Возрастная категория обучающихся: 9-15 лет.
Цель: (слайд 2 презентации педагога)
- расширение и углубление изучения материала о Великой Отечественной войне, знакомство с новыми сведениями за счет обращения к различным информационным источникам.
- рассмотреть влияние войны на экологическую обстановку.
- оказать влияние на формирование у обучающихся патриотических чувств.
Задачи:
Предметные |
Образовательные: расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны. Развивающие:
Воспитательные:
Здоровьесберегающие: создание ситуации успеха при освоении материала. |
Метапредметные |
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Личностные |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Методы обучения |
|
Современные образовательные технологии |
|
Основные понятия |
|
Межпредмет
|
Экология, история; ОБЖ; география. |
Форма мероприятия |
Фронтальная в малых группах |
П: - Добрый день, мы с вами продолжаем работу над проектом «Война машин и экология» (Слайд 1 презентации педагога).
https://disk.yandex.ru/i/pyBCIIOfa3SOiQ Скажите, какие события мы всегда отмечаем в феврале?
Д: - 13 февраля день освобождения Новошахтинска от фашистских захватчиков; 8 февраля отмечается День юного героя-антифашиста; 23 февраля День защитника Отечества.
П: - Это не всё. Скажите, в какой области мы живём, и как называется административный центр Южного федерального округа и Ростовской области?
Д: - город Ростов-на-Дону.
П: - Хорошо. Новошахтинск от фашистов освободили 13 февраля 1943 года, а Ростов-на-Дону…?
Д: - Не знаем.
П: - Когда был оккупирован Ростов-на-Дону?
Д: - Не знаем.
П: - Так как мы с вами живём, учимся и работаем в Ростовской области, мы обязаны знать ответы на эти вопросы.
- Но прежде, чем мы с вами окунёмся в начало 40х годов прошлого века, мы повторим систематизацию современной экологии (слайд 3 презентации педагога).
- А теперь, обратите внимание на Приложение 1, лежащее на ваших партах. Во время занятия вы должны будете заносить в таблицу Приложения 1 факты и события в колонку с соответствующим направлением экологии.
- Задача ясна?
Д: - Да!
П: - Шёл 5-й месяц Великой Отечественной войны... Обстановка на фронте для нашей армии была крайне напряженной. Генеральный штаб вермахта рассчитывал в короткие сроки нанести окончательное поражение Советскому Союзу. Ростов-на-Дону - это «ворота» на Кавказ, поэтому для фашистского командования захват Ростовской области был стратегической целью.
Командование группы фашистских армий «Юг» планировало, нанеся главный удар в направлении Шахт, Новошахтинска, Новочеркасска, окружить Южный фронт на подступах к Ростову, осуществить глубокий охват города с северо-востока, после чего беспрепятственно продвигаться вглубь Кавказа.
С 5 по 16 ноября 1941 года - велась Ростовская оборонительная операция.
21 ноября 1941 года - гитлеровцы захватили Ростов-на-Дону.
Первая оккупация города длилась восемь дней и вошла в историю как "кровавая неделя". За это время эсэсовцы расстреляли и замучили сотни мирных граждан. Через неделю, 28 ноября, советские войска под командованием маршала Семёна Константиновича Тимошенко предприняли контрнаступление и отбили город. Освобождение Ростова стало первой значительной победой Красной Армии в начальный период войны. Противник не смог прорваться на экономически важный для них Кавказ. В ставке фюрера была разработана Директива № 41. Давайте из отрывка документального сериала «Неизвестные сражения» фильм «Ростовский РУБИКОН» узнаем, в чем заключался план Гитлера. (обучающиеся смотрят отрывок документального сериала «Неизвестные сражения» фильм «Ростовский РУБИКОН») https://disk.yandex.ru/i/EW3LUeUO_MpldQ
Д: - Подразделение «Бранденбург 800» совершали диверсии, уничтожая бойцов, что в свою очередь влияет не демографическую ситуацию;
- Фашистам нужны были полезные ископаемые.
- Дорожная пыль влияет на здоровье человека, я могу об этом рассказать;
(обучающаяся ТО «Юный эколог» Гавриленко Дарья, при помощи презентации, рассказывает о влиянии пыли грунтовых дорог на здоровье человека https://disk.yandex.ru/i/pZuOrZwi1MAPSg ).
- Палящий зной тоже пагубно влияет на здоровье, хочу об этом вам рассказать (обучающаяся ТО «Юный эколог» Свидрицкая Алеся, при помощи презентации, рассказывает о влиянии летнего степного зноя на здоровье человека https://disk.yandex.ru/i/NCpLvChdNbVWhQ ).
Д: - Пыль грунтовой дороги отрицательно влияет на дыхательную систему, наблюдаются головные боли, раздражение слизистых оболочки глаз;
- Я вспомнил, что фашистские оккупанты уничтожали голубей. За то, что Витя Черевичкин отправлял на другой берег Дона голубей с донесениями, его расстреляли;
- В степной зоне наблюдается жара свыше 30ºС. Жара вызывает смертность у людей с гипертонической болезнью, отрицательно влияет на работоспособность; в следствии перегрева организма люди получают тепловой удар. Тепловой удар отрицательно влияет на людей, страдающих болезнями сердца.
- это нужно отнести к экологии человека.
П: - Жители Ростовской области не стали почивать на лаврах после того, как освободили 28 ноября 1941 года, они понимали, враг силён, люди стали готовится к обороне.
Мы сейчас с вами посмотрим презентацию Анастасии Чорба «Раны Земли». И вы скажете, как готовились дончане к обороне, и какие экологические последствия вы отметили. (обучающиеся смотрят презентацию Чорба Анастасии «Раны Земли» https://disk.yandex.ru/i/i7BYsvnz5m6fUQ ).
О: - Десятки тысяч ростовчан строили оборонительные сооружения и укрепления вокруг города, вынув 10 млн. кубометров грунта. Протяженностью в 115 километров;
- В результате строительства противотанкового рва плодородный слой почвы был погребён под слоем глины;
- Сейчас ширина протвотанкового рва около 10 метров.
- Глубина в районе полутора метров. Это связано с активной сельскохозяйственной деятельностью в данном районе.
- Занесём эти данные в 3 колонку Приложения 1.
П: - Молодцы.
- Но весна 1942 года преподнесла «сюрприз».
(обучающиеся смотрят отрывок "Подготовка к обороне Ростова-на-Дону 1942 года" документального сериала «Неизвестные сражения» фильм «Ростовский РУБИКОН»)
- Что скажете?
Д: - Был разрушен труд людей, которые готовили к обороне окопы, пулеметные гнёзда, траншеи;
- Были затоплены дома людей;
- Люди передвигались в воде и иле.
- Строительство линии обороны отнесём к биоэкологии, а условия, в которых были бойцы, к экологии человека.
П: - Мы с вами продолжаем знакомиться с оккупацией Ростовской области и планами Адольфа Гитлера. Для этого мы с вами посмотрим следующий отрывок документального сериала «Неизвестные сражения» фильм «Ростовский РУБИКОН».
(обучающиеся смотрят отрывок "Блум" документального сериала «Неизвестные сражения» фильм «Ростовский РУБИКОН»)
Д: - Фашисты рвались к нефти Кавказа, а территория нашей области была у них на пути.
П: - Попрошу вас, воспользовавшись Приложением 2 и данными из следующего видео отрывка документального сериала «Неизвестные сражения» фильм «Ростовский РУБИКОН» сосчитать сколько сил было задействовано для взятия Ростова-на-Дону. (обучающиеся смотрят отрывок "Окружение" документального сериала «Неизвестные сражения» фильм «Ростовский РУБИКОН», и при помощи Приложения 2 ведут подсчёт
Д: - На Ростов двигалось 768 тысяч человек, против 192 тысяч Красной Армии;
- На стороне фашистской Германии выступали Армии европейских стран.
П: Посмотрите следующий документальный отрывок с точки зрения экологии, выводы запишите в Приложение 1 (обучающиеся смотрят отрывок "Нестандартные решения" документального сериала «Неизвестные сражения» фильм «Ростовский РУБИКОН»)
Д: - Очень жалко лошадей, но из окружения вышло больше тысячи бойцов. Может быть, после войны у них появились дети, а это влияло на демографическую ситуацию в нашей стране.
- Заносим данные в третью и четвёртые колонки.
П: - Ростов освободили 14 февраля 1943 года. Посмотрите кадры немецкой и советской кинохроники. Расскажите мне как выглядели немецкие оккупанты, как они себя вели во время отступления?
- Какие примеры героизма, отваги и мужества показали советские солдаты?
- Что вы увидели с точки зрения экологии и в какие колонки Приложения 1 их занесёте (обучающиеся смотрят отрывок "1943 год. Освобождение Ростова-на-Дону" документального сериала «Неизвестные сражения» фильм «Ростовский РУБИКОН»)
Д: - Фашисты разрушали инфраструктуру на своём пути;
- Они не были армией победителей;
- Советские войска преодолевали ледяную воду реки Дон, в последствии это сказалось на здоровье;
- 3 тысячи человек 159 бригады прорвались к железнодорожному вокзалу и 6 суток, в полной изоляции держали его оборону;
- Фашисты хотели отбить вокзал, так как там были составы с продовольствием и награбленным добром;
- Когда погибли командиры, командование над 700 бойцами взял на себя Гукас Мадоян и держал круговую оборону до ночи 14 февраля, пока к вокзалу не подошли основные силы;
- Во время наступления советских войск, сжигались автомобильные покрышки, я могу рассказать о влиянии их продуктов горения на здоровье человека (обучающийяся ТО «Юный эколог» Брусник Артём, при помощи презентации, рассказывает о влиянии продуктов горения автомобильных шин на здоровье человека https://disk.yandex.ru/i/8_cPyBHOEaxn1Q).
- Эти данные мы занесём в первую, вторую, четвёртую и пятую колонки.
П: - Мы с вами говорили о бойцах. А какие потери были у мирного населения. Что бы это узнать, посмотрим с вами отрывок «Потери Ростова-на-Дону» (обучающиеся смотрят отрывок "1943 год. Потери Ростова-на-Дону" документального сериала «Неизвестные сражения» фильм «Ростовский РУБИКОН»).
Д: - Из 5600 тыс жителей в городе осталось 170 тысяч;
- В Змеёвской балке было расстреляно 27 тысяч мирных жителей;
- 80 % зданий было разрушено;
- наш областной центр был отнесён к 15 наиболее пострадавшим городам;
- данные запишем во все колонки Приложения 1.
П: - 5 мая 2008 года нашему областному центру г.Ростову-на-Дону было присвоено звание ГОРОДА ВОИНСКОЙ СЛАВЫ.
Об этом наш последний на сегодня видео отрывок (обучающиеся смотрят отрывок "Город ВОИНСКОЙ СЛАВЫ - Ростов-на-Дону" документального сериала «Неизвестные сражения» фильм «Ростовский РУБИКОН»).
П: - Скажите, пожалуйста, какая из колонок в Приложении 1 наиболее заполнена?
Д: - Экология человека, в неё мы занесли больше всего фактов. На Втором месте колонка «Биоэкология». На третьем: Экология города и экономическая экология <рис. 1>.
Педагог: - Как вы предложите закончить наше занятие сегодня?
Обучающиеся: - Минутой молчания (дети встают).
Использованные источники информации: