Актуальность: Современное общество в меру своей занятости читает всё меньше. Взрослые не придают особого значения чтению детских книг, оказывающих большое влияние на воспитание ребёнка.
Интерес к чтению книг заменяется просмотром телевизионных программ и всевозможными компьютерными играми.
Слабое знание детьми творчества детских писателей, недопонимание родителями важности ознакомления их с художественной литературой; недостаточное развитие эмоций у детей послужили причиной создания проекта «Путешествие в мир старого сказочника».
Цель: развивать мотивацию к чтению, уважение к книге и включение чтения в приоритетные культурные потребности.
Задачи:
- обобщить знания о творчестве К.И.Чуковского;
- способствовать формированию читательской грамотности обучающихся;
- стимулировать познавательную деятельность;
- способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса обучающихся;
- развивать творческие способности, артистичность, выразительность речи;
- развивать читательский интерес обучающихся.
Методы:
- чтение произведений К.И.Чуковского;
- речевые игры;
- консультации для родителей;
- оформление книжного уголка в группе;
- выставка детских рисунков «Мой любимый герой»;
- отгадывание загадок по сказкам К.И.Чуковского;
- викторина по сказкам К.И.Чуйковского
Викторина по сказкам Чуковского в средней группе
Цель: Закрепление и расширение знаний о творчестве К.И.Чуковского, вызвать интерес к произведениям автора.
Задачи:
- Формировать у детей чувства любви к русским писателям.
- Знакомить детей с таким видом игры, как «Викторина».
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к книжкам и друг к другу.
- Развивать у детей познавательный интерес к сказкам, стихам, загадкам.
- Умение давать полные ответы на вопросы воспитателя.
- Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.
Оборудование. Компьютер, проектор, аудиозаписи детских песен, магнитная доска, предметные картинки с изображением животных и деревьев, маски для театра, игрушечный телефон, сундучок, разрезные картинки, мяч, конверт с письмом.
Предварительная работа.
- Беседа о творчестве К.И.Чуковского. Чтение сказок «Мойдодыр», «Айболит», «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Тараканище». разучивание упражнения «Лимпопо».
- Консультации для родителей (Приложение №2)
- Подборка речевых игр (Приложение №1)
Ход викторины
Под детские песни дети входят в группу.
Воспитатель: (при входе в группу) Ребята, наконец - то на улице стало солнечно, светло вы рады.
Дети: Да.
Запись в магнитофоне:
«Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Наступила темнота.
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал
- Заблудился и пропал».
Ребята, как вы думаете, из какой это сказки отрывок (Краденое солнце). А кто знает, кто её написал К.И.Чуковский (правильно).
А вот его портрет. Посмотрите. Воспитатель показывает портрет писателя. Корней Иванович Чуковский - детский поэт, писатель. Все мы любим сказки Корнея Чуковского. Они веселые, интересные и учат нас добру.
Воспитатель: А вот все его произведения, давайте вспомним обращение с книгами? (Ответы детей)
- Книги брать чистыми руками.
- Книги нельзя рвать.
- Книги нельзя мять.
- Нельзя рисовать на книгах.
- Нельзя загибать углы.
- Пользоваться закладкой.
А сейчас мы разделимся на две команды, и мы будем вспоминать сказки, с которыми мы уже знакомы.
1 задание: Разминка
Я, предлагаю вам послушать отрывок К.Чуковского, а вы продолжите его.
1.
И такая дребедень
Целый день:
Дин - ди - лень
Дин - ди - лень
Дин - ди - лень
То олень позвонит, то (тюлень "Телефон")
2.
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
и сушеными ….(Грибами "Путаница")
3.
Я за свечку,
Свечка - в печку!
Я за книжку,
Та - бежать
И вприпрыжку
Под ….(Кровать "Мойдодыр")
4.
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые -
В них застежки ….(Золотые "Муха Цокотуха")
2 задание: «Чья команда быстрее соберёт картинку»
Обеим командам раздаются разрезные картинки, из которых нужно собрать иллюстрации к сказке. Победителем считается тот, кто быстрее соберёт иллюстрации.
"Айболит", "Муха Цокотуха", "Путаница", "Мойдодыр"
3 задание: «Каким героям принадлежат эти слова?»
1.
Если топну я ногою,
Позову своих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят (Мойдодыр)
2.
Дорогие гости, помогите!
Паука - злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час (Муха-Цокотуха)
3.
Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой. (Федора)
А сейчас мы с вами поиграем:
(Стук в дверь заходит Доктор Айболит)
Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте.
Доктор Айболит: Все ли вы здоровы?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте встанем в круг и покажем, доктору Айболиту, что мы здоровы, лечить нас не надо.
Доктор Айболит:
Вас не надо мне лечить,
Хоть я добрый Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики,
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем,
А потом к траве присядем.
Как орлы летим, парим,
Во все стороны глядим,
Где же Африка - страна?
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем,
Как веселый, звонкий мячик.
Скок-поскок, скок-поскок,
Не цепляйся за сучок.
Дружно к бедным страусятам
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать.
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными стали.
- Вот какие мы сильные и здоровые. А сейчас предлагаю всем пройти на стульчики, ребятки. (Айболит уходит)
4 задание
Воспитатель: У меня в мешке находятся разные предметы. Но вы должны не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и вспомнить строчку из этого произведения: (звучит музыка легкая и тихая)
- телефон - У меня зазвонил телефон…
- мыло - Вот и мыло подскочило…
- перчатки - А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»…
- монета - Муха по полю пошла, муха денежку нашла…
- мочалка - И мочалку словно галку, словно галку проглотил…
- спички - А лисички взяли спички…
- термометр - И ставит и ставит им градусники…
5 задание
Воспитатель: А сейчас я хочу предложить вам вопросы небольшой викторины по сказкам Чуковского. Вы, ребята, будьте внимательны. Старайтесь отвечать чётко и быстро.
- На чем ехали зайчики в сказке "Тараканище"? (На трамвае)
- Что упало на слониху в сказке "Тараканище"? (Луна)
- Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении "Телефон"? (Они объелись лягушками)
- Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
- Закончите строчки, которые я прочту
«Добрый доктор ….(Айболит)
Он под деревом …. (сидит)
Приходи к нему лечиться
И корова, и …. (волчица).
И жучок, и (червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый (доктор Айболит)
Воспитатель: А сейчас предлагаю всем пройти к следующему заданию, ребятки.
6 задание: Игра-викторина «Ромашка»
На столе воспитатель выкладывает из лепестков ромашку. На обороте каждого лепестка написан отрывок из сказок К. Чуковского. Каждый ребенок по очереди подходит к столу, берет лепесток и передает его педагогу. Воспитатель читает текст, а ребенок сам или с помощью своих товарищей отгадывает название сказки.
Варианты надписей на лепестках:
Вдруг из маминой, из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой. («Мойдодыр».)А лисички взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли. («Путаница».)Пошла муха на базар
И купила самовар. («Муха-Цокотуха».)А посуда вперед и вперед
По полям, по болотам идет. («Федорино горе».)- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада! («Телефон».)И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого,
И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова. («Доктор Айболит».)Но, увидев усача,
Звери дали стрекача.
По лесам, по полям разбежалися:
Тараканьих усов испугалися. («Тараканище».)Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно. («Краденое солнце».)
Воспитатель: Вы все молодцы. Предлагаю всем командам продолжить строчки знаменитой сказки Корнея Ивановича «Мойдодыр».
Да здравствует мыло … (душистое)
И полотенце (пушистое)
И зубной … (порошок)
И густой … (гребешок).
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять … (кувыркаться)
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке … (в океане)
И в бане, и в ванне,
Всегда и везде
Вечная … (слава воде)
- Двайте пройдём на ковёр и встанем в круг. Вспомним игру «Лимпопо».
Подвижная игра «Лимпопо»
(Развитие общей моторики, координация речи с движением)
Вот и вылечил он их, Лимпопо!
Вот и вылечил больных, Лимпопо!
И пошли они смеяться, Лимпопо!
И плясать, и баловаться, Лимпопо!
Двигаются поскоками по кругу.
Выполняют два прыжка на месте
Двигаются поскоками по кругу.
Выполняют два прыжка на месте
Выполняют прыжки, кружась на месте.
Выполняют два прыжка на месте.
Выполняют прыжки, кружась на месте в обратную сторону.
Выполняют два прыжка на месте.
- Продолжим наше путешествие.
- Ребята, знаете ли вы сказку «Муха-Цокотуха».
- Я буду начинать, а вы продолжайте.
Игра «Доскажи словечко»
(Развитие речевого слуха, чувства рифмы)
Муха-муха…(Цокотуха)
Позолоченное…(брюхо)
Муха по полю…(пошла)
Муха денежку…(нашла)
Пошла муха на…(базар)
И купила…(самовар).
- Вспомните, кто приходил к Мухе… (Ответы детей)
Дети вместе с воспитателем подсчитывают свои очки.
Воспитатель: Вам понравилась викторина? (ответы детей)
Вы все большие УМНИЧКИ!