Цель:
- Создание условий для формирования музыкальных и творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения).
- Развитие интереса к музыкально-художественному искусству, умение чувствовать выразительные особенности музыкальных и художественных образов.
- Формирование целостного, социально ориентируемого взгляда на мир в процессе познания движений, подвижных игр, слушания музыкальных произведений.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей слаженно двигаться под музыку.
- Внимательно слушать музыкальные произведения, эмоционально воспринимать музыку и рассказывать о ней.
- Приучать детей слушать музыкальные произведения, понимать эмоции и чувства, выраженные в музыке.
Развивающие:
- Развивать двигательные умения детей, образное восприятие музыки, ритмический слух, чувство ритма.
- Расширять представления детей об осени.
- Развивать память, речь, мелкую моторику рук.
- Способствовать развитию творческой активности детей в музыкально-исполнительской деятельности, развитие коммуникативных навыков.
- Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, вокально-хоровые навыки.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к красоте осенней природы через музыку. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение строить дружеские отношения с товарищами в ходе организационной и музыкальной деятельности.
Оборудование: Мультимедийный проектор, осенние листочки, музыкальные инструменты (колокольчики, треугольники, бубны, ложки, клавесы.)
Предварительная работа: Рассматривание репродукций картин, изображающих осенний пейзаж, чтение стихов об осени, разучивание песен об осени, пальчиковой игры.
Словарная работа:
- Обогащать и активизировать словарь детей.
- Воспитывать любовь и интерес к музыке.
Планируемые результаты: У детей сформируется интерес к музыкальной деятельности. Они научатся внимательно слушать музыкальные произведения, эмоционально воспринимать и рассказывать о ней, слаженно двигаться под музыку. Освоят вокально хоровые навыки, ритмический слух, чувство ритма, мелкую моторику рук.
Ход занятия
Песня «Разноцветная осень» Т.Морозова
Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. А какая замечательная вас музыка встречала. А, сейчас, я загадаю вам загадку.
Листья с веток облетают, птицы к югу улетают.
«Что за время года? - спросим,
дети нам ответят: «Это….» (Осень)
Правильно, ребята. Эту загадку нам прислала сама Осень. Она приглашает нас к себе в гости. Но прежде, чем нам отправиться в путешествие. Давайте с вами поприветствуем друг друга в игре.
Коммуникативная игра с движениями
«Здравствуй, говори»
1.
Зашагали ноги весело по кругу
Приведут нас ноги по дорожке к другу.
Раз, два, три здравствуй говори,
Раз, два, три, руку мне пожми. (2 раза)
2.
Побежали ноги весело по кругу,
Приведут нас ноги по дорожке к другу.
Раз, два, три, головкой поклонись,
Раз, два, три, мило улыбнись. (2 раза)
3.
Поскакали ноги весело по кругу
Приведут нас ноги по дорожке к другу.
Раз, два, три, хлопай веселей,
Раз, два, три, улыбнись скорей. (2 раза)
Вот мы и поприветствовали друг друга.
А сейчас мы отправимся в осеннее путешествие! Будем слушать музыку, танцевать, играть, делиться своими впечатлениями. Узнаем, какая бывает осень.
Вставайте друг за другом, под музыку выполняйте движения.
«Разминка» (марш, змейка на носочках, бег)
1.
В лес отправимся гулять,
Будем весело шагать.
2.
По тропиночке пойдем,
Друг за дружкою гуськом.
3.
На носочки встали,
Дружно побежали.
4.
Ноги выше поднимаем
И на кочки наступаем.
5. И снова по дорожке весело шагаем.
По тропинке мы шли, шли
И в осенний лес пришли.
А в лесу осеннем дышится легко, свежо.
Давайте подышим.
Упражнение на дыхание. (Дети берут листочки)
Сделать несколько коротких вдохов через нос и долгий выдох через рот.
А теперь еще разок, леса аромат вдохни.
Вдохнули? И на выдохе сдули листочки с ладошки.
Ребята, скажите, какие звуки мы можем услышать осенью?
Шум ветра, звук дождя, шелест листьев, шум деревьев.
Открытие нового знания
Слайдовый ряд: «Золотая осень» И.И.Левитана.
Обращаю внимание на картину и называю ее автора.
- Что хотел рассказать художник с помощью этой картины?
- Как вы думаете, какая осень на картине художника? Какая бывает осень?
Послушайте внимательно стихотворение А.С.Пушкина.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса!
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрянец и золото одетые леса.
- Какими словами поэт передает красоту осени?
Как красиво, в своем стихотворении, А.С.Пушкин, говорит об осени. Но красоту природы можно услышать не только в стихах, но и в музыке.
Слайдовый ряд: Композитор П.И.Чайковский.
А вот русский композитор П.Чайковский, сочинил красивую музыку, которая называется «Осенняя песня». Эта пьеса из цикла «Времена года». Давайте послушаем фрагмент этого музыкального произведения.
П.Чайковский «Осенняя песня»
- Какая музыка прозвучала?
- О чем она вам напомнила?
- Какое настроение передала?
Верно, музыка спокойная, тихая, медленная, печальная, грустная с тихим плачем мелкого дождя. Осень - это надежда человека на то что, красота и тепло обязательно возвратятся.
Самомассаж «Голосок, проснись!» Е.Плахова
Похлопаем немножко… (хлопают в ладоши)
И разотрем ладошки… (трут ладошки друг об друга)
А теперь еще сильней, чтобы стало горячей!
Снизу вверх….сверху вниз… (поглаживающие движения кончиками пальцев по шее)
Голосочек наш, проснись!
Сверху вниз…снизу вверх…
В пении нас ждет успех! (хлопают в ладоши)
Наш голосок готов для пения и теперь мы споем распевку.
Распевка «Кап-кап»
А еще мы с вами знаем песню про дождик. Берите музыкальные инструменты, располагайтесь поудобнее.
Осмысление нового знания
Песня «Песня дождя» З.Роот.
- Какое у вас было настроение?
- Песенка как звучала?
- А на каких музыкальных инструментах вы играли?
Музыка звучала веселая, подвижная, легкая. Вы хорошо передали настроение песенки, а помогли вам и музыкальные инструменты.
Листья разноцветные
На ветру кружатся,
И на землю падают,
И ковром ложатся.
Посмотрите, дети, сколько листьев. Давайте соберем их и передадим свое настроение движениями, придумав свой танец.
Звучит «Вальс - фантазия» М.Глинка
(Импровизация танца с листьями)
- Какое настроение вы передали в своем танце?
- Какие были движения спокойные или быстрые? Плавные или резкие?
Сегодня мы узнали, что настроение можно передать с помощью слушания музыки, в движении, через рассматривание картин и чтение стихов.
Предлагаю поиграть с нашими пальчиками.
Проводится пальчиковая игра «Сколько знаю я дождей»
Сколько знаю я дождей - сжимают, разжимают пальцы обеих рук
Сосчитаю поскорей:
Дождик с ветром - махи руками над головой
Дождь грибной - кулачок, ладошка
Дождик с радугой-дугой - показывают радугу
Дождик с солнцем - показывают руками круг
Дождик с градом - стучат по коленям
Дождик с рыжим листопадом - хлопки
А сейчас я предлагаю вам поиграть в музыкально-дидактическую игру «Ритмический ряд из листиков».
Слайдовый ряд: «Осенние ритмы»
Сейчас вам нужно быть очень внимательными. Посмотрите на экран и при помощи музыкальных инструментов (ложек, клавес, бубна) ритмично передать цепочку из долгих и коротких звуков (Та - Та - ти - ти - Та и т.д.)
Дружно все в кружок пойдем и играть сейчас начнем.
Игра «Чей кружок скорее соберется» рус. нар. мелодия.
Пока мы с вами играли, осень невидимкой мимо проходила и вот этот зонтик наверно обронила?
Вы под зонтик посмотрите
Листики с собой возьмите.
Рефлексия
Ну что ж, ребята, вот и пришла пора прощаться с волшебным осенним лесом.
- Что нового или интересного вы узнали сегодня?
- Что запомнилось вам?
- Какое у вас было настроение?
- Кому расскажете про наше путешествие?
- Что можно сделать из разноцветных листьев в группе?
Под музыку дети выходят из зала с осенними листьями и изготавливают коллективую работу в группе: гирлянду, газету, рамки для рисунков, осенний альбом и другое.
Под музыку «Разноцветная осень» дети выходят из зала.