Важное место в педагогическом процессе активизации словаря детей отводится сказке. Велико значение сказки и в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Каждая сказка взращивает в душе ребенка силы добра, справедливости, благородства и любви. Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.
Цель проекта: Развитие творческой личности ребенка.
Задачи обучения:
- Развивать творческие способности дошкольников;
- Формировать у детей устойчивый интерес к слушанию художественных произведений;
- Формирование выразительности речи.
- Формирование грамматического строя речи.
- Расширение словарного запаса.
- Формирование связной речи (развитие диалогической речи и речевого общения).
Вид проекта: творческий.
Предполагаемые результаты
- Оснащение развивающей среды в группе: библиотека по произведениям Д.Родари. Оформление книг, альбома рисунков по произведениям Д.Родари. Создание развивающих игр, театрализованные игры.
- Формирование умение воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
- Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать произведения по отрывкам.
- Развитие интереса к литературе, к творчеству зарубежных писателей.
- Популяризация семейного чтения.
- Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
Сроки реализации: 2 месяца.
Участники проекта: дети подготовительной группы «Непоседы», воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Форма итогового мероприятия: инсценировка сказки «Чиполлино» Д.Родари.
Интеграция образовательных областей: Совместная деятельность педагога и детей с учетом интеграции образовательных областей Обогащение развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Взаимодействие с родителями.
1 этап. Мотивационно-диагностический
Чтение художественной литературы дети, читая сказку «Чиполлино», проявляли большой интерес к содержанию, эмоционально реагировали на него. С удовольствием рассматривали иллюстрации. Воспитатели отмечают наиболее активных, эмоциональных детей, желающих комментировать поступки героев.
Подбор различных изданий сказки, рассматривание иллюстраций. Рекомендуется приобрести сказку домой, почитать, поддерживать знакомство со сказкой, посмотреть мультфильм.
2 этап. Организационный
Распределять роли, учитывая активность, характер ребенка. Воспитатель берет роль рассказчика. Заучивание отрывков произведения. Проводятся репетиции отрывков, дети имитируют движения, мимику, характер персонажей.
Родители помогают изготовить атрибуты.
3 этап. Содержательно-практический
- Поход в библиотеку. Знакомство с автором Д.Родари и его произведениями.
- Художественное творчество
- Взаимодействие с родителями. Создание творческих работ по произведению Д.Родари «Чиполлино».
- Выставка работ.
- Художественное творчество
Лепка. «Мой друг Чиполлино»
Цель:
- Продолжать учить детей лепить фигуру сказочного персонажа комбинированным способом, передавая форму головы, туловища, ног, рук и соблюдая пропорциональное соотношение частей.
- Учить плотно, скреплять детали и создавать устойчивую фигурку.
- Развивать фантазию и воображение в воплощении задуманного образа.
Рисование. «Любимый персонаж произведения «Чиполлино»»
Цель: учить изображать персонаж, отображающий характерные особенности. Развивать технические навыки, эстетический вкус.
Познание. ФЭМП
Д/и: «Я знаю 10 названий овощей (фруктов)», «Когда это бывает (последовательность роста овощей и фруктов)?»
Предметное окружение. «Готовим овощной салат»
Цель:
- формирование желания вести здоровый образ жизни.
- закреплять знания детей об овощах их название, особенности формы, цвета, вкуса;
- развивать сенсорные ощущения детей, умение слышать воспитателя, отвечать на поставленные вопросы;
- уточнять представление о витаминах и продуктах, которые их содержат.
- расширить представление детей о фруктах, учить узнавать их;
- учить использовать различные анализаторы.
«Готовим фруктовый салат»
Цель: расширить представление детей о фруктах, учить узнавать их;
Задачи:
- развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность;
- обогащать словарь новыми словами
- развивать интерес к познанию кулинарных тонкостей, оказанию
- учить пользоваться ножом;
Коммуникация
- Чтение художественной литературы.
- Иллюстрации из произведения.
Музыка
Под музыку разучиваются движения, дети развивают музыкальный слух, учатся определять по музыке характер героев.
4 этап. Итоговый
Социализация
- Инсценировка произведения «Чиполлино».
- Съемка, оформление фото-стенда.
Конспект НОД в подготовительной группе «Мой друг Чиполлино». Лепка из пластилина
Предварительная работа. Чтение повести - сказки Дж.Родари «Приключения Чиполлино», рассматривание иллюстраций.
Программное содержание. Продолжать учить детей лепить фигуру сказочного персонажа комбинированным способом, передавая форму головы, туловища, ног, рук и соблюдая пропорциональное соотношение частей. Учить плотно, скреплять детали и создавать устойчивую фигурку. Развивать фантазию и воображение в воплощении задуманного образа.
Раздаточный материал. Пластилин разного цвета, стеки, картонки-подставки, дощечки для лепки.
Ход занятия
I часть - Беседа, рассматривание образца
- Внимание! До открытия Мастерской Сказочных Героев осталась одна минута. Но мастерская пуста, там ни кого нет. Кто же будет делать героев сказок? Ребята, а давайте мы с вами станем мастерами (одевают фартуки). Проверьте, пожалуйста, все ли готовы к работе. Молодцы! Тогда мы можем начинать.
- Ребята я хочу вам прочитать отрывок из стихотворения Самуила Маршака, послушайте его внимательно.
Я - веселый Чиполлино.
Вырос я в Италии -
Там, где зреют апельсины
И лимоны, и маслины,
Фиги и так далее.
- О ком это стихотворение? … Правильно о Чиполлино, а называется оно «Песня Чиполлино». А теперь обратите внимание на доску. Там я выставила разные картинки. Что изображено на этих картинках?
- Ребята, вы, наверное, догадались, что мы сегодня будем лепить фигуру Чиполлино и его друзей.
- Я хочу вам его показать. (Идет рассматривание образца)
- Какие части вы можете выделить у фигурки?
- Какой формы голова у Чиполлино (Груши, Вишенки)?
Для выполнения работы из большого куска пластилина нужно скатать толстый валик, разрезать один его конец стекой до середины (получатся ноги) и загнуть вперед небольшие ступни-подставки. Голову нужно сделать из маленького кусочка, руки - из столбиков и прикрепить к туловищу (верхней части валика). Потом оформить лицо Чиполлино - сделать глаза, нос и рот. Разместить, сказочного героя на подставке, раздвинув ему для устойчивости ноги.
- Уважаемые мастера! Я предлагаю вам вылепить веселого героя. Мы можем занимать места в мастерской. Но перед тем как приступить к работе, необходимо размять пальцы рук. У Чиполлино много друзей и у нас есть друзья.
Пальчиковая гимнастика
Дружат в нашей группе девочки и мальчики, (соединяют пальцы обеих рук в замок)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики (прижимают ладони друг к другу)
Раз, два, три, четыре, пять, (подушечками пальцев постукивают друг о друга)
начинай опять считать! (опускают руки вниз, встряхивают кистями)
Раз, два, три, четыре, пять, (подушечками пальцев постукивают друг о друга)
Мы закончили считать!
II часть - Выполнение работы детьми
В ходе работы воспитатель оказывает помощь тому, кому она необходима, используя наводящие вопросы:
- «Как ты будешь соединять ноги с туловищем?»,
- «Голову с туловищем?»,
- «Подходят ли по размеру голова и туловище?»,
- «Голова и глаза?» и т.д.
Если необходимо, воспитатель индивидуально показывает некоторые приемы на своем материале. Во время выполнения работы проводится физкультминутка.
- Ребята, Чиполлино и его друзья всегда спешили на помощь, давайте, и мы покажем, как мы спешим на помощь другу.
Физкультминутка
Ты шагай, ты шагай, ноги выше поднимай! (ходят, высоко поднимая колени, руки разведены в стороны)
И потопай по дорожке, веселей стучите ножки. (шагают, руки на поясе)
Ты беги, ты беги, на носочках ты беги! (бегут на носках, руки согнуты)
И на пяточках пойдем, топать громко мы начнем. (ходят на пятках, руки за спиной)
Ты скачи, ты скачи, на носочках поскачи. (скачут, руки на поясе)
Маршируй ты веселее, ножки топают дружнее. (маршируют)
III часть - Анализ
- Настоящие мастера своего дела создают свою, не похожую на другие, поделку. Предлагаю всем мастерам рассмотреть поделки. (Дети, стоя вокруг стола, рассматривают поделки, беседуют, кому какая поделка нравится и почему). (Воспитатель отмечает правильность передачи форм, пропорций, выразительность позы)
- Поделки получились яркими, выразительными. Все молодцы! Мастерская Сказочных Героев закрывается. Просьба всем мастерам убрать свое рабочее место. Всем спасибо!