По речевому направлению
- Общее количество часов по плану 69
- Количество занятий в неделю 2
Рабочая программа кружковой деятельности составлена в соответствии с «Основной общеобразовательной программой дошкольного образования 2019 года».
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность
Поступление ребёнка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. И, что самое главное, предъявляет к нему новые более высокие требования, как к личности в целом, так и к его интеллектуальным способностям. В багаже знаний современного первоклассника часто бывает востребован навык чтения, особенно при поступлении в различные учебные заведения. Именно востребованность данного навыка и явилась толчком в разработке данной программы адаптированной к работе с дошкольниками. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям детей, а не дублируют школу, что является отличительной особенностью данной образовательной программы.
Программа соответствует ФГОС ДО. Программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для работы с детьми 6-7 лет в дошкольном образовательном учреждении.
Данная программа разработана с учётом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, учебного пособия «Букварь» Жуковой Н.С. и пособия Д.Р.Шумаевой «Как хорошо уметь читать».
Пособие «Букварь» - это результат тридцатилетнего опыта работы логопеда Н.С.Жуковой. Оно сочетает в себе традиционную методику обучения грамоте с оригинальной логопедической методикой. Это позволяет не просто научить ребенка читать, но и предупредить будущие возможные ошибки на письме.
В основе обучения дошкольников чтению по авторской методике Н.С.Жуковой лежит слоговой принцип. Слог выступает в качестве единицы чтения.
Работу по подготовке ребёнка к школе необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Конечно, обучение грамоте - задача школы, но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет школьная задача - учиться читать и писать. И тогда процесс обучения будет значительно облегчён.
Реализуемая программа строиться на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.
Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.
Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала.
При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.
Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.
Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.
Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.
Программа разработана с учетом основных принципов:
- последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
- доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
- наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
- индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
- результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
- межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)
2. Цели и задачи
Программа кружка «Грамотей - ка» направлена на развитие умения читать у детей старшего дошкольного возраста.
Цель программы: подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.
Задачи:
Обучающие:
- Формирование и развитие фонематического слуха.
- Учить детей владеть звуковой стороной речи темпом, интонацией.
- Знакомство со слоговой структурой слова.
- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение.
- Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения.
- Расширение словарного запаса детей.
- Обучение чтению.
- Формирование и развитие звуко-буквенного анализа.
- Подготовка руки ребёнка к письму.
Развивающие:
- Развитие слухового восприятия.
- Развитие графических навыков.
- Развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.
- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.
3. Особенности возрастных групп
3.1. Возрастные особенности детей подготовительной группы (6-7 лет)
Возрастные особенности речевого развития детей 6-7 лет
У детей подготовительной к школе группы развитие речи достигает довольно высокого уровня.
Расширяется запас слов, обозначающих названия предметов и действий. Дети свободно используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. К семи годам в основном завершается усвоение детьми лексической стороны речи. Дети начинают задавать вопросы о значении разных слов, понимают переносное значение слов разных частей речи.
Закрепляется умение согласовывать существительные с другими частями речи. Дети образуют однокоренные слова, превосходную степень прилагательных.
Возрастает и удельный вес разных типов предложений - простых, распространённых, сложноподчинённых и сложносочинённых. Многие дети седьмого года жизни овладевают умением строить разнообразные сложные предложения при составлении коллективного письма, у детей развивается самоконтроль при использовании синонимических и синтаксических конструкций, что очень важно для дальнейшего овладения письменной речью.
Идёт становление объяснительной речи: ребёнок последовательно и логично излагает события. В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом структуру текста (начало, середина, конец). Дети обычно осваивают построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения, с помощью выразительных средств передают содержание литературного текста. Совершенствуется умение составлять рассказы по картине, из личного опыта, рассказы творческого характера: дети сочиняют небольшие рассказы, сказки и истории. Формируется культура речевого общения.
Дети приобретают широкую ориентировку в звуковой стороне речи, овладевают умениями звукового анализа и синтеза, развивается фонетическое восприятие.
Особое значение в этом возрасте имеет формирование элементарного осознания своей и чужой речи. Речь становится предметом внимания и изучения. формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки детей к обучению речи и письму.
3.2. Режим организации занятий речевой деятельности кружка «Грамотей-ка»
Кружок «Грамотейка» проводиться в рамках образовательной области речевое развитие.
Заседания кружка подготовительной группы предполагает игровую деятельность в процессе которой дети знакомятся со звуками родной речи и их буквенным обозначением.
Совместная деятельность воспитателя вместе с детьми в кружке «Грамотейка» проводится в свободное от занятий время во второй половине дня и организуется следующим образом: с подгруппой детей 2 раза в неделю по 30 минут.
Адресность: Программа предназначена для работы с детьми 6-7 лет.
Нормативный срок освоения рабочей программы: 1 год.
Наименование учебной группы: подготовительная группа «Радуга».
Возрастная группа |
Продолжительность занятия |
Периодичность |
Количество занятий в неделю |
Кол-во занятий в год |
старшая группа |
25-30 минут |
2 раза в неделю
|
2 занятия |
69 |
3.3. Список детей
В состав группы кружка «Грамотей - ка» включены дети, имеющие по результатам наблюдений ярко выраженных речевых способностей, а также дети, имеющие слабые способности по речевому развитию, не проявляющие к нему интереса.
№ п/п |
Фамилия, имя, отчество ребёнка |
дата рождения |
1 |
||
2 |
||
3 |
||
4 |
||
5 |
||
6 |
||
7 |
||
8 |
||
9 |
||
10 |
||
11 |
||
12 |
4. Ожидаемые результаты
4.1. Ожидаемые результаты в старшем дошкольном возрасте
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут:
знать:
- все звуки и буквы русского языка;
- понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- что в слове один слог - главный, ударный;
- классификации звуков (гласный - согласный, твердый - мягкий, звонкий - глухой);
уметь:
- выделять слова в предложении, определять их место;
- проводить звуковой анализ слов из 3-5-ти звуков на слух;
- выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);
- делить слова на слоги, считать слоги в слове;
- составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
- пересказывать небольшие тексты;
- дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
- правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
владеть:
- понятиями: звук, буква, слог, слово;
- терминами: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие;
- связной, грамматически и фонетически правильной речью.
4.2.Система отслеживания и оценивания результатов работы по программе
Оценка речевых способностей детей осуществляется с помощью заполнения таблицы мониторинга.
Оценка результатов:
- высокий уровень - ребёнок самостоятельно справляется с заданиями, правильно отвечает на вопросы;
- средний уровень - ребёнок справляется с заданиями с частичным участием педагога;
- низкий уровень - ребёнок справляется с заданиями с помощью педагога.
5. Перспективный план кружка «Грамотей-ка»
6. Список литературы
- Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие/ Н.С.Жукова. - М.: Эксмо, 2007.
- Нищева Н.В. Будем говорить правильно. С.П.: Детство-Пресс, 2002.
- Е.Н.Косинова.Уроки логопеда. - М.: Эксмо. 2008
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М.: Владос, 2002.
- Д.Г.Шумаева. Обучение дошкольников чтению. Программа-конспект «Как хорошо уметь читать!», Санкт-Петербург, издательство «АКЦИДЕНТ», 1997.
- Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж 2007 год.
- Журова, Воронцова «Обучение дошкольников грамоте», М., 2001.
- Методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет». Е.В.Колесникова. Москва. «Ювента» 2009г.