Кот Базилио и лиса Алиса вкатывают на колёсиках большой макет Букваря.
Кот Базилио: Алиса! Алиса! Куда мы идём?
Алиса:
На поле чудес мы Букварь отнесём,
Потом Буратино туда пригласим.
Ему эту книгу там продадим.
Кот Базилио:
Ты, что Алиса, не понимаешь?
Волшебный Букварь это знаешь?
Слышал давече я,
Как сам Карабас говорил, не тая
«Секрет есть у Букваря
Освоить буквы, слоги
Ты можешь без подмоги
Слова волшебные скажи.»
Алиса:
Постой-ка котик
Раз! Два! Три!
Букварь оживи!
Открывается дверца в Букваре. Оттуда выходят дети 1 класса.
Кот Базилио: Буквы! Живые!
Алиса: Да! Котик, это же ученики 1 класса со своей учительницей.
Учитель:
Здравствуйте, взрослые!
Здравствуйте, дети!
День необычный сегодня на свете-
Музыка всюду, улыбки и смех
Школа открыла двери для всех
И не грустите, девчонки, мальчишки,
По играм, затеям и сказочным книжкам,
На праздник Букваря мы отправляемся!
Букварь сегодня к нам пришёл
И нас на праздник к вам привёл!
А помогли нам в этом
Герои сказки. Где вы…?
Алиса: Да-да.
Как хорошо уметь читать,
Не надо к мамам приставать,
Не мне кота трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Кот Базилио:
Не надо умолять лисичку,
Ну прочитай ещё страничку,
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
1 ученик:
Над страной весенним утром
Занялась заря.
В школе праздник -
Светлый праздник,
Праздник Букваря!
2 ученик:
Мы сегодня очень рады
Всем ребятам, папам, мамам!
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей!
3 ученик:
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых!
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник нас.
4 ученик:
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
5 ученик:
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливых вид-
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
6 ученик:
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке -
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
7 ученик:
Уже Земля сменила платье,
Надела зимний свой наряд.
Сегодня праздник-
Школьный праздник-
Для всех читающих ребят!
8 ученик:
Смех и слёзы.
Радость и печаль
Довелось нам испытать,
Но стараний наших
Нам не жаль-
Книги нам легко
Теперь читать.
Хором: А помогла нам в этом наша первая книга-Букварь!
Звучит музыка из «Пиратов Карибского моря». Вбегает Джек Воробей.
Джек Воробей:
Я лихой морской пират.
Мне сам чёрт давно не брат.
Я любому в море враг,
Надо мною чёрный флаг.
Глазу мил такой пейзаж:
Волны, драка, абордаж.
- Привет, ребята! Вижу, сегодня у вас большой праздник, правильно? Значит, я правильно нашёл адресата! Странствовал я по разным странам и совсем недавно увидел в море бутылку. На ней была странная надпись. Я грамоте мало учился, всё больше грабил! Не поможете разобраться?
Учитель: Стыдно тебе в таком возрасте не уметь читать! Мы и есть те, кому предназначена эта бутылка!
Джек Воробей: Да ладно! Я хоть буквы некоторые знаю! А вот они-то небось и с буквами не знакомы!
Учитель: Да ты что, Джек Воробей! Мы все буквы знаем!
(Дети рассказывают про алфавит и буквы)
Учитель: Гласные?
Дети: Здесь!
Учитель: Согласные?
Дети: Здесь!
Учитель: Буквы, которые не обозначают звуков?
Дети: Здесь!
Учитель:
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В чётком порядке построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется он - Алфавит!
Буква А:
А - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко
Ноги ставит широко.
Буква Б:
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Буква В:
Вот буква В
Видна вдали -
Красивая, витая.
Как будто крендель испекли
Проезжих поджидая.
Буква Г:
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
Буква Д:
Вот стоит,дымок пуская,
Буква Д - труба печная.
Буква Е, Ё
На дворе-какая жалость
Наша лестница сломалась
Наша лестница сломалась
Буква Е зато осталась.
Е и Ё-родные сёстры
Различать сестёр не просто
Но у буквы Ё две точки.
Словно к лесенке гвоздочки.
Буква Ж:
Посмотри-ка буква Ж
На жука похожа,
Потому что у неё
Шесть жучиных ножек.
Буква З:
На эту букву посмотри,
Она совсем,как цифра три!
Буква И, Й:
Чтобы Й не спутать с И
Сверху галочку пиши
Букву Й зовут и краткой
Й как и в твоей тетрадке.
Буква И наискосок
Примеряла поясок
Снизу вверх его тянула
К правой ножке пристегнула.
Буква К:
Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он как буква К.
Буква Л:
Люди видите слона?
Хобот есть. Нога видна.
Буква М:
Взявшись за руки мы встали
И на М похожи стали.
Буква Н:
Там я букву н найду,
Где гамак висит в саду.
Буква О:
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
Помотри на колесо -
И увидишь букву О.
Буква П:
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Буква Р:
Буква Р - на мачте парус.
Буква С:
Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе тёмном
Буквой с повис над домом.
Буква Т:
Буква Т стоит на крыше
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
Буква У:
У - сучок.В любомлесу
Ты увидишь букву У.
Буква Ф:
Всем известно без подсказки.
Буква Ф - как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
Буква Х:
Х всё ходит, ходит, ходит.
Места что ли не находит?
Буква Ц:
Вот какая буква Ц
С коготком на конце
Коготок - царапка,
Как кошачья лапка.
Буква Ч:
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Буква Ш:
Посмотри на букву Ш -
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
Буква Щ:
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
Буква Ъ:
Из ведра не просто так
Нам воды напиться.
Нужен ковшик - твёрдый знак
Чтобы не облиться.
Как мы пишем твёрдый знак?
Твёрдый знак мы пишем так:
Колесо и спичка
Позади косичка.
Буква Ы:
А бедняга буква Ы
Бродит с палочкой, увы!
Буква Ь:
Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой, вот так:
Букву капелька смягчит
Слово мягко прозвучит.
Буква Э:
Буква Э на С дивится
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть, наверняка,
Только нету языка.
Буква Ю:
Чтобы О не укатилось
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось.
Получилась буква Ю.
Буква Я:
Я - бродяга с рюкзаком,
Путешествую пешком.
Звучит песня «Азбука».
Джек Воробей: А раз вы умеете читать и вы ученики того самого 1 «А» класса, тогда это вам! Читайте!
Учитель читает послание в котором написано:
Мы Букварь у вас украли,
Его названье разобрали.
Как все буквы соберёте,
Быстро вы Букварь найдёте.
Вот вам карта,чтобы знать,
Где же буквы вам искать! (Нечистая сила)
Учитель: Ой-ой-ой! Ну что ж, ребята!
В названии «Букварь»
Семь букв имеется,
Мы все их знаем и на них надеемся.
Нам надо все буквы
Вместе собрать -
Тогда и узнаем,
Где книгу искать.
Мы всякую нечисть
Должны навестить
И в честном бою её победить.
Когда разгромим
Мы всю нечисть и тварь,
Тогда и вернём наш
Чудесный Букварь.
- Послушайте, Джек-Воробей! Вы ведь великий путешественник, к тому же вы знаете, примерно.где спрятаны буквы. Может, вы поможете нам справиться с этим делом?
Джек-Воробей: Но для этого нам предстоит отправиться в морское путешествие!
Учитель: Ну и что же? Ради Букваря мы готовы на любой подвиг!
Джек-Воробей: Хорошо! Я беру вас в путешествие. Наше с вами путешествие продлится не много ни мало. Я бы сказал достаточно… Даже очень предостаточно, чтобы как следует повеселиться, ну и куда же без этого… Есть у меня одна штукенция (достаёт карту). Вот по этой карте мы с вами доберёмся до того острова, в районе которого я обнаружил это послание! Но мне надо убедиться, что вы сильные, ловкие и я могу вам доверять.
Учитель: Кто бы говорил,Джек! Это тебе можно ли доверять? Но, я думаю, ребята не будут против доказать тебе это!
Дети исполняют морской танец.
Учитель: Ну как? Убедился, что мы подготовленная , многоуважаемый Джек-Воробей!
Джек-Воробей: Молодцы! Вы успешно прошли обучение, но чтобы отправиться в путешествие ,вам предстоит произнести клятву настоящего ученика.
Клятва учеников(проговорить клятву хором)
Быть отважными, смелыми и не бояться никаких трудностей…
Клянёмся! (хором)
Быть сильными, мужественными и не пасовать перед препятствиями…
Клянёмся!
Ценить дружбу и приходить на помощь товарищам по первому зову…
Клянёмся!
Не ссориться по мелочам, быть терпеливыми и мудрыми…
Клянёмся!
Всегда идти навстречу новым приключениям и удивительным путешествиям…
Клянёмся!
Джек-Воробей: Итак, в путь!
Появляется клоун
Клоун:
Я весёлый клоун Вася
Появился в вашем классе
И принёс с собой шары
Для любимой детворы.
Вам шары я подарю
Но сначала всем велю
Думать, правильно писать
И загадки отгадать.
Красная Шапочка:
Бабушка девочку очень любила
Красную шапочку ей подарила
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите, как звали её?
Дети: Красная Шапочка.
Клоун: Любите ли вы сказки? Тогда узнайте, о какой сказке идёт речь, тогда вы получите свою букву.
Ученик:
А дорога далека,
А корзинка нелегка
Сесть бы, сесть бы на пенёк,
Съесть бы, съесть бы пирожок. («Маша и Медведь»)
Ученик:
Нет ни речки, ни пруда -
Где воды напиться?
Очень вкусна вода -
В ямке от копытца! («Сестрица Алёнушка и Братец Иванушка»)
Ученик:
Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке. («Колобок»)
Ученик:
Отворили дверь козлята
И…пропали все куда-то! («Волк и семеро козлят»)
Ученик: Славный парень! Кто не знает?
В театре кукольном играет.
Только жаль, что очень врёт.
Оттого и нос растёт. («Буратино»)
Буратино:
Здравствуйте, первоклашки!
Я слышал у вас праздник «Прощание с Букварём»?
Я принёс вам вашу букву.
Знаю, кто уроки учит.
Ключик золотой получит.
С ним в мир знаний, мне поверь
Ты всегда откроешь дверь.
А теперь вот отгадай-ка!
К нам сюда идёт … (Незнайка)
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Давайте поиграем. Я буду спрашивать, а вы отвечайте «Это я, это я, это все мои друзья!» А если это не про вас, просто хлопайте в ладоши.
Кто ватагаю весёлой
Каждый день шагает в школу?
Кто мороза не боится,
На коньках летит как птица?
Кто из вас приходит в класс
С опозданием на час?
Кто из вас хранит в порядке
Книжки , ручки и тетрадки?
Кто из вас , из малышей,
Ходит грязный до ушей?
Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру?
Кто хочу у вас узнать,
Любит петь и танцевать?
Незнайка: Надо же, справились! Забирайте букву.
Звучит песня «Бабки-Ежки». Забегает Баба Яга.
Баба Яга:
Я Баба Яга-
Костяная Нога,
Злая-презлая -
Вот я какая!
Коли решите, что я загадала,
Ждёт вас награда.
Я так сказала!
А не решите - ждёт вас тогда
В подарок большая, большая беда!
- Здравствуйте, сладенькие! Приветик, мои миленькие! Букву пришли вызволять?
Джек-Воробей: Бабуля, ну ты даёшь! Мы думали тут папуасы, а здесь Баба Яга собственной персоной! Бабушка , отдайте нам букву!
Баба Яга: Ишь, какие хитрые! Просто так букву им отдай! Ща-а-с, разбежались! Вот задание моё выполните, тогда отдам.
Джек Воробей: Ребята надёжные, я проверял! Справятся легко!
Баба Яга: Давно я комплиментов не слыхала.Вот я - красотка! А ещё какая я? (дети говорят комплименты Бабе Яге)
Баба Яга: Какой славный мальчик! А ещё?
Входит богатырь
Богатырь: Это что здесь происходит? Бабуля, давно за тобой наблюдаю! То, значит, комплименты ей подавай, то есть их собралась! Отдавай букву!
Баба Яга: Да ладно!Я что, а я ничего! Давно уже им букву отдать хотела! Пойду я сынок!
Богатырь предлагает детям сыграть в игру «Правильно-неправильно»:
Волк живёт в своей норе,
А жуки живут в своей коре. (Всё правильно)
Спят ночами утки
В конуре иль будке. (Не утки,а собаки спят в конуре)
Весною из берлоги
Выходят носороги. (Не носороги, а медведи)
Для того, кто нездоров,
Вызывают докторов. (Всё правильно)
Воют волками метели
В зимнем месяце апреле. (Апрель не зимний месяц)
Хорошо в футбол играем,
Шайбы часто забиваем. (Не шайбы, а мячи)
Богатырь отдаёт следующую букву.
Учитель: Ребята, судя по нашей карте, где-то здесь Джек нашёл послание.
Следующую букву приносит Букварь.
Букварь:
За ребят я очень рад,
Вижу - дружный вы отряд!
Тому, кто хочет много знать.
Кто хочет книги прочитать
Про горы , про долины,
Про водные глубины,
Про реки, звёзды и моря-
Не обойтись без Букваря!
Училися по мне и встарь,
Я книга школьная-Букварь!
Вы эти буквы заучили,
Их три десятка с лишком,
И для вас они ключи
Ко всем хорошим книжкам!
Вам чудесные края
Откоет мир от А до Я.
Ученик:
Вот Букварь уже прочли,
Полный курс наук прошли,
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки!
Букварь: А умеют ли дети обращаться с книгой?
Книга:
Я-книга, я товарищ твой!
Будь школьник бережным со мной…
Мой чистый вид всегда приятен -
Оберегай меня от пятен!
Листая, пальцы не слюнявь!
Мой переплёт не выгибай!
Мне корешок не поломай!
Опять загнул мои листы?
А про закладку помнишь ты?
Не забывай меня в саду-
Вдруг дождь нагрянет на беду.
Меня в обложку оберни!
Где взял меня, туда верни!
Запомни-я твой лучший друг.
Но только не для грязных рук.
Ученик:
Беру Букварь в последний раз
Несу Букварь в просторный класс
И дорогому Букварю
Я говорю, благодарю!
Джек Воробей: Ребята, по карте мы нашли волшебный сундук. А что в нём мы узнаем, открыв сундук. (Открывает сундук. Достаёт последнюю букву. Там же книги «Внеклассное чтение» для 1 класса)
Дети поют песню «Прощай Букварь»
Учитель: Вот и подошло к концу наше морское путешествие и вы прощаетесь с вашей первой книгой.А впереди вас ждёт множество путешествий и открытий по другим замечательным учебникам и книгам.
Алиса: А мы сейчас пойдём и Буратино найдём. Вернём ему Букварь. Чтобы он смог пойти в школу и научиться читать.
Кот Базилио: До свиданья, детвора. Нам уже идти пора!
Учитель:
До свиданья! До свиданья!
А на следующий год
Наш букварь читает научит
Тех, кто в первый класс придёт.