Программа кружка речевой деятельности "Грамотей-ка"

Разделы: Работа с дошкольниками


По речевому направлению

  • Общее количество часов по плану 69
  • Количество занятий в неделю 2

Рабочая программа кружковой деятельности составлена в соответствии с «Основной общеобразовательной программой дошкольного образования 2019 года».

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность

Поступление ребёнка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. И, что самое главное, предъявляет к нему новые более высокие требования, как к личности в целом, так и к его интеллектуальным способностям. В багаже знаний современного первоклассника часто бывает востребован навык чтения, особенно при поступлении в различные учебные заведения. Именно востребованность данного навыка и явилась толчком в разработке данной программы адаптированной к работе с дошкольниками. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям детей, а не дублируют школу, что является отличительной особенностью данной образовательной программы.

Программа соответствует ФГОС ДО. Программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для работы с детьми 6-7 лет в дошкольном образовательном учреждении.

Данная программа разработана с учётом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, учебного пособия «Букварь» Жуковой Н.С. и пособия Д.Р.Шумаевой «Как хорошо уметь читать».

Пособие «Букварь» - это результат тридцатилетнего опыта работы логопеда Н.С.Жуковой. Оно сочетает в себе традиционную методику обучения грамоте с оригинальной логопедической методикой. Это позволяет не просто научить ребенка читать, но и предупредить будущие возможные ошибки на письме.

В основе обучения дошкольников чтению по авторской методике Н.С.Жуковой лежит слоговой принцип. Слог выступает в качестве единицы чтения.

Работу по подготовке ребёнка к школе необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Конечно, обучение грамоте - задача школы, но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет школьная задача - учиться читать и писать. И тогда процесс обучения будет значительно облегчён.

Реализуемая программа строиться на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.

Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.

Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала.

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

Программа разработана с учетом основных принципов:

  • последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
  • доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
  • наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
  • индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
  • результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
  • межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)

2. Цели и задачи

Программа кружка «Грамотей - ка» направлена на развитие умения читать у детей старшего дошкольного возраста.

Цель программы: подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.

Задачи:

Обучающие:

  • Формирование и развитие фонематического слуха.
  • Учить детей владеть звуковой стороной речи темпом, интонацией.
  • Знакомство со слоговой структурой слова.
  • Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение.
  • Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения.
  • Расширение словарного запаса детей.
  • Обучение чтению.
  • Формирование и развитие звуко-буквенного анализа.
  • Подготовка руки ребёнка к письму.

Развивающие:

  • Развитие слухового восприятия.
  • Развитие графических навыков.
  • Развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

  • Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.
  • Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.

3. Особенности возрастных групп

3.1. Возрастные особенности детей подготовительной группы (6-7 лет)

Возрастные особенности речевого развития детей 6-7 лет

У детей подготовительной к школе группы развитие речи достигает довольно высокого уровня.

Расширяется запас слов, обозначающих названия предметов и действий. Дети свободно используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. К семи годам в основном завершается усвоение детьми лексической стороны речи. Дети начинают задавать вопросы о значении разных слов, понимают переносное значение слов разных частей речи.

Закрепляется умение согласовывать существительные с другими частями речи. Дети образуют однокоренные слова, превосходную степень прилагательных.

Возрастает и удельный вес разных типов предложений - простых, распространённых, сложноподчинённых и сложносочинённых. Многие дети седьмого года жизни овладевают умением строить разнообразные сложные предложения при составлении коллективного письма, у детей развивается самоконтроль при использовании синонимических и синтаксических конструкций, что очень важно для дальнейшего овладения письменной речью.

Идёт становление объяснительной речи: ребёнок последовательно и логично излагает события. В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом структуру текста (начало, середина, конец). Дети обычно осваивают построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения, с помощью выразительных средств передают содержание литературного текста. Совершенствуется умение составлять рассказы по картине, из личного опыта, рассказы творческого характера: дети сочиняют небольшие рассказы, сказки и истории. Формируется культура речевого общения.

Дети приобретают широкую ориентировку в звуковой стороне речи, овладевают умениями звукового анализа и синтеза, развивается фонетическое восприятие.

Особое значение в этом возрасте имеет формирование элементарного осознания своей и чужой речи. Речь становится предметом внимания и изучения. формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки детей к обучению речи и письму.

3.2. Режим организации занятий речевой деятельности кружка «Грамотей-ка»

Кружок «Грамотейка» проводиться в рамках образовательной области речевое развитие.

Заседания кружка подготовительной группы предполагает игровую деятельность в процессе которой дети знакомятся со звуками родной речи и их буквенным обозначением.

Совместная деятельность воспитателя вместе с детьми в кружке «Грамотейка» проводится в свободное от занятий время во второй половине дня и организуется следующим образом: с подгруппой детей 2 раза в неделю по 30 минут.

Адресность: Программа предназначена для работы с детьми 6-7 лет.

Нормативный срок освоения рабочей программы: 1 год.

Наименование учебной группы: подготовительная группа «Радуга».

Возрастная группа

Продолжительность занятия

Периодичность

Количество занятий в неделю

Кол-во занятий в год

старшая группа

25-30 минут

2 раза в неделю
(понедельник/
вторник 16.30 - 17.00, среда/
четверг 16.30 - 17.00)

2 занятия

69

3.3. Список детей

В состав группы кружка «Грамотей - ка» включены дети, имеющие по результатам наблюдений ярко выраженных речевых способностей, а также дети, имеющие слабые способности по речевому развитию, не проявляющие к нему интереса.

№ п/п

Фамилия, имя, отчество ребёнка

дата рождения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

4. Ожидаемые результаты

4.1. Ожидаемые результаты в старшем дошкольном возрасте

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут:

знать:

  • все звуки и буквы русского языка;
  • понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • что в слове один слог - главный, ударный;
  • классификации звуков (гласный - согласный, твердый - мягкий, звонкий - глухой);

уметь:

  • выделять слова в предложении, определять их место;
  • проводить звуковой анализ слов из 3-5-ти звуков на слух;
  • выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);
  • делить слова на слоги, считать слоги в слове;
  • составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
  • пересказывать небольшие тексты;
  • дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
  • правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;

владеть:

  • понятиями: звук, буква, слог, слово;
  • терминами: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие;
  • связной, грамматически и фонетически правильной речью.

4.2.Система отслеживания и оценивания результатов работы по программе

Оценка речевых способностей детей осуществляется с помощью заполнения таблицы мониторинга.

Оценка результатов:

  • высокий уровень - ребёнок самостоятельно справляется с заданиями, правильно отвечает на вопросы;
  • средний уровень - ребёнок справляется с заданиями с частичным участием педагога;
  • низкий уровень - ребёнок справляется с заданиями с помощью педагога.

5. Перспективный план кружка «Грамотей-ка»

6. Список литературы

  1. Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие/ Н.С.Жукова. - М.: Эксмо, 2007.
  2. Нищева Н.В. Будем говорить правильно. С.П.: Детство-Пресс, 2002.
  3. Е.Н.Косинова.Уроки логопеда. - М.: Эксмо. 2008
  4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М.: Владос, 2002.
  5. Д.Г.Шумаева. Обучение дошкольников чтению. Программа-конспект «Как хорошо уметь читать!», Санкт-Петербург, издательство «АКЦИДЕНТ», 1997.
  6. Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж 2007 год.
  7. Журова, Воронцова «Обучение дошкольников грамоте», М., 2001.
  8. Методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет». Е.В.Колесникова. Москва. «Ювента» 2009г.