Конспект занятия по математике в старшей группе "Путешествие в Цифроград"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа


Программное содержание:

  • Учить детей называть цифры и числа натурального ряда.
  • Формировать навыки считать и отсчитывать в пределах 10.
  • Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать и сопоставлять, объединять предметы по признаку.

Работа с карточками

Физкультминутка

Раз - нагнуться, разогнуться.
Два - нагнуться, потянуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять, шесть - тихо сесть.

Ведущий: Давайте и пальчики разомнём.

Игра "Пальчики"

Ведущий читает текст и делает соответствующие движения, все повторяют их за ним.

Пальчики уснули,
В кулачок свернулись.

Сжать пальцы правой руки в кулак.

Один!
Два!
Три!
Четыре!
Пять!

Сжать пальцы правой руки в кулак.

Захотели поиграть!

Пошевелить всеми пальцами.

Разбудили дом соседей,

Поднять левую руку (пальцы сжаты в кулак)

Там проснулись шесть и семь,
Восемь, девять, десять -

Отогнуть пальцы один за другим на счёт.

Веселятся все!

Покрутить обеими руками.

Но пора обратно всем:
Десять, девять, восемь, семь

Загнуть пальцы левой руки

Шесть калачиком свернулся,

один за другим.

Пять зевнул и отвернулся.

Загнуть пальцы правой руки.

Четыре, три, два, один,
Снова в домиках мы спим.

Поднять обе руки, сжатые в кулаки.

Посчитай, сколько раз Буратино поднимет руку вверх, и столько же раз хлопни в ладоши.

Материал и оборудование:

  • заказное письмо с железнодорожными билетами, поезд;
  • геометрические фигуры - квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал, трапеция, цилиндр;
  • 10 вагончиков;
  • цифры плоскостные;
  • 3 обруча - желтый, синий, зеленый;
  • красные предметы - карандаш;
  • кубик, матрешка и т.д.;
  • круглые предметы - шар, яблоко, апельсин и т.д.;
  • листы в клетку;
  • цветные карандаши.

Методы и приемы:

  • игровая ситуация;
  • сравнения;
  • физкультурная минутка;
  • дидактические игры;
  • музыкальное сопровождение;
  • сюрпризный момент.

Словарная работа: продолжать учить детей согласовывать существительные с числительными.

Звуковая культура речи: упражнять детей в отчетливом произнесении слов.

Предварительная работа:

  • разучивание физкультминутки «Паровоз гудит в лесу».
  • рассматривание картинок с изображением железнодорожного транспорта.

Ход занятия

К детям в группу приходит заказное письмо, в письме лежат железнодорожные билеты на скоростную электричку в город Красноярск в «Цифроцирк».

Воспитатель детям предлагает отправиться в город Красноярск (дети «едут» на автобусе на железнодорожный вокзал, ждут свою электричку «Ачинск - Красноярск», дождавшись, предъявляют билеты проводнику и отправляются в «Цифроцирк» на скоростной электричке).

В «Цифроцирке» детей ждут интересные задания по формированию элементарно математических представлений (выполнив все 5 заданий, детей ждет сюрприз).

1 задание: Воспитатель предлагает детям д/и «Назови геометрическую фигуру» (воспитатель достает из волшебной коробки геометрические фигуры и показывает детям, дети называют фигуры), в конце задания воспитатель предлагает детям из геометрических фигур составить изображение поезда (дети составляют поезд).

Воспитатель задает детям вопросы:

  • Как называются профессии тех, кто работает или обслуживает поезда?
  • Кем работают родители на железной дороге?

2 задание: Воспитатель предлагает детям выполнить задания с демонстрационным материалом:

  • посчитать прямым и обратным счетом, сколько всего вагончиков.
  • отсчитай 5 вагончиков.
  • отсчитай 8 вагончиков.
  • посчитай вагончики прямым счетом от 3 до 7.
  • посчитай вагончики обратным счетом от 9 до 6.

3 задание: Д/и «Цифры заблудились» (дети разбиваются на 2 команды и собирают плоскостные цифры от 1 до 10, кто быстрее и правильнее соберет).

Выполнив 3 задания, с детьми проводится физкультурная минутка:

Паровоз гудит в лесу: дети сцепляются друг
-У-у-у! У-у-у! У-у-у! за друга
Вдаль летит колесный стук: имитируют на месте
-Тук-тук-тук-тук! движения поезда
Поезд наш быстрее всех: по группе двигаются
-Эх-эх-эх-эх!
Мы приехали домой: останавливаются и
-Стой-стой-стой-стой! Расцепляются

4 задание: Д/и «Волшебные вагоны» (в этой игре дети будут сравнивать, сопоставлять, объединять предметы по признакам). Вместо вагонов будут использованы обручи: красный, желтый, зеленый.

  • В желтый вагон сложить все круглые предметы.
  • В синий вагон сложить все красные предметы.
  • В зеленый вагон сложить не круглые и не красные предметы.

(дети выполняют задания)

5 задание: Это задание на ориентировку в пространстве. На столах лежат тетрадные листы в клетку и цветные карандаши. Воспитатель называет задания, а дети выполняют их на листах:

  • в верхнем правом углу нарисовать красный вагончик.
  • в нижнем левом углу нарисовать синий вагончик.
  • в верхнем левом углу нарисовать желтый вагончик.
  • посередине нарисовать зеленый вагончик.
  • в нижнем правом углу нарисовать коричневый вагончик.

Справившись со всеми 5-ю заданиями, воспитатель словесно поощряет детей и предлагает поиграть в игру «Горячо - холодно» (дети вспоминают правила игры: холодно - далеко предмет, тепло - ближе, а горячо - предмет нашли).