Формирование творческого и социально-эмоционального интеллекта младшего школьника посредством кукольного театра (из опыта работы учителей музыки и изобразительного искусства)

Разделы: Технология, Музыка, МХК и ИЗО, Дополнительное образование


Одним из приоритетных направлений современного образования является создание условий для достижения личностного развития каждого ребенка, обладающей новыми навыками будущего: креативности, критического мышления, кооперации и коммуникации (soft skills - гибкие навыки). Именно в младшем школьном возрасте должны формироваться умения творчески мыслить, критически воспринимать информацию, умение общаться, то есть, развивать социально-эмоциональный интеллект. Необходимость формирования этих навыков заключается не только в развитии личностного потенциала, но и в применении их в будущем, в сфере разных профессий, в целеполагании и решения самых разных проблем и задач во взрослой жизни.

«Искусство» как предметная область наиболее эффективная платформа для формирования и развития выше перечисленных качеств у учащихся. Такое благоприятное общеэстетическое обучающее и воспитательное пространство создано в нашей школе, где путем вариативности и преемственности образовательных программ (детский сад, школа, творческие кружки) каждый ребенок имеет возможность личностного развития, проявления своих способностей в области различных видов искусств. У детей формируется функциональная грамотность сотрудничества и взаимопонимания, мотивации и понимания смысла деятельности, опыта принятия и разрешения проблем. Детям дается возможность быть «творцом» в процессе коллективных действий. Это достигается путем эффективных педагогических практик и технологий системно деятельного подхода через урочную и внеурочную деятельность.

Одной из таких технологий является проектная методика. В нашей педагогической деятельности мы создаем интегрированные творческие проекты в области литературы, музыки и изобразительного искусства, которые помогают превратить уроки в творческую мастерскую. Созидание через творчество, посредством различных видов художественной и музыкальной деятельности, постижение и понимание эмоционального состояния посредством восприятия музыкально художественных произведений, всё это позволяет каждому ребенку раскрыть свой внутренний мир, способность создавать своё, новое, оригинальное, понимать окружающих, их эмоциональное состояние.

Апробированным нами методом является создание театрально-музыкальных постановок в начальной школе. Именно театрально - игровая деятельность - это самый распространённый вид детского творчества, способ развития ассоциативного мышления, где чувства становятся инструментом фантазии. В этом году возникла актуальность создания музыкального кукольного спектакля. Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, сделанные своими руками; оформление; слово и музыка - все это, в силу образно-конкретного мышления младших школьников, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его эмоционального состояния и художественного вкуса.

Таким образом, целью данного творческого проекта стало: создание условий для формирования творческого и социально эмоционального развития младших школьников на уроках музыки и изобразительного искусства посредством кукольного театра.

Задачи:

  • раскрытие роли взаимодействия музыкального и изобразительного искусства в постановке спектакля кукольного театра;
  • приобретение новых знаний, умений и навыков в области музыкального и изобразительного искусства посредством художественно-творческого процесса;
  • формирование навыков коммуникации и эмоциональной компетенции
  • овладение средствами и приемами музыкально-художественного оформления и дизайнерского решения спектакля.

Основным содержанием постановки музыкального кукольного спектакля стала сказка «Кошкин дом» С.Я.Маршака, использовалась музыка различных композиторов: А.Ермолова, Е.Попляновой, А.Пряжникова, А.Морозова и Л.Марченко.

В процессе работы над музыкальным спектаклем роли распределялись с учетом индивидуальных художественных и музыкальных способностей, интересов и жизненного опыта каждого учащегося. Ребята получили возможность раскрыть свои творческие способности: по созданию образа куклы, воплощению образа непосредственно на сцене, через выразительные, музыкальные и речевые интонации, пониманию языка музыки и языка красок в художественном воплощении персонажа. Таким образом, через творческую деятельность дети погружались в особенности разных профессий необходимых для постановки кукольного спектакля: художники по созданию кукол, помощники режиссера, художники по декорациям.

В постановке спектакля огромную роль сыграли различные специфические методы и приемы, техники формирования знаний, умений и навыков областей музыкального и изобразительного искусства. Все это осуществлялось посредством взаимодействия методов моделирования художественно творческого процесса, музыкальной драматургии и театрализации, организации вокально хоровой работы и методов формирования навыков управления кукловождения.

В изобразительной части проекта работа велась по нескольким направлениям. В программно-урочной деятельности - работа по введению в темы, во внеурочной -подготовка к спектаклю. На основе полученного опыта, в том числе и зрительского, экскурсионного дети составили представление о структуре и устройстве театрального мира, роли художника в нем, о различных спецификах профессии.

Знания и умения, полученные на уроках: «Выразительные возможности аппликации», «Выразительные возможности для работы в обьеме», «Неожиданные материалы» «Изображение и характер», на уроках по цветоведению позволили ребятам изготовить яркие и характерные персонажи для своих ролей, т.о. приобщиться к профессии художник-кукольник. Процесс от идеи до воплощения включил в себя изучение опыта мастеров кукол, методик выполнения куклы из носка, разработку эскизов, поиск материалов в рамках школьного ассортимента, освоение приемов работы с пластичными материалами, собственные креативные находки и решения. Для изготовления куклы за основу был взят носок, детали мордочек дети изготавливали из листов фетра, глазки распечатывали на принтере оклеивали скотчем, для живого блеска. Мы воспользовались готовыми шаблонами глазок из интернет-ресурсов, но их выражение и настроение дети подбирали по своему усмотрению, помня о задачах и роли образа. Работа велась в живом и добром общении, дети оказывали друг другу помощь, делились идеями и находками, что позволяло поддержать творческую атмосферу и мотивацию на высоком уровне.

Профессию декоратор дети осваивали на базе следующих тем «Выразительные возможности бумаги», «Выразительные возможности графики» , «Что такое ритм линий», «Пропорции выражают характер» , «Теплые и холодные цвета», «Тихие и звонкие цвета». По сценарию дети играли не только перед зрителем в рост с куклами на руках, но и за ширмой. Было принято художественное решение декорировать стандартную ширму под кошкин дом. На этапе эскизов дети опирались на знания о пропорциях и формах, цветовых отношениях, о ритмическом построении орнамента. В изготовлении деталей для ширмы по решению учащихся была создана группа исполнителей во главе с главным художником, которого дети выбрали сами. Такая методика позволяет проявить детям большую самостоятельностью, почувствовать ответственность за свои решения. Справиться с задачей школьникам позволили не только предметные знания, умения и навыки: знания возможностей живописных и художественных материалов, техники и приемы работы с кистью (плоской, круглой), но и коммуникативные и личностные -умение работать в команде, умение договариваться, умение управлять. Нельзя сказать что в младшем школьном возрасте это чистый эксперимент , в силу возрастных особенностей практически каждому ребенку хочется быть во главе. Здесь задача педагога помогать детям договориться и дать примерить эту роль каждому участнику процесса.

Интересным этапом было освоение профессии - художник-гример. Быть успешными в данной роли им позволили знания и умения, полученные на следующих уроках: «Изображение и фантазия», «Изображение и реальность», «Изображение характера животных», «Изображение характера человека», знания о мимике, умение посредством ее передать характер, настроение, знание пропорций и азы анатомии помогли детям научится создавать образы героев спектакля. Дети получили практику нанесения грима на генеральных репетициях, но непосредственно перед выступлением грим наносил преподаватель, что позволило проявить гибкость ученикам по отношению к ситуации и сохранить настрой и запал перед выступлением.

Процесс воплощения кукольного спектакля, овладения и оживления главных персонажей - кукол учащимися велся поэтапно. Разыгрывались этюды и упражнения на развитие коммуникативных способностей (организовывались мини группы взаимодействия), на формирование основных видов эмоций, передачи мимики и жестов персонажа куклы (передача ходьбы куклы без ширмы, на ширме, бег, повороты головы персонажа, наклоны в заданном направлении, взаимодействие с другими героями). На протяжении всего этапа с детьми отрабатывались простейшие приемы работы с куклой.

В процессе разучивания сольных, хоровых партий, в постановке кукольного музыкального спектакля, велась работа над ролью каждого учащегося. В постановке сцен не мало важную роль играли различные методы и приемы работы над вокально-хоровыми навыками: дыханием, дикцией, звукообразованием, подачи звука и актерским мастерством, через включение учащихся в различные виды деятельности этюдов, театрализованных игр и упражнений, в совокупности с методами и приемами кукловождения, способствующих развитию памяти, мышления, внимания, умения владеть голосом, своим телом, выразительностью жеста, моторикой рук.

Представляем некоторые приемы, используемые при организации подготовительного этапа репетиций в постановке спектакля.

Первостепенной задачей в данном комплексе упражнений и этюдов является постановка голоса и управление эмоциями в совокупностью с кукловождением.

В этюдах, упражнениях на формирование коммуникации и эмоционального взаимодействия, главной целью являлось формирование способности проявлять свой творческий потенциал в процессе коллективного сотрудничества через игровые ситуации.

«Встреча» (упражнение в постановке певческого дыхания и взаимодействия эмоционального состояния актера и куклы в процессе общения). Дается установка педагогом на разное эмоциональное состояние: испуг, возмущение, радость, удовольствие и т.д. В процессе отрабатывается продолжительный выдох, затем короткий, стаккатированный.

Дети встают в круг (на руке кукла), ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног не должны отрываться от пола). Сделать танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох (следить за нижнереберным дыханием). Рука с куклой поворачивается к соседней кукле - актера. Дети смотрят друг на друга. Продолжительный выдох на согласные «С» «Ц» «Ч» (или по заданной установке учителя короткий - стаккатированный) на слоги «Фа», «Ха» «Хо» «Хи». Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох, затем выдох по заданию учителя и эмоциональное взаимодействие с соседней куклой. Колени слегка сгибаются (приседание легкое, пружинистое). Руками управляется кукла (следить, чтобы имитацию движений, вправо, влево, приседаний, делала и кукла). У актера спина абсолютно прямая, поворот только в талии.

В работе над сценической речью большое внимание уделяется работе над чистоговорками, над чистотой проговаривания и эмоциональной подачей в зрительный зал.

«Сплетня» (данное упражнение этюд дети выполняют стоя по кругу, передавая друг другу по кругу «сплетню», затем можно в группах)

Участники (куклы) передают друг другу новость (чистоговорку) с разными эмоциями: радость, недоумение, возмущение, злость, зависть и т.д. (Обратить внимание на движение куклы и управление ей)

«Чистоговорка в образе» (из упражнений Е.Ласковой). Работа в группах. Произносится чистоговорка по одному, но в разных, заранее заданных педагогом образах: как учитель, обиженный ребенок, робот, рассерженный человек, репер и т.д. при этом управляя куклой.

«Капризуля» Участники (с ведением кукол) изображают капризного ребенка, который ноет на звуке «Н» (следить чтобы звук не занижался и не завышался, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос).

Затем группам предлагаются разные ситуации происшествия (кукла ударилась или поранилась, произошло несчастье). В группе дети сами делятся на образы «Нытика» и «Образа родителей» (как пример). Дети импровизируют в действиях с куклами манипулируя разными эмоциями.

В этюдах по актерскому мастерству и управлению куклой поочередно учитель дает задание, что необходимо, какое движение необходимо изобразить куклой: двигаемся по каменистой тропе, кукла бежит, перепрыгивает холодный горный ручей, пробирается сквозь метель, танцует, испуганно бежит и т.д. Затем задание в паре: двое (куклы) идут на встречу друг другу и изображают встречу эмоциональным и двигательным сопровождением: встреча друзей, встреча врагов и т.д.

Все эти игровые приемы, этюды актерского тренинга в процессе подготовки и презентации спектакля, в комплексе решают представленные задачи. Помогают не только в формировании специфических навыков постановки голоса, необходимых для развития музыкальных способностей детей, развивают художественные навыки и умения, но имеют большую роль в формировании умения анализировать и критически мыслить, находить нестандартные, креативные решения, получать навыки сотрудничества и взаимодействия, проявлять свои личностные качества в решении творческих задач, управлять своими эмоциями и понимать эмоциональное состояние окружающих людей.

Немаловажную воспитательную роль в этом художественно творческом процессе имеет и работа над самим литературным произведением, сказкой С.Я.Маршака «Кошкин дом», где в работе над постановкой этого кукольного спектакля, перевоплощаясь в главных действующих лиц, дети получают неоценимый жизненный опыт понимания доброты и предательства, милосердия и сострадания. Все это обогащает эмоциональную сферу каждого ребенка, развивает образное представление, воображение, фантазию, удовлетворяет духовно-эстетические потребности.

Таким образом, постановка кукольного музыкального спектакля, методом творческого проектирования, является условием не только для развития творческих способностей детей, но и для формирования функциональных компетенций, развития социально эмоционального интеллекта необходимого в дальнейшей жизни каждого ребенка.

Используемая литература

  1. Генкин Д.М. Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы. / Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы / Сб. науч. трудов. Л.: ЛГИК 1982-234с.
  2. Закирова А.З. - Семь уроков сценического движения для самостоятельной работы. - М., ВГИК, 2009-94с.
  3. Засоркина Н.В. - Метод проектов в начальной школе: система реализации. - Волгоград: Учитель, 2012-135с.
  4. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока: М.,1993- 185с.
  5. Копцев В.П. - Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия развития. Академия Холдинг, 2011. - 144с.
  6. Назарова Л.Д. - Искусство как метод преподавания различных дисциплин.-М.:ТЦ Сфера, 2008 - 128с.
  7. Поливанова К.Н. - Проектная деятельность школьников: пособие для учителя-2-е изд. - М.:Просвещение, 2011-192с.
  8. Сорокина Н.Ф. - Играем в кукольный театр. - М., 2000. - 87с.
  9. Федотов А. Техника театра кукол. М.: 2013 - 125с.
  10. Феофанова И. «Актерский тренинг для детей от 4 до 14 лет» Мастер класс от лучших педагогов - Москва; 2012 - 144с.
  11. Щербакова С.Г., Выткалова Л.А. - Организация проектной деятельности в школе. - Система работы, Изд. «Учитель»-Волгоград, 2009-187с.
  12. Детское выступление в школе № 5. Британская международная школа 2022.