В новых ФГОС образования особое внимание уделяется общекультурному, личностному, познавательному развитию учащихся. В настоящее время школьные экскурсии рассматриваются как одно из перспективных направлений педагогической практики. Учёными –педагогами установлено, что использование экскурсий способствует овладению учащимися навыками познания, исследовательской деятельности, формированию интереса к науке, общественной деятельности. Кроме того, экскурсии помогают при воспитании патриотизма у подрастающего поколения: гордость за своё Отечество, малую родину, активную позицию, готовности служить Отчизне. В последнее время наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение. Любовь к родному краю, уважение к традициям, интерес к историческому прошлому – все эти чувства зависят от того, как они были заложены в детские и школьные годы.
Основная дидактическая цель экскурсии – формирование новых знаний путём непосредственных наблюдений за природой, социальными производственными объектами и явлениями.
Основная цель школьных образовательных экскурсий - углубленное изучение школьной программы, поэтому они проводятся в соответствии с планом воспитательной работы и тематическому планированию по определённому предмету. Экскурсия несёт в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Экскурсии помогают развивать коммуникативные умения, самодисциплину, интерес к окружающему миру, к знаниям, которое накопило человечество.
Разнообразие экскурсий
По содержанию экскурсии делятся на: обзорные, тематические, комплексные.
Обзорные экскурсии, как правило, многотемны, где используется исторический и современный материал. Примером обзорной природоведческой экскурсии может служить экскурсия в лес или парк, а также обзорные автобусные экскурсии по городу, по историческим местам и т.д.
Тематические экскурсии посвящены какой-то одной теме (жизнь и творчество писателя, художника, ученого, экскурсия по кремлю), музейные выставки, поездки в планетарий и т.д.
По организации познавательной деятельности экскурсии бывают иллюстративные и исследовательские.
Иллюстративные экскурсии предназначены для демонстрации учащимся объектов и явлений, изучаемых в школе. Требуется внимание, т.к. все объекты и явления подкрепляют теоретический материал, изучаемый на уроках.
В отличие от иллюстративной экскурсии исследовательская экскурсия требует от учащихся умения сравнивать, анализировать, строить аналогии, устанавливать причинно-следственные связи делать выводы.
Исследовательская (экскурсия) - освоение навыков наблюдения, кодирования информации, формулирования вопросов, построение целей и задач собственной деятельности. Экскурсию можно назвать «зоркой прогулкой», ведь в процессе экскурсии надо заметить, запомнить, как можно больше объектов, информации, зашифровать или зарисовать, загадать или задать вопросы одноклассникам
По учебной цели - вводные (по курсу или теме), текущие (по мере изучения темы) и обобщающие (после изучения темы).
По тематике все экскурсии можно разделить на группы:
- ознакомление с многообразием органического мира, наблюдение за явлениями природы в различное время года, исследование объектов живой природы;
- ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, полезными ископаемыми, исследование объектов неживой природы;
- экологические экскурсии;
- экскурсии в краеведческий музей, на выставки;
- экскурсии – знакомство с профессиями, производством.
По месту проведения:
- в городскую среду (сквер, отдельный микрорайон, город);
- в природу (парк, лес, водоем, луг и т.д);
- в музей, на выставку;
- на производство (почта, пожарная часть, банк и т.д.);
- в библиотеку;
- в зоопарк, ботанический сад, оранжерею;
По количеству участников - групповые, индивидуальные.
При организации экскурсии, учащиеся открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Существуют определённые условия эффективности экскурсии:
- тщательная подготовка (формирование групп, подготовка заданий, маршрутных листов, карточек с играми, изучение карт, инструкции и т.д.); цель подготовительного этапа – вызвать интерес к определённым объектам;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- связь с учебными интересами учащихся;
- краткое время самой экскурсии (занимает не более получаса), в течение которой дети самостоятельно выполняют задания;
- завершение экскурсии, обработка данных, презентация результатов (продуктов), подведение итогов.
Процесс наблюдения на экскурсии можно условно разделить на 4 этапа:
1 этап – подготовительный.
На этом этапе нужно вызвать интерес, найти дополнительную информацию об объекте, указать цели, задачи, дать предварительное задание)
2 этап – начало экскурсии.
Направить, сосредоточить внимание, поддержать интерес.
3 этап – процесс наблюдения.
Сама экскурсия, на котором запоминается информация, задаются дополнительные вопросы, которые показывают насколько детям понятен данный материал.
Чтобы процесс наблюдений был эффективнее можно использовать следующие приемы:
- приём имитации (повторить движения, звуки);
- приём фиксации (зарисовать, зашифровать важную информацию в виде схем, графиков, таблиц);
- использовать стихи, пословицы, поговорки, загадки в беседе;
- постановка проблемных вопросов.
4 этап – заключительный.
На этом этапе подводятся итоги, что запомнилось, что было новое, что удивило. Итогом экскурсии может стать фотоотчет, гербарий, оформленный альбом, стенд.
Экскурсии входят в систему уроков по окружающему миру с 1 по 4 класс. Учителю важно правильно организовать деятельность, чтобы экскурсия развивала не только предметные умения, но способствовала общекультурному, личностному и познавательному развитию учащихся.
Экскурсии по программе «Школа России». Окружающий мир под редакцией А.А.Плешакова
| Класс | Тема по программе |
Экскурсия |
1 класс |
Моя малая Родина |
Экскурсия по микрорайону |
2 класс |
Город и село. |
Экскурсия по городу |
2 класс |
В гости к осени |
Экскурсия в парк |
2 класс |
В гости к зиме |
Экскурсия в парк |
2 класс |
В гости к весне |
Экскурсия в парк |
3 класс |
Проект «Музей путешествий» |
Виртуальные экскурсии по странам |
4 класс |
Экскурсии в природные сообщества родного края ( 3 ч.) |
Экскурсия в лес |
4 класс |
Раздел «Страницы истории России» |
Экскурсия в краеведческий музей |
Учащиеся начальных классов – это дети-почемучки. Они очень любознательные и пытливые. Ребенок учится и осознает себя не столько объектом обучения, сколько субъектом познания, у него появляется стремление самому докопаться до сути явлений, стать активным соучастником событий. Высокая познавательная потребность, любознательность, активность, заинтересованность ребёнка в окружающем мире – это бесценный дар, которым можно и нужно умело пользоваться педагогам для развития детского мышления, расширения кругозора, формирования экологической и общей культуры младших школьников.