Рабочая программа курса "Индивидуальный проект" (для обучающихся 10-х классов)

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 10


Рабочая программа курса «Индивидуальный проект» для 10 классов (далее - программа) является компонентом Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ СОШ №1 «Полифорум», которая разработана на основе Федеральной образовательной программы среднего общего образования, утверждённой Министерством просвещения России от 18.05.2023г. приказом за №371.

Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ СОШ №1 «Полифорум», с учётом программ, включённых в её структуру.

Курс «Индивидуальный проект» представляет систему обучающих занятий по развитию навыков проектно-исследовательской деятельности для обучающихся 10 класса.

Включает 34 занятий по 1 занятию в неделю.

Цель курса: развитие проектно-исследовательских умений обучающихся.

Задачи:

  • обеспечить теоретическую подготовку обучающихся по вопросам проектно-исследовательской деятельности;
  • создать условия для формирования у обучающихся необходимых универсальных учебных действий для осуществления проектно-исследовательской деятельности в различных областях знаний под руководством учителей-предметников;
  • создать условия для развития навыков познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
  • создать условия для развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся, их самоопределения и самореализации;

Виды деятельности на занятиях:

  • лекция, мини-сообщения, беседа;
  • игра;
  • творческая работа;
  • практическая работа;
  • элементы исследования, проектирования;
  • аналитическая деятельность;
  • самооценка и самоконтроль; взаимооценка и взаимоконтроль.

Формы организации деятельности:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • парная.

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
  • интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  • ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха/ неуспеха в проектно-исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов;
  • адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности и собственной ответственности за полученный результат;
  • готовности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать собственную деятельность в соответствии с поставленной целью;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной целью;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • организовывать поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • использовать различные источники информации для выполнения поставленной задачи;
  • оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • ориентироваться на разные способы решения познавательных задач;
  • осознанно и произвольностроить высказывания в устной и письменной формах;
  • видеть проблемы, выдвигать гипотезы, ставить вопросы;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • высказывать суждения, обосновывая их, делать выводы;
  • аргументировать (защищать) свои идеи;
  • собирать данные, осуществлять целенаправленный поиск информации и/или проводить наблюдения и эксперименты в соответствии с заданной/разработанной схемой;
  • обрабатывать и анализировать данные, интерпретировать полученные результаты;
  • использовать знаки, символы, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • развивать навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • основам смыслового чтения текста.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • формулировать собственное мнение и позицию, соблюдая корректность в высказываниях;
  • учитывать разные мнения иобосновывать свою позицию;
  • учитывать позиции других участников деятельности, договариваться, приходить к общему решению;
  • продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
  • владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • аргументировать свою позицию и соотносить ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • достаточно полно и точно передавать необходимую информацию с учетом целей коммуникации;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь в работе;

Предметными результатами освоения программы являются:

  • знание особенностей проектной/ исследовательской деятельности, структуры и правил оформления проекта;
  • представление об этапах разработки проекта, методах и средствах исследования;
  • умение формулировать тему исследовательской и проектной работы, её актуальности;
  • умение выделять объект и предмет исследовательской/ проектной работы, определять её цель и задачи;
  • умение оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, методы исследования;
  • умение выбирать и применять на практике методы исследования, адекватные задачам исследования;
  • умение оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления таблиц, графиков, формулирования выводов;
  • умение представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;
  • готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации;
  • мотивация к самостоятельной разработке проекта или проектно-исследовательской работы.

Содержание курса

Раздел I. Особенности проектной деятельности (4ч)

Продуктивность умственной деятельности. Условия продуктивности умственной деятельности.

Введение в проектную деятельность. Отличие проектной деятельности от исследовательской. Что такое проект как вид деятельности.

Типология учебных проектов. Виды проектов: по времени реализации (краткосрочный, долгосрочный), по содержанию (монопроект, межпредметный и надпредметный проекты), по количеству участников (коллективный, групповой, индивидуальный). По характеру координации (открытые, закрытые), по доминирующей деятельности (информационный, практико-ориентированный, творческий, исследовательский, игровой /ролевой) по сфере деятельности (творческий, исследовательский, экономический, экологический, социальный, организационный, технический).

Этапы работы над проектом: этап планирования; аналитический этап; этап обобщения информации; этап презентации (представления полученных результатов работы).

Раздел II. Структура и логика исследовательских проектов (8 ч)

Структура письменной части проекта: введение, основная часть, заключение, источники информации, приложения. Проектный замысел.

Характеристика понятий: тема, актуальность, проблема, предмет и объект исследования, цели и задачи проекта. Формулировка темы исследования.

Проектирование проекта. Результаты проекта. Формы представления проектов.

Зачёт. Осмысление замысла проекта. Введение.

Обоснование актуальности выбора темы исследования. Соответствие цели и задач теме исследования. Оформление цели и задач исследования.

Предмет исследования - проблема. Виды проблем, примеры формулировки проблем.

Что такое гипотеза. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска. Как формулировать гипотезы.

Методы исследования. Понятие метода. Виды методов исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.) Основные характеристики методов учебного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение, анализ и синтез, классификация, моделирование; анкетирование. Обобщение и выводы исследования.

Раздел III. Работа с информацией (4 ч)

Информационное обеспечение исследования. Информационные источники: литература, Интернет, мультимедиа, социальный опрос. Положительные и отрицательные стороны данных источников информации. Поиск и отбор необходимой информации в Интернете. Правила оформления цитат из интернет-ресурсов. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе.

Научные тексты - главный источник информации для исследовательской работы. Поиск источников, отбор фактического материала (основные понятия, явления, сведения, необходимые для исследования). Использование научной терминологии.

Как работать со справочной литературой. Выбор нужных книг для проведения исследования. Оформление и сохранение информации.

Зачёт. Представление теоретической части проекта.

Раздел IV. Понятие смыслового чтения (5 ч)

Понятие смыслового чтения. Навыки преобразования текста: «сворачивание» и «разворачивание» информации. Виды работы над текстом: план, логограф, кластер, конспект, тезисы, аннотация, реферат.

Раздел V. Способы получения информации (6 ч)

Опрос, анкетирование как способы получения информации. Правила составления анкет, вопросов интервью; определение круга опрашиваемых. Правила эффективного общения. Обработка результатов социологического опроса.

Наблюдение как способ сбора первичной информации. Структурные компоненты наблюдения: сам наблюдатель; объект исследования; условия наблюдения; средства наблюдения (установки, приборы и измерительные инструменты). Описание как итог наблюдения.

Эксперимент как способ сбора первичной информации. Правила постановки эксперимента. Подготовка и проведение эксперимента.

Способы и формы представления данных исследования. Виды систематизации полученных данных: диаграммы, графики, схемы, рисунки. Построение таблиц, диаграмм, графиков.

Зачёт. Представление результатов работы над практической частью проекта.

Раздел VI. Продукты проектной деятельности (2 ч)

Продукт проектной деятельности как результат выполнения проекта. Внешние продукты проектной деятельности: конкретное решение теоретической проблемы; конкретный результат решения практической проблемы, готовый к использованию. Внутренние продукты проектной деятельности: развитие ключевых компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, исследовательской, информационной, организационной).

Раздел VII. Подготовка к защите исследовательских проектов (2 ч)

Требования к оформлению проектно-исследовательских проектов: структура, технические требования (размер шрифта, параметры страницы, междустрочный интервал).

Практическая работа. Оформление работы в программе Microsoft Word. Правила размещения в научно-исследовательской работе графических материалов.

Создание презентации к защите проекта. Правила создания презентации. Требования к составлению компьютерной презентации. Основные ошибки при создании презентации. Особенности оформления проекта в программе Power Point. Подбор материалов для слайдов.

Практическая работа. Оформление презентаций в программе PowerPoint.

Раздел VIII. Культура публичного выступления (2 ч.)

Как подготовить защитную речь: правила подготовки монологического высказывания по теме проекта (защитной речи).

Требования к публичному выступлению и особенности его подготовки. Правила выступления перед аудиторией. Коммуникативные барьеры при публичной защите. Главные предпосылки успеха публичного выступления.

Культура обсуждения: умение вести диалог, отвечать на вопросы, в том числе на незапланированные.

Раздел IX. Публичная защита проектов (1 ч.)

Критерии оценивания проекта и его публичной защиты.

Публичная защита индивидуальных итоговых проектов на школьной научно-практической конференции.

Приложение

Тематическое планирование

Кол-во
часов

Раздел

Тема

1

1

Особенности проектной деятельности

Продуктивность умственной деятельности

2

1

Введение в проектную деятельность

3

1

Типология учебных проектов

4

1

Этапы работы над проектом

5

1

Структура и логика иссле-довательских проектов

Структура письменной части проекта

6

1

Характеристика понятий: тема, актуальность, проблема, предмет и объект, цель и задачи исследования

7

1

Деловая игра «Проектируем проект» (групповая работа)

8

1

Зачёт. Осмысление замысла проекта. Введение

9

1

Актуальность выбора темы исследования

10

1

Проблема как предмет исследования. Самостоятельная работа

11

1

Что такое гипотеза. Самостоятельная работа

12

1

Методы исследования

13

1

Работа с информацией

Информационное обеспечение исследования

14

1

Научные тексты - главный источник информации для исследовательской работы.

15

1

Как работать со справочной литературой

16

1

Зачёт. Представление теоретической части проекта

17

1

Понятие смыслового чтения

Преобразование текста: «сворачивание» и «разворачивание» информации

18

1

Виды работы над текстом: план, план-схема. Практическая работа

19

1

Виды работы над текстом: логограф, кластер и т.п. Практическая работа

20

1

Виды работы над текстом: конспект. Практическая работа

21

1

Виды работы над текстом: аннотация, тезисы, реферат

22

1

Способы получения информации

Опрос, анкетирование как способы получения информации. Практическая работа

23

1

Наблюдение как способ сбора первичной информации

24

1

Эксперимент как способ сбора первичной информации

25

1

Способы и формы представления данных исследования. Построение таблиц, диаграмм, графиков

26

1

Практическая работа. Оформление письменной части проекта

27

1

Зачёт. Представление результатов работы над основной частью проекта

28

1

Продукты проектной деятельности

Внешние продукты проектной деятельности

29

1

Внутренние продукты проектной деятельности

30

1

Подготовка к защите иссле-довательских проектов

Практическая работа. Оформление работы в программе Microsoft Word.

31

1

Практическая работа. Оформление презентаций в программе PowerPoint

32

1

Культура публичного выступления

Как подготовить защитную речь

33

1

Культура обсуждения

34

1

Публичная защита проектов

Критерии оценивания проекта и его публичной защиты.
Публичная защита проектов на школьной научно-практической конференции