Цель: формирование у детей духовно-нравственных качеств через ознакомление с русским народным музыкальным творчеством.
Задачи:
- Познакомить детей с основными музыкальными жанрами русской народной музыкальной культуры: танцами, песней, играми, а также народными музыкальными инструментами.
- Формировать патриотические чувства к своей Родине, своему народу: любовь, уважение, гордость.
- Развитие навыков хорового исполнения русских народных песен и навыков игры на музыкальных инструментах.
Оборудование: инструменты народного оркестра, народные костюмы для детей, видеопрезентация со слайдами.
Ход занятия
Звучит мелодия песни «Что может быть лучше России» муз. Е.Крылатова.
Дети в народных костюмах входят в зал и садятся на стулья.
Муз. руководитель: Ребята, мы с вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия. Много замечательных, красивых стран на Земле, везде живут люди, но Россия для нас - единственная, необыкновенная земля, потому что она - наша Родина. Родина - значит родная, как мать и отец. Родину не выбирают, она даётся человеку от рождения.
Крепко любили и любят свою Родину русские люди, они сложили о ней много песен и сказаний, храбро защищали её от врагов.
В старину жизнь наших предков тесно была связана с природой, со сменой времён года. После долгой суровой зимы люди с нетерпением ждали прихода весны, с радостью встречали красное лето, осенью много трудились, собирая богатый урожай. Приход каждого времени года на Руси сопровождался определёнными песнями, танцами, играми, обрядами.
Собирались за околицей парни и девушки и водили хороводы. Приглашали выглянуть красно солнышко, зазывали птиц, закликали дождь, чтобы он напоил землю влагой.
Слайд «Весенний хоровод». Исполняет ансамбль «Березка»
Хоровод - это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Основное построение хоровода - круг. Давайте и мы исполним хоровод «Во поле береза стояла».
Исполняется хоровод «Во поле береза стояла» рус.нар.песня
М.Р.: Ребята, а какие русские народные музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей)
Слайд с инструментами народного оркестра.
Давайте посмотрим на экран. Основными инструментами в народном оркестре являются гармонь или баян и балалайки и домры. Есть также и духовые инструменты, это жалейки, свирели и рожки. Есть шумовые инструменты: ложки, трещотки. Сейчас мы послушаем с вами музыкальное произведение, которое называется «Наигрыш». Скажите, какое оно по характеру и что под него можно делать? Какие инструменты вы услышите?
Звучит запись оркестра нар. инструментов им. Осипова «Наигрыш»
(Ответы детей)
М.Р.: Ребята, а теперь давайте сами исполним оркестровую композицию под названием «Субботея». Кто скажет, какие инструменты мы будем использовать? Правильно, ударные шумовые.
Исполняется оркестровая композиция «Субботея».
М. р.: И конечно невозможно представить русское народное творчество без песни. Русская песня помогала нашим прабабушкам и прадедушкам в работе и отдыхе, в радостях и страданиях. Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое.
Много песен сложено русским народом, за один раз не перепоёшь и не сыграешь. Колыбельные, трудовые, лирические, исторические, шуточные, солдатские, обрядовые.
Сегодня мы начнем разучивать рус. нар. песню «Ой, вставала я ранешенько». Я сейчас спою вам 2 куплета, а вы подумайте, какая эта песня, шуточная, лирическая или плясовая?
Педагог исполняет 2 куплета рус. нар. песни «Ой, вставала я ранешенько» (Обсуждение прослушанного произведения)
М. р.: Теперь настроим наши голосочки на пение. Намного распоемся. (транспонируем упражнение «ли-да-ли»).
Разучивание 1 и 2 куплета песни.
М. р.: А еще русский народ очень любил веселье и различные игры. Предлагаю поиграть в игру «Плетень». Для этого нужно построиться в 2 шеренги, друг напротив друга. Посмотрите, как правильно надо заплести плетень. ( Объясняет правила игры)
Проводится игра «Плетень». Рус. нар. песня «Сеяли девушки яровой хмель»
Сегодня, ребята, мы прикоснулись к музыкальному творчеству нашего русского народа. Я надеюсь, что это помогло вам глубже проникнуть в его душу и характер и ещё крепче полюбить нашу родную землю - Россию. Что больше всего из увиденного и услышанного вами сегодня понравилось? (Краткая беседа с детьми)
Под музыку дети выходят из зал
Список использованной литературы
- И.А.Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством». Подготовительная группа. СПб «Детство-Пресс», 2013.
- Ю.Васильев, А. Широков «Рассказы о русских народных инструментах». М. 1986.
- Г.Богданов «Несколько шагов к фольклорному танцу». М.1996
- С.И.Мерзлякова «Учить петь детей 6-7 лет. Песни и упражнения для развития голоса» М. «ТЦ Сфера», 2014.
- Л.Шамина «Музыкальный фольклор и дети» М. 1992.
Использованные дополнительные материалы
- Видеокассета «Культура России. Серебряный век», 2006 г.
- Иванов И.С. «Великая Россия», CD, 2007 г.
- Петров Т.И., песня «Россия» (сл. И.Морковкина, муз. А.Зайкиной)
Интернет-источники
- «Физика 10-11 классы. Подготовка в ЕГЭ.» Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2222d260-1442-1624-2b6b-62a47ea3ee93/view/
- «Леворукость - норма или отклонение?» Фестиваль педагогических идей «1 сентября» http://urok.1sept.ru/articles/566371/
Источники иллюстраций
- Цветок лотоса: http://www.flickr.com/photos/toshio1/221371474/
- Попугай: http://www.freegreatpicture.com/birds-photo/widescreen-birds-photo-16856
- Рамка: http://www.leehansen.com/printables/craftpages/hearts-border-notepaper.htm
- DVD «Corel Gallary», Издатель ООО «Студия DVD Clipart»
- Фотографии из личного архива
- https://mc.bk55.ru/news/article/23252/
- https://afisha.surguta.ru/content/gosudarstvennyy-akademicheskiy-horeograficheskiy-ansambl-beryozka-imeni-ns-nadezhdinoy