Образовательная деятельность по экологии в средней группе «Вернем лесных жителей домой»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: средняя группа


Непрерывная образовательная деятельность: Познавательное интегрированное занятие для детей средней группы.

Базовая образовательная область: «Познавательное развитие».

Цель: Дать детям представление о необходимости бережного отношения к природе.

Задачи:

Обучающие:

  • приобщать детей к основам экологического воспитания.
  • познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.
  • продолжать расширять знания о защите окружающей природы.
  • формировать представление о том, какое негативное воздействие может оказать человек на окружающую среду.

Развивающие:

  • развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление, речь.
  • способствовать развитию умения анализировать и делать выводы.

Воспитательные:

  • формировать умение работать в коллективе;
  • воспитывать желание охранять природу, заботиться о ней.

Оборудование:

  • колокольчик, магнитная доска, картинки (рюкзак, фонарик, палатка, дрова, спички, игрушки, соска)
  • аудиозапись (ветерок, звучит звук шелеста травы, о гибели цветов)
  • игрушки (еж, лиса, медведь) мусор, перчатки на каждого ребенка, маркированные корзины для мусора, стаканчики с водой, салфетки, пакеты на каждого ребенка, фартуки;
  • спортивное препятствие, полотно голубого цвета, рыбки и мусор, 2 пакетика, грязная, мутная вода;
  • пустые стаканы;
  • воронки;
  • ватные диски, осенние листочки, береза, пазл с надписью «Берегите лес», мнемотаблица, раскраски, карандаши.

Ход занятия

Дети играют на улице. Воспитатель в костюме Умницы звонит в колокольчик и подзывает детей.

В.:

Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева - друг и справа друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Ребята, добрый день. Я сегодня утром смотрела «Новости» по телевизору, и очень расстроилась. В передаче рассказали, что по каким-то непонятным причинам, из леса убежали все животные, птицы и насекомые! Лес теперь остался пустым и брошенным. Также сказали, что необходимо собрать команду умных, смелых и отважных ребят, чтобы найти всех пропавших жителей леса и вернуть их в родной дом. Ребята, как вы думаете, мы справимся с таким заданием?

Д: Да, справимся.

В.: Но прежде, чем отправиться в лес давайте соберем рюкзак.

На магнитной доске изображен большой рюкзак, на столе дети выбирают предметы- картинки (фонарик, палатка, дрова, спички, игрушки, соска) прикрепляют к рюкзаку.

Игра "Собери рюкзак"- найди лишний предмет.

В.: Молодцы. Отправимся в лес, чтобы выяснить, в чем же дело! А поможет нам в этом ветерок.(Аудиозапись, ветерок)

Давайте возьмемся за руки, закроем глаза и дружно скажем: «Ветерок подуй сильней, унеси нас в лес скорей!»

Воспитатель ведет детей за руку к деревьям.

В.: Открывайте глаза. Вот мы и на месте.

В.: Ребята, обратите внимание, в лесу какой-то непорядок. Что вы видите необычного?

Д.: На полянке всюду разбросан мусор.

В.: Верно. Как вы считаете, можно ли так поступать - мусорить в лесу?

Д.: Нет, мусорить нельзя.

В.: Скажите, почему?

Д.: В лесу будет грязно, некрасиво, животным будет сложнее найти себе пищу, трава и цветы перестанут расти под мусором.

Давайте сделаем доброе дело и очистим лес от мусора. У меня с собой есть корзинки, на них обозначения, какой мусор положить в каждую корзинку. Вы поняли задание?

Д.: Да, поняли.

В.: Давайте оденем перчатки и примемся за дело. (Дети сортируют мусор.)

В.: А теперь вам приятно смотреть на нашу лесную полянку?

Д.: Да, теперь в лесу стало чисто и убрано.

В.: Вы знаете , ведь мусор - это не просто мусор, но еще и большая опасность для зверей! Если какой-нибудь зверь нечаянно съест, например, кусочек полиэтиленового пакета, он может умереть… есть такой мусор, который не разлагается, не растворяется. Он может очень долго сохраняться в земле и от этого страдает окружающая природа. Это - пластиковые банки, пакеты, жестяные банки. Такой мусор нельзя оставлять в лесу!

Давайте подойдем к столу, наденем фартуки и на примере посмотрим, что растворяется, а что нет.

Показывают на примере бумажной салфетки, пакета и лейки опыт - что растворится в воде, а что нет.

Эксперимент «Что растворяется»

Давайте попробуем, салфетку опустим в воду. И пакет тоже опустим в воду.

Что стало с салфеткой? (она намокла, стала мягкая, она растворяется в воде)

А пакет? он может растворится? (нет)

В.: Послушайте, ребята, кажется, животные стали потихоньку возвращаться в лес! (звучит звук шелеста травы).

А кто именно решил вернуться, вы узнаете, если отгадаете загадки.

На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок -
Нет ни головы, ни ног.

Д.: Еж!

В.: Верно! (под деревом находят ежа)

Следующая загадка:

Очень хитрая она:
Съела в сказке колобка,
Кур ворует, петухов.
Кто назвать её готов?

Д.: Лиса! (находят лису)

В.:

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.

Д.: Медведь

В.: Умнички, и эту загадку отгадали.

(В процессе отгадывания загадок, воспитатель достает из за дерево игрушки животных).

В.: Ребята, просмотрите, что стало с речкой. Бедные рыбки. Как же им помочь?

Игра «Спаси рыбок»

Делимся на 2 команды. Каждый участник из команды должен перепрыгнуть на 2 ногах через кочки, вытащить любой мусор из «реки» (полотно голубого цвета, на котором лежат рыбки и мусор), положить его в пакет, вернуться обратно бегом.

Ребята, я зачерпнула из этой реки воду, посмотрите, какая она?

Д.: Грязная.

В.: Давайте попробуем ее очистить.

Подходите к столу.

Эксперимент «Очистим воду»

Возьмите пустой стакан, вставьте в него воронку, а в воронку положите ватный диск. А теперь мы воду профильтруем, тонкой струйкой переливаем воду в пустой стакан.

В.: Отлично, ребята! Наш лес стал оживать, кажется, ему стало повеселее!

В.: Ой, ребята, мне на ватсап пришло сообщение от доброжелателя. Давайте послушаем. Слушаем запись.

«Дорогие ребята, дереву нужна помощь. Мальчишки растресли березу и все листья с нее упали и перепутались с другими листьями, других деревьев» . Как вы думаете, сможем помочь дереву?.

А что бы попасть к березе, надо пройти по кочкам, по мостику и по узкой дорожке. (проходят по спортивным снарядам)

В.: Молодцы, вот мы и дошли, вот и наша береза, а вокруг столько разных листьев. Давайте выберем березовые осенние листья и подарим ей осенний наряд.

Молодцы, какая красивая осенняя береза получилась.

В.: Хорошо. А сейчас давайте закрепим правила поведения в лесу, а поможет нам в этом таблица.(рассматривают мнемо таблицу, что нельзя делать в лесу)

В.: Ребята, мы помогли лесу вернуть его обитателей, и теперь нам пора возвращаться в нашу группу.

Аудиозапись ветерок.

Закроем глаза и дружно скажем: «Ветерок подуй сильней, унеси нас в сад скорей!» В знак благодарности за ваши добрые дела вам полагается раскраска.