Непрерывная образовательная деятельность: Познавательное интегрированное занятие для детей средней группы.
Базовая образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель: Дать детям представление о необходимости бережного отношения к природе.
Задачи:
Обучающие:
- приобщать детей к основам экологического воспитания.
- познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.
- продолжать расширять знания о защите окружающей природы.
- формировать представление о том, какое негативное воздействие может оказать человек на окружающую среду.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление, речь.
- способствовать развитию умения анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
- формировать умение работать в коллективе;
- воспитывать желание охранять природу, заботиться о ней.
Оборудование:
- колокольчик, магнитная доска, картинки (рюкзак, фонарик, палатка, дрова, спички, игрушки, соска)
- аудиозапись (ветерок, звучит звук шелеста травы, о гибели цветов)
- игрушки (еж, лиса, медведь) мусор, перчатки на каждого ребенка, маркированные корзины для мусора, стаканчики с водой, салфетки, пакеты на каждого ребенка, фартуки;
- спортивное препятствие, полотно голубого цвета, рыбки и мусор, 2 пакетика, грязная, мутная вода;
- пустые стаканы;
- воронки;
- ватные диски, осенние листочки, береза, пазл с надписью «Берегите лес», мнемотаблица, раскраски, карандаши.
Ход занятия
Дети играют на улице. Воспитатель в костюме Умницы звонит в колокольчик и подзывает детей.
В.:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева - друг и справа друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, добрый день. Я сегодня утром смотрела «Новости» по телевизору, и очень расстроилась. В передаче рассказали, что по каким-то непонятным причинам, из леса убежали все животные, птицы и насекомые! Лес теперь остался пустым и брошенным. Также сказали, что необходимо собрать команду умных, смелых и отважных ребят, чтобы найти всех пропавших жителей леса и вернуть их в родной дом. Ребята, как вы думаете, мы справимся с таким заданием?
Д: Да, справимся.
В.: Но прежде, чем отправиться в лес давайте соберем рюкзак.
На магнитной доске изображен большой рюкзак, на столе дети выбирают предметы- картинки (фонарик, палатка, дрова, спички, игрушки, соска) прикрепляют к рюкзаку.
Игра "Собери рюкзак"- найди лишний предмет.
В.: Молодцы. Отправимся в лес, чтобы выяснить, в чем же дело! А поможет нам в этом ветерок.(Аудиозапись, ветерок)
Давайте возьмемся за руки, закроем глаза и дружно скажем: «Ветерок подуй сильней, унеси нас в лес скорей!»
Воспитатель ведет детей за руку к деревьям.
В.: Открывайте глаза. Вот мы и на месте.
В.: Ребята, обратите внимание, в лесу какой-то непорядок. Что вы видите необычного?
Д.: На полянке всюду разбросан мусор.
В.: Верно. Как вы считаете, можно ли так поступать - мусорить в лесу?
Д.: Нет, мусорить нельзя.
В.: Скажите, почему?
Д.: В лесу будет грязно, некрасиво, животным будет сложнее найти себе пищу, трава и цветы перестанут расти под мусором.
Давайте сделаем доброе дело и очистим лес от мусора. У меня с собой есть корзинки, на них обозначения, какой мусор положить в каждую корзинку. Вы поняли задание?
Д.: Да, поняли.
В.: Давайте оденем перчатки и примемся за дело. (Дети сортируют мусор.)
В.: А теперь вам приятно смотреть на нашу лесную полянку?
Д.: Да, теперь в лесу стало чисто и убрано.
В.: Вы знаете , ведь мусор - это не просто мусор, но еще и большая опасность для зверей! Если какой-нибудь зверь нечаянно съест, например, кусочек полиэтиленового пакета, он может умереть… есть такой мусор, который не разлагается, не растворяется. Он может очень долго сохраняться в земле и от этого страдает окружающая природа. Это - пластиковые банки, пакеты, жестяные банки. Такой мусор нельзя оставлять в лесу!
Давайте подойдем к столу, наденем фартуки и на примере посмотрим, что растворяется, а что нет.
Показывают на примере бумажной салфетки, пакета и лейки опыт - что растворится в воде, а что нет.
Эксперимент «Что растворяется»
Давайте попробуем, салфетку опустим в воду. И пакет тоже опустим в воду.
Что стало с салфеткой? (она намокла, стала мягкая, она растворяется в воде)
А пакет? он может растворится? (нет)
В.: Послушайте, ребята, кажется, животные стали потихоньку возвращаться в лес! (звучит звук шелеста травы).
А кто именно решил вернуться, вы узнаете, если отгадаете загадки.
На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок -
Нет ни головы, ни ног.
Д.: Еж!
В.: Верно! (под деревом находят ежа)
Следующая загадка:
Очень хитрая она:
Съела в сказке колобка,
Кур ворует, петухов.
Кто назвать её готов?
Д.: Лиса! (находят лису)
В.:
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Д.: Медведь
В.: Умнички, и эту загадку отгадали.
(В процессе отгадывания загадок, воспитатель достает из за дерево игрушки животных).
В.: Ребята, просмотрите, что стало с речкой. Бедные рыбки. Как же им помочь?
Игра «Спаси рыбок»
Делимся на 2 команды. Каждый участник из команды должен перепрыгнуть на 2 ногах через кочки, вытащить любой мусор из «реки» (полотно голубого цвета, на котором лежат рыбки и мусор), положить его в пакет, вернуться обратно бегом.
Ребята, я зачерпнула из этой реки воду, посмотрите, какая она?
Д.: Грязная.
В.: Давайте попробуем ее очистить.
Подходите к столу.
Эксперимент «Очистим воду»
Возьмите пустой стакан, вставьте в него воронку, а в воронку положите ватный диск. А теперь мы воду профильтруем, тонкой струйкой переливаем воду в пустой стакан.
В.: Отлично, ребята! Наш лес стал оживать, кажется, ему стало повеселее!
В.: Ой, ребята, мне на ватсап пришло сообщение от доброжелателя. Давайте послушаем. Слушаем запись.
«Дорогие ребята, дереву нужна помощь. Мальчишки растресли березу и все листья с нее упали и перепутались с другими листьями, других деревьев» . Как вы думаете, сможем помочь дереву?.
А что бы попасть к березе, надо пройти по кочкам, по мостику и по узкой дорожке. (проходят по спортивным снарядам)
В.: Молодцы, вот мы и дошли, вот и наша береза, а вокруг столько разных листьев. Давайте выберем березовые осенние листья и подарим ей осенний наряд.
Молодцы, какая красивая осенняя береза получилась.
В.: Хорошо. А сейчас давайте закрепим правила поведения в лесу, а поможет нам в этом таблица.(рассматривают мнемо таблицу, что нельзя делать в лесу)
В.: Ребята, мы помогли лесу вернуть его обитателей, и теперь нам пора возвращаться в нашу группу.
Аудиозапись ветерок.
Закроем глаза и дружно скажем: «Ветерок подуй сильней, унеси нас в сад скорей!» В знак благодарности за ваши добрые дела вам полагается раскраска.