Экскурсия в начальной школе как одна из форм обучения

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: экскурсия, Образовательная экскурсия


В новых ФГОС образования особое внимание уделяется общекультурному, личностному, познавательному развитию учащихся. В настоящее время школьные экскурсии рассматриваются как одно из перспективных направлений педагогической практики. Учёными –педагогами установлено, что использование экскурсий способствует овладению учащимися навыками познания, исследовательской деятельности, формированию интереса к науке, общественной деятельности. Кроме того, экскурсии помогают при воспитании патриотизма у подрастающего поколения: гордость за своё Отечество, малую родину, активную позицию, готовности служить Отчизне. В последнее время наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение. Любовь к родному краю, уважение к традициям, интерес к историческому прошлому – все эти чувства зависят от того, как они были заложены в детские и школьные годы.

Основная дидактическая цель экскурсии – формирование новых знаний путём непосредственных наблюдений за природой, социальными производственными объектами и явлениями.

Основная цель школьных образовательных экскурсий - углубленное изучение школьной программы, поэтому они проводятся в соответствии с планом воспитательной работы и тематическому планированию по определённому предмету. Экскурсия несёт в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Экскурсии помогают развивать коммуникативные умения, самодисциплину, интерес к окружающему миру, к знаниям, которое накопило человечество.

Разнообразие экскурсий

По содержанию экскурсии делятся на: обзорные, тематические, комплексные.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемны, где используется исторический и современный материал. Примером обзорной природоведческой экскурсии может служить экскурсия в лес или парк, а также обзорные автобусные экскурсии по городу, по историческим местам и т.д.

Тематические экскурсии посвящены какой-то одной теме (жизнь и творчество писателя, художника, ученого, экскурсия по кремлю), музейные выставки, поездки в планетарий и т.д.

По организации познавательной деятельности экскурсии бывают иллюстративные и исследовательские.

Иллюстративные экскурсии предназначены для демонстрации учащимся объектов и явлений, изучаемых в школе. Требуется внимание, т.к. все объекты и явления подкрепляют теоретический материал, изучаемый на уроках.

В отличие от иллюстративной экскурсии исследовательская экскурсия требует от учащихся умения сравнивать, анализировать, строить аналогии, устанавливать причинно-следственные связи делать выводы.

Исследовательская (экскурсия) - освоение навыков наблюдения, кодирования информации, формулирования вопросов, построение целей и задач собственной деятельности. Экскурсию можно назвать «зоркой прогулкой», ведь в процессе экскурсии надо заметить, запомнить, как можно больше объектов, информации, зашифровать или зарисовать, загадать или задать вопросы одноклассникам

По учебной цели - вводные (по курсу или теме), текущие (по мере изучения темы) и обобщающие (после изучения темы).

По тематике все экскурсии можно разделить на группы:

  • ознакомление с многообразием органического мира, наблюдение за явлениями природы в различное время года, исследование объектов живой природы;
  • ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, полезными ископаемыми, исследование объектов неживой природы;
  • экологические экскурсии;
  • экскурсии в краеведческий музей, на выставки;
  • экскурсии – знакомство с профессиями, производством.

По месту проведения:

  • в городскую среду (сквер, отдельный микрорайон, город);
  • в природу (парк, лес, водоем, луг и т.д);
  • в музей, на выставку;
  • на производство (почта, пожарная часть, банк и т.д.);
  • в библиотеку;
  • в зоопарк, ботанический сад, оранжерею;

По количеству участников - групповые, индивидуальные.
При организации экскурсии, учащиеся открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Существуют определённые условия эффективности экскурсии:

  • тщательная подготовка (формирование групп, подготовка заданий, маршрутных листов, карточек с играми, изучение карт, инструкции и т.д.); цель подготовительного этапа – вызвать интерес к определённым объектам;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • связь с учебными интересами учащихся;
  • краткое время самой экскурсии (занимает не более получаса), в течение которой дети самостоятельно выполняют задания;
  • завершение экскурсии, обработка данных, презентация результатов (продуктов), подведение итогов.

Процесс наблюдения на экскурсии можно условно разделить на 4 этапа:

1 этап – подготовительный.

На этом этапе нужно вызвать интерес, найти дополнительную информацию об объекте, указать цели, задачи, дать предварительное задание)

2 этап – начало экскурсии.

Направить, сосредоточить внимание, поддержать интерес.

3 этап – процесс наблюдения.

Сама экскурсия, на котором запоминается информация, задаются дополнительные вопросы, которые показывают насколько детям понятен данный материал.

Чтобы процесс наблюдений был эффективнее можно использовать следующие приемы:

  • приём имитации (повторить движения, звуки);
  • приём фиксации (зарисовать, зашифровать важную информацию в виде схем, графиков, таблиц);
  • использовать стихи, пословицы, поговорки, загадки в беседе;
  • постановка проблемных вопросов.

4 этап – заключительный.

На этом этапе подводятся итоги, что запомнилось, что было новое, что удивило. Итогом экскурсии может стать фотоотчет, гербарий, оформленный альбом, стенд.

Экскурсии входят в систему уроков по окружающему миру с 1 по 4 класс. Учителю важно правильно организовать деятельность, чтобы экскурсия развивала не только предметные умения, но способствовала общекультурному, личностному и познавательному развитию учащихся.

Экскурсии по программе «Школа России». Окружающий мир под редакцией А.А.Плешакова

Класс

Тема по программе

Экскурсия

1 класс

Моя малая Родина

Экскурсия по микрорайону

2 класс

Город и село.

Экскурсия по городу

2 класс

В гости к осени

Экскурсия в парк

2 класс

В гости к зиме

Экскурсия в парк

2 класс

В гости к весне

Экскурсия в парк

3 класс

Проект «Музей путешествий»

Виртуальные экскурсии по странам

4 класс

Экскурсии в природные сообщества родного края ( 3 ч.)

Экскурсия в лес
Экскурсия на луг
Экскурсия на водоём

4 класс

Раздел «Страницы истории России»

Экскурсия в краеведческий музей

Учащиеся начальных классов – это дети-почемучки. Они очень любознательные и пытливые. Ребенок учится и осознает себя не столько объектом обучения, сколько субъектом познания, у него появляется стремление самому докопаться до сути явлений, стать активным соучастником событий. Высокая познавательная потребность, любознательность, активность, заинтересованность ребёнка в окружающем мире – это бесценный дар, которым можно и нужно умело пользоваться педагогам для развития детского мышления, расширения кругозора, формирования экологической и общей культуры младших школьников.