Вопрос воспитания культуры поведения есть острая, актуальная проблема не только сегодняшнего дня. Человечество решает ее на всем протяжении своего существования.
Культура ценна для всего человечества. Не дорога она только тем людям, которые лишены её. В отсутствии её причина многих бед. Дефицит благородства, терпимости, теплоты, доброты в современном обществе кажется мне очевидным. В связи со сказанным выше тема представленной статьи, несомненно, является актуальной.
Современные исследования в области педагогики и психологии доказывают, что дошкольный возраст является особенно ответственным периодом в нравственном становлении развивающейся личности. У каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа.
Цель статьи - охарактеризовать особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении и в семье; выявить педагогические условия и методы воспитания культуры поведения дошкольников в творческих играх.
Были поставлены следующие задачи:
- изучить состояние вопроса в теории и практике дошкольного воспитания; охарактеризовать процессы формирования навыков культуры поведения как составной части нравственного развития детей дошкольного возраста.
- выявить уровень воспитанности детей группы.
- определить педагогическое содержание методики, создающей достаточные возможности для воспитания вежливости; проверить эффективность использования данной системы.
- охарактеризовать роль семьи в процессе воспитания культуры поведения у детей; разработать рекомендации для родителей.
Объект исследования - воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс воспитания вежливости у детей посредством творческих игр.
Методы исследования - изучение и анализ педагогической, психологической литературы; метод естественного эксперимента, включающего творческие игры, создание проблемных ситуаций; целенаправленные наблюдения за поступками детей в их самостоятельной деятельности.
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное, активное отношение к порученному делу, чувство товарищества, нужно с дошкольного возраста.
В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками, взрослыми, дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.
Со времен глубокой древности детей учили быть добрыми, чтить отца и мать, любить Родину. Прекрасный тому пример «Поучение к детям» князя Владимира Мономаха. К произведениям педагогической литературы, касающейся нравственного воспитания относится и «Домострой» - сводный рукописный памятник правил общественной и семейной жизни, созданный в XVI веке. Интересным памятником, отразившим требования государства к воспитанию детей, является «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению»(1717г.) Это памятник русской педагогики, отражающий жизнь всего русского общества. Помимо прочего, туда входят и правила, нормы поведения детей.
Большой вклад в теорию и практику воспитания культуры поведения и нравственности у детей внесли известные педагогические деятели: К.Д.Ушинский, Н.К.Крупская, В.А.Сухомлинский.
Проблема воспитания культуры поведения детей вызывала интерес и у современной науки. Необходимо назвать такие имена как В.Г.Нечаева, Р.С.Буре, С.В.Петерина, И.Н.Курочкина, С.А.Козлова - известнейшие теоретики и практики дошкольного образования.
Итак, с древних времен и до наших дней проблема воспитания культуры поведения детей заботила педагогов.
Какие же нравственные качества хотим мы видеть в первую очередь в наших детях?
Вежливость - основа культурного поведения. Это фундамент, на котором человек строит свои взаимоотношения с окружающими.
Вежливость включает в себя такие понятия как внимательность, внешнее проявление доброжелательности к людям, готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт. Вежливость подразумевает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим.
Предупредительность - Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
Скромность - Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей эти качества.
Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим.
Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества. В нем формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения.
Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей чувства коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом. Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность.
Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу, учить ребенка готовить рабочее место, четко и последовательно организовывать свою деятельность, планировать время, доводить начатое до конца.
Каждый вид детской деятельности (игры, труд, занятие) создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием культуры поведения дошкольников.
Задачи нравственного воспитания реализуются наиболее полно при создании ряда педагогических условий.
Рассмотрим основные.
- Педагогический процесс должен быть построен на основе личностно - ориентированной модели его организации.
- Предлагаемое содержание должно включать в себя достаточные трудности, позволяющие детям приобретать опыт приложения усилий.
- Деятельность, предлагаемая детям, должна быть для них интересной и эмоционально насыщенной.
- Руководя деятельностью детей, педагог использует оценку: оценивает результат, отношение к деятельности, к сверстникам.
- Организация коллективной деятельности. В ней присутствуют общая цель, распределение обязанностей (ролей), общий результат.
Стиль работы педагогического коллектива ДОУ, культура оформления помещений детского сада, оснащение педагогического процесса необходимыми пособиями и оборудованием, добрые, ласковые интонации в речи взрослых, обращенной к малышу, вызывающие у него спокойное, уравновешенное настроение - это тоже залог успеха в воспитании культуры у детей.
Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям.
В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания.
Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:
- любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав.
- метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения. В нравственном воспитании каждый метод должен быть весомым, значимым.
- для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства.
- метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации.
- методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают.
- при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества.
- проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка.
- применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости.
- преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия.
- методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.
Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.
Великие педагоги прошлого и современности считали, что наиболее полно процесс нравственного воспитания дошкольников складывается в игре. «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить», - считал А.М.Горький. Н.К.Крупская выдвинула принципиально новое положение о детской игре как деятельности целенаправленной, творческой, сознательной. Она рассматривала игру как средство разностороннего развития ребенка.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
В дошкольный период творческая игра приобретает наиболее развитую форму. Эта деятельность ребенка интересует ученых самых разных областей - философов, социологов, биологов, искусствоведов, этнографов и особенно педагогов и психологов.
В играх дети вступают в такие отношения, которые в других условиях им недоступны. Это отношения взаимного контроля, соподчинения, взаимной помощи.
Недаром известный российский педагог и врач Ефим Аронович Аркин называл игру психическим витамином. В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, память, внимание.
Известный детский психолог Даниил Борисович Эльконин утверждал, что творческая игра в дошкольном возрасте особенно сензитивна к сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу.
Теория должна быть неотрывна от практики. Любые постулаты надо подтверждать и закреплять на практике. Воспитание культуры поведения, привитие детям вежливости должно быть прописано не только на бумаге, но и претворяться в жизнь.
В результате ознакомления с литературой по данной проблематике в современной практике дошкольного образования нами был почерпнут интересный педагогический опыт работы по формированию культуры поведения у дошкольников, опубликованный в журналах «Дошкольное воспитание», «Воспитатель», «Дошкольная педагогика», в современных психолого-педагогических исследованиях.