Образовательная область: познавательное развитие.
Цель: расширение представлений детей о природе родного края.
Задачи:
- Образовательные задачи: продолжать знакомить детей старшей группы с разнообразием растительного мира Москвы и Московской области; показать значимость растительного мира для людей и животных; формировать знания о лесах, как о главнейшем богатстве и достоянии родного края; показать необходимость охраны лесных массивов, находящихся на территории Москвы и Московской области.
- Развивающие задачи: продолжать развивать у детей старшей группы память, логическое мышление, связную речь, наблюдательность; продолжать развивать двигательную активность.
- Воспитательные задачи: воспитывать чувство уважения к родной природе; воспитывать эстетические чувства восприятия природы родного края и ее многообразии; продолжать воспитывать самостоятельность, умение работать в команде, чувство ответственности.
Материалы и оборудование:
- конверт с приглашением в царство леса;
- дуга, украшенная листьями;
- аудиопроигрыватель; аудиозаписи «Звуки природы. Лес»;
- плакат с изображением строения дерева;
- красные и зеленые карточки по числу воспитанников для игры «Можно или нельзя»;
- демонстрационный материал с изображением различных видов деревьев;
- иллюстрации с изображением различных видов лесных массивов Москвы и Московской области (хвойные, лиственные, смешанные леса).
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня утром для нашей группы почтальон доставил письмо. В нем приглашение совершить путешествие в одно прекрасное царство. Но чтобы понять, куда мы сегодня попадем, вам нужно отгадать загадку.
Есть у ребят Зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им протянет Сотни рук
И тысячи ладошек.
(куда же нас приглашают?)
Ответ детей: Нас приглашают в лес.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы верно отгадали, куда мы получили приглашение. Сегодня мы с вами отправимся в лес. Детям предлагается пройти через волшебные ворота (дуга, украшенная листьями) и занять свои места.
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами и оказались в лесу. (С помощью аудио проигрывателя воспроизводятся звуки леса.) Послушайте, какие звуки мы с вами можем тут услышать. Мы можем услышать пение птиц, шелест листвы, звуки разных животных. А из чего же состоит лес?
Ответ детей: Лес состоит из деревьев и кустов.
Воспитатель: Правильно. Густые леса нашего края состоят из могучих деревьев и кустарников. А из каких частей состоит дерево? Посмотрите, пожалуйста, на плакат и опишите строение дерева.
Ответ детей: Дерево состоит из корней, ствола, веток, листьев.
Воспитатель: Совершенно верно! Лес - это огромный дом. Каждое дерево, которое растет в лесу, может стать домом и дать корм многим зверям и птицам, проживающим в лесу. И таких деревьев в лесу огромное множество! Какие деревья, произрастающие в Москве и ее окрестностях вам знакомы?
Ответы детей: Рябина, клен, ясень, тополь.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, деревья живые?
Ответ детей: Да, живые.
Воспитатель: Правильно. Все деревья растут, дышат, питаются, размножаются. Дышат деревья с помощью листьев. Деревья вдыхают в себя грязный воздух, который выделяют машины и различные предприятия, а отдают нам кислород - чистый воздух, нужный всем живым существам. Кроме того, лес является домом для зверей, птиц, насекомых. Дети, как же мы должны относиться к лесу?
Ответ детей: Бережно.
Воспитатель. Конечно, мы должны беречь лес. Предлагаю вам поиграть в игру «Можно или нельзя?» Перед каждым из вас лежит две карточки, одна - зеленая, вторая - красная. Я описываю вам ситуацию, вы в знак одобрения поднимаете зеленую карточку, в знак осуждения - красную.
- Ломать ветки у дерева;
- Любоваться природой леса;
- Срывать цветы в лесу;
- Разорять гнезда птиц;
- Оставлять в лесу после себя мусор.
Воспитатель: Очень хорошо. Вы правильно оценили все ситуации.
А теперь мы с вами поговорим о разнообразии лесов нашего края. Больше всего в лесах нашего родного города и ее окрестностей лиственных лесов (тут растут дуб, клен, липа, ясень, береза, осина, ольха), хвойных лесов (преимущественно растут ели и сосны) Леса, в которых произрастают хвойные и лиственные деревья называют смешанными. Нам с вами уже известны следующие деревья и кустарники среди которых одном из самых многочисленных является ель. (стук в дверь) Кто же к нам пожаловал? В группу входит второй воспитатель в костюме елочки.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Узнали, кто я?
Ответ детей: Елочка.
Воспитатель: Правильно! Я - елочка. Я пришла, чтобы рассказать вам о хвойных лесах, в которых я произрастаю. (демонстрируется иллюстрация ели и хвойных лесов).
Вот как описывает меня известная поэтесса Э.Токмакова:
Ели на опушке -
До небес макушки -
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата-елочки -
Тонкие иголочки
У лесных ворот
Водят хоровод.
Ель может произрастать даже в тени. Вспомните, что у меня заменяет листья?
Ответ детей: Иголки.
Воспитатель: Правильно. Вместо листьев у меня иголки. По-другому иголки называют хвоинками. Поэтому леса, где расту я и мои подружки сосны называют хвойными. Хвоинки всегда зеленые. В лесах нашей области можно встретить даже голубые ели (демонстрация иллюстрации). Отличие ели обыкновенной от ели голубой заключается в окраске иголок. У ели обыкновенной хвоя имеет ярко выраженный зеленый цвет, а у голубой ели она серо-голубая. Говоря о хвойных лесах необходимо упомянуть еще одно прекрасное дерево. Попробуйте отгадать, как оно называется:
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке.
Ответ детей: Сосна.
Воспитатель: Правильно. Это сосна. (демонстрируется изображение сосны) Сосна - очень красивое дерево с высоким, стройным стволом. Иголки у сосны гораздо длиннее, чем у ели. Сосна - вечнозеленое дерево, быстро растет и очень любит свет. В сосновом лесу всегда чистый воздух, так как хвойные деревья выделяют специальные вещества, которые борются с бактериями. Иголки сосны и ели применяют и в медицине.
Кроме того, хвойные леса являются благоприятным местом обитания мелких зверей и птиц, которые здесь находят достаточный корм и надежную защиту в течение года, особенно в зимнее время они защищены от холодных ветров. А теперь мне пора возвращаться домой. Желаю вам удачи. До скорых встреч в хвойных лесах.
А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть. (физкультминутка)
Раз -два -три -четыре -пять
В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба)
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем. (Ходьба "змейкой").
Может быть, и под листочком
Сладку ягоду найдем. (Наклоны)
На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках)
И на каблучках пойдем,
Через лужи перейдем. (Ходьба на пятках).
Отдохнули, вот и славно.
Поговорим теперь о главном.
Воспитатель: Вот мы и попрощались с елочкой, и отправляемся дальше в путь. Перед нами раскинулся лиственный лес. Здесь произрастают деревья, ветви которых увенчаны листьями, большими и маленькими. И первое дерево, которое повстречается нам на пути прислало нам загадку. (воспитатель берет волшебный сундучок, из которого достает лист с загадкой)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок-
Ничего, что плод мой мелок.
Ответ детей: Это дуб.
Воспитатель: правильно. Это дерево называется дуб. (демонстрируется изображение дуба) Дуб - одно из самых красивых деревьев, представляющих лиственный лес. Дуб - могучее дерево, ветки у него длинные и толстые. Ствол у дерева толстый. Он покрыт коричневой корой с извилистыми трещинами. Листья дуба напоминают слегка зауженный книзу овал с характерной зубчатостью. растет очень медленно, не боится засухи, потому, что его корни уходят глубоко под землю, где находится живительная влага. Кора дуба обладает целебными свойствами и широко применяется в медицине. В тени, у подножия дуба, собирается мелкая живность, которая любит полакомиться листвой. Дятлы- находят добычу в трещинах коры дуба. Ребята, а вы знаете, что растет на дубе?
Ответ детей: Желуди.
Воспитатель: Да, вы совершенно правы. Послушайте стихотворение про дуб и желуди, которое написал поэт П.Еськов.
В каждом желуде на ветке
Спал дубок зеленый крепко.
И казалось: дуб стоял
Высоко над горной кручей -
Рощу целую держал
На плечах своих могучих.
С наступлением осени желуди привлекают белок и соек. Они запасают их на зиму. Очень любит есть желуди и кабан. Мелкие звери и птицы поселяются в дуплах дуба.
Воспитатель: А про какое дерево следующая загадка?
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
Стоит под горой
С белой корой?
Ответ детей: Это береза.
Воспитатель: Верно отгадали. (демонстрируется изображение березы) Береза растет очень быстро. Очень любит свет и не боится зимних заморозков. Береза является символом России. Ее очень легко узнать по стройному стволу, тонким веткам и белой коре. Весной на березе появляются нарядные сережки. Появляются они еще до появления первых листочков. Листья у березы имеют округло-треугольную форму с зубчиками по краям. Береза - одно из самых красивых деревьев. Но оно приносит еще и огромную пользу. Березовые почки, листья и кору используют в медицине. Очень полезен и березовый сок, который появляется весной. Им охотно лакомятся птицы и животные. В дуплах березы с огромным удовольствием живут различные некрупные звери. Например, белки. В ее ветвях птицы вьют свои гнезда.
А вот и еще одно дерево лиственного леса. Это - липа. (демонстрируется изображение липы) Липа - достаточно высокое дерево с крепким, прямым стволом. У липы красивые листочки в форме сердца. Летом они становятся липкими и затягивают в свои сети различных насекомых. Из-за этого липа и получила свое название. Липа - дерево, с цветов которого пчелы собирают мед. Липовый мед очень полезен. Липовый цвет используется для лечения простуды. Липы растут и на нашем участке в саду. Помните, как замечательно пахнет липа в период цветения? Липа замечательно очищает воздух.
Вот перед нами еще одно дерево. Название ее зашифровано в загадке.
У речек и в низинах
Они всегда растут,
Их прутья на корзины
И коробы идут.
Ответ детей: Ива.
Воспитатель: Да. Молодцы, ребята. Это - ива. (демонстрируется изображение ивы) Ствол у этого дерева ветвистый, покрыт серой корой. Ветки тонкие и очень гибкие. (из них плетут замечательные корзины) Листья длинные и узкие. С внешней стороны лист имеет более насыщенную зеленую окраску, чем с внутренней. Ее любимые для произрастания места, берега рек и озер. Кора ивы используется в медицине. В период цветения иву покрывают ярко-желтые соцветия, на аромат которых слетается множество насекомых.
Говоря о смешанных лесах, нужно отметить, что в них мы можем встретить одновременно представителей как хвойного, так и лиственного леса.
А теперь, ребята, поиграем в игру «Из какого леса деревья». Мы разделимся на три команды. Каждой команде я раздам конверт, в нем находится по 4 различных дерева. Вам нужно определить из какого леса эти деревья. Побеждает команда, которая первой справилась с заданием.
Ребята, предлагаю вам нарисовать одного из самых ярких представителей лиственного леса - красавицу-березу. Вспомните, как она выглядит. У нее тонкий, прямой ствол, белоснежная кора. Небольшие листочки.
После того, как дети нарисуют березу, все работы оформляются в виде выставки.
Ну что же, ребята, посмотрите, какая замечательная березовая роща у нас получилась. Она состоит из стройных, красивых березок. Предлагаю вам вспомним, куда мы сегодня с вами совершили путешествие и с кем познакомились?
Ответы детей: Мы путешествовали в различные виды леса (хвойный, лиственный и смешанный) Знакомились с разными деревьями. Среди них дуб и береза, ива, ель, сосна и другие.
Воспитатель: А для чего нам с вами нужно заботиться о лесах нашего края?
Ответ детей: Для того, что лес - это легкие нашей планеты и дом для зверей, птиц, насекомых.