Интегрированное мероприятие «Ростовский рубикон». Часть ХI проекта «Война машин и экология. Связь времён и поколений»

Разделы: История и обществознание, Экология, Краеведение, Патриотическое воспитание, Дополнительное образование, Классный час «Поговорим о главном», Конкурс «Немеркнущий подвиг народа» (Великой Отечественной войне посвящается)

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Возрастная категория обучающихся: 9-15 лет.

Цель: (слайд 2 презентации педагога)

  • расширение и углубление изучения материала о Великой Отечественной войне, знакомство с новыми сведениями за счет обращения к различным информационным источникам.
  • рассмотреть влияние войны на экологическую обстановку.
  • оказать влияние на формирование у обучающихся патриотических чувств.

Задачи:

Предметные

Образовательные: расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны.

Развивающие:

  • развитие знаний о сильных духом людях;
  • способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, познавательного интереса, расширению кругозора.

Воспитательные:

  • воспитание чувства патриотизма;
  • содействовать формированию коммуникативной компетенции через диалог, индивидуальную работу;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе;
  • побудить обучающихся к нравственным поступкам.

Здоровьесберегающие: создание ситуации успеха при освоении материала.

Метапредметные

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах.

Регулятивные УУД:

  • развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • развивать умения корректировать свою деятельность;
  • принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные УУД:

  • развивать умение аргументированно отстаивать свою точку зрения;
  • уметь выслушать и принять мнение других лиц.

Личностные

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы обучения

  • Объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • логические цепочки;
  • беседа;
  • эмоциональное воздействие.

Современные образовательные технологии

  • проблемно-диалогическая технология;
  • системно-деятельностный подход.

Основные понятия

  • экономическая экология,социальная экология,
  • экология человека;полезные ископаемые.

Межпредмет
ные связи

Экология, история; ОБЖ; география.

Форма мероприятия

Фронтальная в малых группах

П: - Добрый день, мы с вами продолжаем работу над проектом «Война машин и экология» (Слайд 1 презентации педагога).

https://disk.yandex.ru/i/pyBCIIOfa3SOiQ Скажите, какие события мы всегда отмечаем в феврале?

Д: - 13 февраля день освобождения Новошахтинска от фашистских захватчиков; 8 февраля отмечается День юного героя-антифашиста; 23 февраля День защитника Отечества.

П: - Это не всё. Скажите, в какой области мы живём, и как называется административный центр Южного федерального округа и Ростовской области?

Д: - город Ростов-на-Дону.

П: - Хорошо. Новошахтинск от фашистов освободили 13 февраля 1943 года, а Ростов-на-Дону…?

Д: - Не знаем.

П: - Когда был оккупирован Ростов-на-Дону?

Д: - Не знаем.

П: - Так как мы с вами живём, учимся и работаем в Ростовской области, мы обязаны знать ответы на эти вопросы.

- Но прежде, чем мы с вами окунёмся в начало 40х годов прошлого века, мы повторим систематизацию современной экологии (слайд 3 презентации педагога).

- А теперь, обратите внимание на Приложение 1, лежащее на ваших партах. Во время занятия вы должны будете заносить в таблицу Приложения 1 факты и события в колонку с соответствующим направлением экологии.

- Задача ясна?

Д: - Да!

П: - Шёл 5-й месяц Великой Отечественной войны... Обстановка на фронте для нашей армии была крайне напряженной. Генеральный штаб вермахта рассчитывал в короткие сроки нанести окончательное поражение Советскому Союзу. Ростов-на-Дону - это «ворота» на Кавказ, поэтому для фашистского командования захват Ростовской области был стратегической целью.

Командование группы фашистских армий «Юг» планировало, нанеся главный удар в направлении Шахт, Новошахтинска, Новочеркасска, окружить Южный фронт на подступах к Ростову, осуществить глубокий охват города с северо-востока, после чего беспрепятственно продвигаться вглубь Кавказа.

С 5 по 16 ноября 1941 года - велась Ростовская оборонительная операция.

21 ноября 1941 года - гитлеровцы захватили Ростов-на-Дону.

Первая оккупация города длилась восемь дней и вошла в историю как "кровавая неделя". За это время эсэсовцы расстреляли и замучили сотни мирных граждан. Через неделю, 28 ноября, советские войска под командованием маршала Семёна Константиновича Тимошенко предприняли контрнаступление и отбили город. Освобождение Ростова стало первой значительной победой Красной Армии в начальный период войны. Противник не смог прорваться на экономически важный для них Кавказ. В ставке фюрера была разработана Директива № 41. Давайте из отрывка документального сериала «Неизвестные сражения» фильм «Ростовский РУБИКОН» узнаем, в чем заключался план Гитлера. (обучающиеся смотрят отрывок документального сериала «Неизвестные сражения» фильм «Ростовский РУБИКОН») https://disk.yandex.ru/i/EW3LUeUO_MpldQ

Д: - Подразделение «Бранденбург 800» совершали диверсии, уничтожая бойцов, что в свою очередь влияет не демографическую ситуацию;

- Фашистам нужны были полезные ископаемые.

- Дорожная пыль влияет на здоровье человека, я могу об этом рассказать;

(обучающаяся ТО «Юный эколог» Гавриленко Дарья, при помощи презентации, рассказывает о влиянии пыли грунтовых дорог на здоровье человека https://disk.yandex.ru/i/pZuOrZwi1MAPSg ).

- Палящий зной тоже пагубно влияет на здоровье, хочу об этом вам рассказать (обучающаяся ТО «Юный эколог» Свидрицкая Алеся, при помощи презентации, рассказывает о влиянии летнего степного зноя на здоровье человека https://disk.yandex.ru/i/NCpLvChdNbVWhQ ).

Д: - Пыль грунтовой дороги отрицательно влияет на дыхательную систему, наблюдаются головные боли, раздражение слизистых оболочки глаз;

- Я вспомнил, что фашистские оккупанты уничтожали голубей. За то, что Витя Черевичкин отправлял на другой берег Дона голубей с донесениями, его расстреляли;

- В степной зоне наблюдается жара свыше 30ºС. Жара вызывает смертность у людей с гипертонической болезнью, отрицательно влияет на работоспособность; в следствии перегрева организма люди получают тепловой удар. Тепловой удар отрицательно влияет на людей, страдающих болезнями сердца.

- это нужно отнести к экологии человека.

П: - Жители Ростовской области не стали почивать на лаврах после того, как освободили 28 ноября 1941 года, они понимали, враг силён, люди стали готовится к обороне.

Мы сейчас с вами посмотрим презентацию Анастасии Чорба «Раны Земли». И вы скажете, как готовились дончане к обороне, и какие экологические последствия вы отметили. (обучающиеся смотрят презентацию Чорба Анастасии «Раны Земли» https://disk.yandex.ru/i/i7BYsvnz5m6fUQ ).

О: - Десятки тысяч ростовчан строили оборонительные сооружения и укрепления вокруг города, вынув 10 млн. кубометров грунта. Протяженностью в 115 километров;

- В результате строительства противотанкового рва плодородный слой почвы был погребён под слоем глины;

- Сейчас ширина протвотанкового рва около 10 метров.

- Глубина в районе полутора метров. Это связано с активной сельскохозяйственной деятельностью в данном районе.

- Занесём эти данные в 3 колонку Приложения 1.

П: - Молодцы.

- Но весна 1942 года преподнесла «сюрприз».

(обучающиеся смотрят отрывок "Подготовка к обороне Ростова-на-Дону 1942 года" документального сериала «Неизвестные сражения» фильм «Ростовский РУБИКОН»)

- Что скажете?

Д: - Был разрушен труд людей, которые готовили к обороне окопы, пулеметные гнёзда, траншеи;

- Были затоплены дома людей;

- Люди передвигались в воде и иле.

- Строительство линии обороны отнесём к биоэкологии, а условия, в которых были бойцы, к экологии человека.

П: - Мы с вами продолжаем знакомиться с оккупацией Ростовской области и планами Адольфа Гитлера. Для этого мы с вами посмотрим следующий отрывок документального сериала «Неизвестные сражения» фильм «Ростовский РУБИКОН».

(обучающиеся смотрят отрывок "Блум" документального сериала «Неизвестные сражения» фильм «Ростовский РУБИКОН»)

Д: - Фашисты рвались к нефти Кавказа, а территория нашей области была у них на пути.

П: - Попрошу вас, воспользовавшись Приложением 2 и данными из следующего видео отрывка документального сериала «Неизвестные сражения» фильм «Ростовский РУБИКОН» сосчитать сколько сил было задействовано для взятия Ростова-на-Дону. (обучающиеся смотрят отрывок "Окружение" документального сериала «Неизвестные сражения» фильм «Ростовский РУБИКОН», и при помощи Приложения 2 ведут подсчёт

Д: - На Ростов двигалось 768 тысяч человек, против 192 тысяч Красной Армии;

- На стороне фашистской Германии выступали Армии европейских стран.

П: Посмотрите следующий документальный отрывок с точки зрения экологии, выводы запишите в Приложение 1 (обучающиеся смотрят отрывок "Нестандартные решения" документального сериала «Неизвестные сражения» фильм «Ростовский РУБИКОН»)

Д: - Очень жалко лошадей, но из окружения вышло больше тысячи бойцов. Может быть, после войны у них появились дети, а это влияло на демографическую ситуацию в нашей стране.

- Заносим данные в третью и четвёртые колонки.

П: - Ростов освободили 14 февраля 1943 года. Посмотрите кадры немецкой и советской кинохроники. Расскажите мне как выглядели немецкие оккупанты, как они себя вели во время отступления?

- Какие примеры героизма, отваги и мужества показали советские солдаты?

- Что вы увидели с точки зрения экологии и в какие колонки Приложения 1 их занесёте (обучающиеся смотрят отрывок "1943 год. Освобождение Ростова-на-Дону" документального сериала «Неизвестные сражения» фильм «Ростовский РУБИКОН»)

Д: - Фашисты разрушали инфраструктуру на своём пути;

- Они не были армией победителей;

- Советские войска преодолевали ледяную воду реки Дон, в последствии это сказалось на здоровье;

- 3 тысячи человек 159 бригады прорвались к железнодорожному вокзалу и 6 суток, в полной изоляции держали его оборону;

- Фашисты хотели отбить вокзал, так как там были составы с продовольствием и награбленным добром;

- Когда погибли командиры, командование над 700 бойцами взял на себя Гукас Мадоян и держал круговую оборону до ночи 14 февраля, пока к вокзалу не подошли основные силы;

- Во время наступления советских войск, сжигались автомобильные покрышки, я могу рассказать о влиянии их продуктов горения на здоровье человека (обучающийяся ТО «Юный эколог» Брусник Артём, при помощи презентации, рассказывает о влиянии продуктов горения автомобильных шин на здоровье человека https://disk.yandex.ru/i/8_cPyBHOEaxn1Q).

- Эти данные мы занесём в первую, вторую, четвёртую и пятую колонки.

П: - Мы с вами говорили о бойцах. А какие потери были у мирного населения. Что бы это узнать, посмотрим с вами отрывок «Потери Ростова-на-Дону» (обучающиеся смотрят отрывок "1943 год. Потери Ростова-на-Дону" документального сериала «Неизвестные сражения» фильм «Ростовский РУБИКОН»).

Д: - Из 5600 тыс жителей в городе осталось 170 тысяч;

- В Змеёвской балке было расстреляно 27 тысяч мирных жителей;

- 80 % зданий было разрушено;

- наш областной центр был отнесён к 15 наиболее пострадавшим городам;

- данные запишем во все колонки Приложения 1.

П: - 5 мая 2008 года нашему областному центру г.Ростову-на-Дону было присвоено звание ГОРОДА ВОИНСКОЙ СЛАВЫ.

Об этом наш последний на сегодня видео отрывок (обучающиеся смотрят отрывок "Город ВОИНСКОЙ СЛАВЫ - Ростов-на-Дону" документального сериала «Неизвестные сражения» фильм «Ростовский РУБИКОН»).

П: - Скажите, пожалуйста, какая из колонок в Приложении 1 наиболее заполнена?

Д: - Экология человека, в неё мы занесли больше всего фактов. На Втором месте колонка «Биоэкология». На третьем: Экология города и экономическая экология <рис. 1>.

Педагог: - Как вы предложите закончить наше занятие сегодня?

Обучающиеся: - Минутой молчания (дети встают).

Использованные источники информации:

  1. https://www.youtube.com/watch?v=zDjZw41mdHE&ab_channel=%40DocFilm808
  2. https://www.donland.ru/activity/2318/