Аннотация - актуальность цели экологического образования и воспитания в городе Благовещенске, заключается в создании функционирующей интегрированной системы экологического образования, обучения и просвещения с использованием информационно-коммуникативных технологий на эффективное усвоение знаний об окружающем мире и бережного отношения к природе младшими школьниками. Большое значение в экологическом образовании имеют информационно-коммуникативные технологии, проводимые в начальных школах. В данном исследовании были проведены интервью с учениками. Данное опросное исследование проводится с помощью описательного метода исследования, а именно интервью. Данные были проанализированы описательно. Исследование показало, что младшие школьники считают, что информационно-коммуникативные технологии экологического образования вносят различный вклад в учеников, школы, школьный персонал, учителей, родителей и школьную среду.
Многие школы уже располагают инновационными дидактическими средствами или технологиями, но проблема остаётся отсутствием интерактивного программного обеспечения для экологического образования. Также существует потребность в единых методических материалах для учителей, использующих стратегии обучения, основанные на эффективном развитии экологических компетенций учащихся посредством цифровых технологий.
Цифровые технологии играют важнейшую роль в экологической тематике. Они позволяют использовать актуальные данные о состоянии окружающей среды и моделировать те или иные события, стимулируя интерес к решению экологических проблем. Благодаря им можно фиксировать явления локальной и удалённой среды, собирать данные, устанавливать контакты, делиться и обмениваться своими находками [1].
Цифровые технологии - это широкий спектр операций и действий, которые могут сделать обучение увлекательным, экспериментальным и, прежде всего, интерактивным. По экологическому образованию использую изображения и тексты, хранящиеся на компьютере, проецирую их на большой экран, где подчёркиваю моменты, высказанные во время урока.
Демонстрирую природные явления и элементы в классе, например, с помощью коротких видеодемонстраций. Интерактивная доска в экологическом образовании повысила экологическую осведомлённость и сотрудничество, улучшила результаты тестов и повысила желание изучать науку.
В настоящем исследовании я применяю цифровые технологий в экологическом образовании через разработку цифрового учебного материала с учащимися начальной школы, так как этот период считается наиболее важным в пропаганде экологического и ответственного поведения.
На подготовительном этапе определила проблему, которую затрагивает исследование, в основном на нехватке учебно-методических материалов и методики применения инновационных цифровых технологий. По этой причине стремлюсь достичь этих целей с помощью разработанного учебного материала.
Основная цель исследования - представление цифрового учебного материала для области экологического образования, скомпилированный в программном обеспечении Smart Notebook.
Учебный материал применяла на учениках 3-го класса в МАОУ «Лицей № 6 г. Благовещенска». Экологическое образование было реализовано как отдельный предмет. Учебный материал включал в себя углублённый качественный анализ текущего состояния обеспечения и реализации преподавания экологического образования в выбранной лицее.
Подобрала учебный материал в Smart Notebook, который представляет собой идеальный способ создания цифрового учебного контента. С помощью этой программы легко и эффективно создаю интерактивные игровые учебные задания (учебные пособия) с возможностью использования цифровых посредников (например, в случае технологии, доступной учащимся 3-го класса через интерактивную доску или дисплей). Рассматриваемая программа предоставляет творческие идеи и возможность задания конкретных параметров для индивидуального подхода к каждому ученику, то есть является подходящим учебным материалом для учеников с трудностями в обучении.
Созданный материал направлен на закрепление полученных знаний учащихся в области экологического образования, повышение эффективности учебного процесса и внедрение в обучение новых элементов с помощью цифровых технологий.
Разделила учебный материал на три тематических блока: Животные; деревья-кустарники-цветы; Овощи и фрукты. Мы работали через интерактивную доску (рис. 1., рис. 2., рис. 3.).
Рисунок 1. Примеры заданий из тематического раздела «Животные»
Рисунок 2. Примеры заданий из тематического раздела «Деревья, кустарники и травы»
Рисунок 3. Примеры заданий из тематического раздела «Фрукты и овощи»
Считаю, интеграция экологического образования является отличным позитивом.
Провела анкетирование у младших школьников, для получения информации о том, какие педагогические технологии использую на уроках «Окружающего мира». Результаты опроса показали, что на уроках познания окружающего мира в третьем классе я чаще всего использую информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, личностно-ориентированные технологии. Этот факт объясняется достаточным уровнем владения ИКТ, а также наличием возможности заниматься в классе, растущий интерес к темам уроков природы стимулируют школьников к обсуждению актуальных экологических проблем и разработке экологических проектов.
Первый вопрос: «Какой ваш любимый урок?» - я выяснила, что только 18 учеников интересуются и выбирают в качестве любимых большинством учеников в классе темами уроков познания окружающего мира, а меньшинство детей в классе не считают эти уроки одними из своих любимых.
Следующий вопрос - Какие задания вам больше нравятся на уроках «Окружающий мир»? - был связан с выбором детьми заданий, которые они хотели бы получить и выполнить на уроке. Оказалось, что информационно-коммуникативные технологии являются предпочтительными заданиями для младших школьников.
Разработанный цикл занятий с использованием видеоматериалов, различных тематических видеороликов, интерактивной доски и слайд-презентаций, на мой взгляд, будет стимулировать активность и интерес детей и поможет им развить заботливое отношение к окружающему миру.
Работа с элементами ИКТ оживляла учащихся, приводила к большей активности детей на уроке, что наблюдалось по их ответам на уроках, домашним заданиям и задаваемым вопросам. Дети также находили дополнительную информацию, делились услышанным от взрослых или увиденным по телевизору на эту тему. Младшие школьники не только лучше усвоили материал, но и показали свой интерес к окружающему миру, свою озабоченность экологическими проблемами современности и готовность внести посильный вклад в их решение.
Дети начали собирать видеоматериалы, презентации, которые демонстрируют ситуации взаимоотношений человека и природы - положительные и отрицательные переживания. Практически на каждом уроке теоретический материал соединялся с практическим. Ребята рассказали о своих наблюдениях за окружающей природой - флорой и фауной. Наиболее значимым моментом является взаимосвязь между экологическим образованием и экологическим образованием. Школьники высказывали своё мнение по проблемам взаимоотношений человека с природой, выдвигали идеи мероприятий по улучшению жизни животных и растений и свой личный вклад в эту деятельность.
Таким образом, моему классу стало более интересно, улучшила подачу учебных материалов, увеличила обмен знаниями, снизила барьеры времени и пространства, автономность и лёгкость доступа к информации.
Список использованных источников
1. Peter Brečka, Monika Valentová, Ivana Tureková // TEM Journal TECHNOLOGY, EDUCATION, MANAGEMENT, INFORMATICS. Volume 11, Issue 2, pages 726-730, ISSN 2217‐8309, May 2022. Режим доступа: https://www.temjournal.com/content/112/TEMJournalMay2022_726_730.html