Раздел I. Общая информация о модуле
Название (тема) модуля |
«Открой удивительный мир Самарской Луки» |
Возрастная группа обучающихся |
2-3 класс |
Предметные области |
Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство |
Цель и задачи модуля |
Развитие у обучающихся компетенций учебно-исследовательской деятельности при изучении тем: «Где мы живем», «Путешествие по планете».
|
Педагогические и образовательные технологии |
|
Основные этапы модуля |
Сетевой образовательный модуль «Открой удивительный мир Самарской Луки» позволит обучающимся ответить на вопросы:
В ходе работы над сетевым образовательным модулем обучающиеся изучат темы «Где мы живем», «Путешествие по планете», выполнят исследовательские работы. |
Используемые площадки проведения |
Образовательное пространство:
|
Тематические партнёры |
Дом-музей «Жигулевская сказка», с.Зольное
|
Продукты и эффекты модуля |
Ожидаемые результаты:
|
Формы контроля результатов |
Проверка творческого задания - скетчбука (рисунки, плакаты). |
Критерии оценки результатов |
|
Необходимое оборудование, обеспечение |
|
II. Ход учебного занятия
Вводная часть. Постановка образовательной задачи
Обучающиеся под руководством учителей собираются в актовом зале школы для проведения учебного занятия в формате сетевого образовательного модуля (СОМ). Партнерами выступают:
- Дом-музей «Жигулевская сказка», с.Зольное;
- Дом-музей Репина И.Е., с.Ширяево;
- Природный национальный парк «Самарская Лука».
Жигулевский государственный заповедник им. И.И.Спрыгина, и на их территории будет проходить наше занятие. Прежде чем мы приступим к занятию, необходимо провести вводный инструктаж по технике безопасности и по проведению СОМа, в ходе работы вы изучите темы: «Где мы живем», «Путешествие по планете», выполните исследовательские работы.
Обучающиеся в беседе с учителем формулируют цели и задачи предстоящего СОМа «Открой удивительный мир Самарской Луки». Учитель задает наводящие вопросы:
- Что мы знаем о Национальном парке «Самарская Лука» и Жигулевском государственном заповеднике им.И.И.Спрыгина?
- Как вы считаете, необходимо ли открывать для себя удивительный мир флоры и фауны, сказаний и легенд, творчество поэтов и художников нашего края?
Обучающиеся узнают, что занятие будет необычным (оно проходит не в стенах школы, а на территории Национального парка «Самарская Лука»), об этапах и заданиях, которые им необходимо будет выполнить в ходе модуля. Для прохождения этапов модуля вы разделитесь на группы (15-20 человек). Каждая группа пройдет 4 этапа, согласно выданному маршрутному листу, и получит отметки.
Этап 1.
Первый этап проходит в Жигулевском государственном заповеднике им.И.И.Спрыгина с посещением Дома-музея Лисы. Прежде всего ребята в форме живой беседы «Вопрос-ответ» узнают интересные факты о жизни животных, растений (см. Приложение 4), экскурсовод Александр Губернаторов задает вопросы о флоре и фауне Самарской Луки.
Затем обучающиеся выполняют индивидуальные задания символа Самарской Луки (рисунок лисы).
Рисунок лисы
Подготовка к творческой работе
Этап 2. «Театральная»
На этапе «Театральная» обучающиеся посещают музей «Жигулевская сказка» в селе Зольное, изучают легенды и были Жигулевских гор (см. Приложение 5), участвуют в театральной постановке «Деревянный Орел», рисуют камень-оберег.
Обучающиеся при посещении экскурсии Дома-музея Репина И.Е. знакомятся с творчеством поэта Александра Абрамова, творчеством художника Ильи Репина. В ходе экскурсии проводится викторина «Вопрос-ответ», по окончании работы ребята создают скетчбук (рисунки, плакаты). (см. Приложение 6_1, Приложение 6_2, Приложение 6_3), (см. Приложение 2).
Дом-музей Репина
III. Заключительная часть
Проводится рефлексия по итогам занятия. Заполняется таблица (см. Приложение 3).
IV. Анализ проведенного учебного занятия
Самоанализ, рефлексия
Групповое обучение, обучение детей вне стен классного кабинета, безусловно, позволяет сделать процесс обучения и воспитания более интересным и эффективным. Одним из самых интересных в данном сетевом модуле для обучающихся оказался этап, на котором ребята знакомились с жизнью животных, растений, театральной постановкой, но положительные отзывы были обо всех этапах.
На протяжении всего модуля обучающиеся активно помогали друг другу, выступая иногда в роли «учителя» - «экскурсовода». Дети, у которых не получалось выполнить задание, то ему вся группа оказывала помощь.
В целом можно сделать вывод, что СОМ прошел успешно, обучающимся он понравился, поставленная цель была достигнута. Информация, полученная таким способом, остается в памяти на длительное время.
Ожидаемый эффект от использования формата СОМа связан с проектированием необходимых организационных условий и изменением понимания всеми участниками образовательного процесса необходимости использования ресурсов природного Национального парка «Самарская Лука», Дома-музея «Жигулевская сказка» с.Зольное, Дома-музея Репина И.Е.с.Ширяево, смотровых площадок Жигулевского государственного заповедника им.И.И.Спрыгина. Площадкой реализации модуля может оказаться любой объект или среда, которые должным образом педагогически осмыслены.