«Слова - это имена вещей, явлений, событий, имена всего того, что есть и может быть в действительности…. Если имя непонятно для слушающего, оно пусто - такого предмета нет. Любая вещь, даже воображаемая, к какой бы области сенсорики она не относилась, может быть заметной, если имеет имя» [2, c.95].
Совокупность слов языка называется лексикой. Роль лексики для овладения иностранным языком значительна, т.к. от уровня сформированности лексических навыков и умений зависит способность осуществлять общение на иностранном языке. Обучение лексике - дело непростое, требующее определённых усилий и затрат времени как от учителя, так и от его учеников. Известно, что без знания слов невозможно освоение аудирования, чтения, грамматики, говорения и письма.
Чтобы достичь высокого уровня усвоения лексики иностранного языка, учителю необходимо методически грамотно выстроить организацию учебной деятельности учащихся на уроке.
Мы рассмотрим все этапы работы с лексикой, начиная с «впервые встретил/ увидел/ услышал это слово» до «использовал в речи». Но вначале определимся с некоторыми понятиями:
- Что такое «лексика» на уроке английского языка?
- Что значит «знать слово»?
Итак, лексика, с которой мы работаем на уроке, - это слова, словосочетания и даже целые предложения.
Знать слово - это знать:
- значение или значения;
- произношение;
- форму слова (звуковую и графическую);
- употребление (использование слова в различных словосочетаниях);
- регистр (официальный/нейтральный/разговорный);
- коннотацию (положительный или отрицательный смысл слова);
- однокоренные слова;
- синонимы и антонимы;
- лексическое поле (слова и словосочетания на определённую тему);
- этимологию (происхождение слова);
- прагматику (цель высказывания).
Учителю следует помнить, что при знакомстве учеников с новым словом совершенно не обязательно им давать всю информацию о нём. Необходимость или актуальность новых знаний о слове будет нарастать с каждым следующим уроком: сегодня ученики познакомились со значением и произношением новой лексической единицы, а завтра с её происхождением, антонимами и синонимами.
Этапы работы с лексикой
1. Презентация лексики
С новыми лексическими единицами ученики встречаются при чтении текста, при выполнении задания по аудированию, при просмотре видео, в разделе учебника Key Vocabulary и т.д. Презентовать слова можно с помощью картинок, фото, предметов, мимики, жестов, определений слов. Часто необходимая для урока лексика уже выбрана авторами учебника. Но учитель всегда имеет возможность пересмотреть и откорректировать этот выбор и подстроить его под нужды своего урока и класса. Бывает и так, что информация в учебнике устарела, и учителю приходится обращаться к газетным или журнальным статьям (например, при изучении темы «Цивилизация и прогресс» в 10 кл.).
Выбор лексики - это предварительный до презентации лексики этап. Сколько слов представить ученикам для запоминания? Будет достаточно 10-12 за урок. Рассмотрим для примера текст из УМК «Enjoy English-9» Биболетовой М.З., раздел «Out and about in Moscow» (упражнение 109). По замыслу авторов учебника итогом работы по теме является создание мини-проекта «Nice place to see» (упражнение 113).
Авторы отобрали необходимую лексику, которая встретится ученикам при чтении текста (упражнение 107). Как видим, новые лексические единицы вводятся с помощью определений слов.
Но внимательно прочитав и изучив текст, учитель видит наличие гораздо большего количества полезной лексики в нём, которая в дальнейшем будет необходима ученикам при работе над проектом.
Вот эти слова и словосочетания:
- to rack one's brains about
- intense
- just round the corner
- a two-minute walk
- incredible
- a great number of
- Tastes differ
- have no idea of
- be at the top of the list of
- is famous for
- is named after him
- take part in
Презентовать выбранные лексические единицы можно по-разному: с помощью картинок или фото, можно словарными определениями или переводом на родной язык.
2. Нужная информация о слове
На этом этапе мы исследуем новую лексическую единицу (значение, произношение, форма, употребление, происхождение и т.д.). Как уже упоминалось выше, здесь главное - не переусердствовать! Информация о словах будет постепенно добавляться в процессе изучения языка. Новые слова ученики записывают в рабочую тетрадь, лучше в виде таблицы с колонками (слово с частичной транскрипцией, его определение, возможные словосочетания/коллокации, пример использования в предложении).
3. Запоминание
На этом этапе учителю необходимо помочь ученикам запомнить новую лексику. Что можно предпринять?
- создать учебные карточки (flashcards) в quizlet.com или vznaniya.ru и отработать здесь и значение, и произношение, и написание лексических единиц;
- организовать игры с учебными карточками;
- Учитель вытягивает из колоды карточку со словом на английском языке, ученик читает слово и переводит его. И так дальше по кругу. Если ученик не может вспомнить значение слова, забирает карточку себе. Побеждает тот, у кого к концу игры не будет на руках ни одной карточки. Данную игру можно видоизменить переводом с русского языка на английский. Здесь детям приходится нелегко, но азарт обеспечен.
- Разделить детей на 2 команды. Какая команда быстрее соберёт карточки по парам (rack one's brains - ломать голову …; intense - интенсивный/насыщенный)?
- Ученики сидят в кругу, и один из них вытягивает из колоды карточку, предлагая своему однокласснику перевести значение слова/словосочетания. Побеждает тот, у кого не осталось ни одной карточки.
Cоздать упражнения на множественные касания с новыми лексическими единицами, если учебник не предоставляет таковых:
- дописать часть словосочетания (is famous … (for); take part … (in); Tastes … (differ));
- домино (соотнести части словосочетаний);
- игра «Найди друга» (словосочетания разделены на 2 части, необходимо найти «своего друга», чтобы получить полное словосочетание).
4. Активизация
Этап использования новой лексики. На этом этапе важно интегрировать новую лексику в уже изученную таким образом, чтобы подтолкнуть учеников к использованию новых и старых слов и выражений вместе.
Варианты заданий:
1. Горизонтальная проработка (Horizontal development) для создания сначала предложения с новой лексической единицей, потом и целого рассказа.
Например, словосочетание just round the corner. - My school is just round the corner. It is a two-minute walk. …
2. Вертикальная проработка (Vertical development) для создания диалога.
Например,
- Excuse me, can you help me? Where is the school Nr.10?
- Oh, it's just round the corner, a two-minute walk.
- Thank you!
- Выразить своё мнение о чём-либо;
- Опросить одноклассников, потом приготовить отчёт по результатам опроса (устный или письменный);
- Once upon a time … - написать рассказ/историю, включив все изученные слова и словосочетания.
5. Повторение
Ученики забывают изученную лексику, если её периодически не повторять. Не все учебники содержат достаточное количество упражнений на повторение, поэтому учителю необходимо иметь под рукой дополнительные задания и организовать рециркуляцию лексических единиц:
- разминка с изученными словами в начале урока, в конце - обобщение и повторение;
- новая лексика находится перед глазами учащихся (записать на доске);
- вопросы и обсуждения на смежные темы, провоцирующие использование лексики;
- переформулирование того, что говорят ученики, если используют старую лексику и избегают новую;
- использование знакомой лексики в новом контексте.
Для того чтобы новые лексические единицы стали для учеников «родными», учитель организует комплексный подход действий. Тогда новые слова не уходят в пассивный словарный запас, а «выходят» в речь. Тогда общение на иностранном языке становится приятным, продуктивным и для учителя, и для его учеников.
Список литературы
- Биболетова М.З. Английский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных организаций. - М.: Дрофа, 2019.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1982.
- Масловская Д. Этапы работы с лексикой https://anglofeel.ru
- Lewis Michael. Teaching Collocation: Further development in the lexical approach. - England: Language Teaching Publications, 1993.
- Ur Penny. Vocabulary activities. - Cambridge University Press, 2012.