), готовить его к работе;
  • эстетично, с фантазией оформлять свои работы;
  • выполнять поделки самостоятельно, аккуратно.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

  • изготовить подарочный сувенир своими руками;
  • участвовать в создании постоянной выставки работ кружковцев, демонстрирующей достижения объединения;
  • оказать помощь в оформлении помещения;

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

  • общаться со сверстниками и старшими людьми;
  • быть самостоятельным, уверенным в себе;
  • уметь управлять своим поведением, работать в коллективе.

Ожидаемые результаты освоения программы 2 года обучения

Обучающийся будет знать:

  • свойства используемых материалов: различные ткани, картон, спичечные коробки и спички, соломка, бисер, солёное тесто, разные природные и бросовые материалы;
  • технику и последовательность выполнения работ из этих материалов;
  • правила техники безопасности при работе со спичками, бисером, солёным тестом, соломкой, с колющими и режущими предметами;
  • что такое игрушки - дергунчики, конструирование, многогранники, выкройка;
  • виды более сложных ручных швов;
  • различные виды мягкой игрушки.

Обучающийся будет уметь:

  • использовать свойства материалов и технику выполнения работ из них;
  • конструировать, выполнять тиснение на бумаге, лоскутную мозаику;
  • шить мягкие игрушки разных видов;
  • работать с соломкой, бисером, солёным тестом, природным материалом;
  • изготовить сувенир самостоятельно, из различных материалов.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

  • систематизировать знания, умения и навыки, полученные на занятиях;
  • участвовать в создании фонда подарков для населения города;
  • управлять собой в различных видах деятельности;
  • быть настойчивым в достижении цели.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

  • избегать негативных отношений с детьми и взрослыми;
  • уметь решать проблемы самостоятельно;
  • принимать решения, анализировать ситуации;
  • обогащать свой интеллект новыми знаниями;
  • проявлять критичность мышления.

Способы проверки результатов освоения программы

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме мини-выставки, во время проведения которой выставляются работы детей по конкретной теме. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных поделок. В конце года готовится большая выставка творческих работ, в которой участвуют наиболее качественные, оригинальные, эстетически оформленные работы.

Учебно-тематический план

Наименование темы

Количество часов

всего

теор.

практ.

1.

Введение в образовательную

программу.

2

0,5

1,5

2.

Материалы и оборудование.

2

0,5

3.

Работа с природным материалом.

4

0,5

3,5

4.

Работа с пластилином.

4

0,5

3,5

5.

Оригами.

10

1

9

6.

Работа с крупой.

4

0,5

3,5

7.

Мастерская Деда Мороза.

6

0,5

5,5

8.

Работа с яичной скорлупой.

4

0,5

3,5

9.

Поделки из гипса.

12

1

11

10.

Работа с бумагой.

10

1

9

11.

Мозаика из обрезков ниток.

4

0,5

3,5

12.

Итоговое занятие.

4

0,5

3,5

13.

Резервные часы:

6

подготовка к мероприятиям,

мероприятия, выставки.

1 1

Итого:

72

7,5

58,5

См. продолжение программы