Дошкольное детство - один из самых динамичных и интересных, с точки зрения всестороннего развития ребенка, периодов.
Дети совершают колоссальный «скачок» в физическом и интеллектуальном развитии. Основу этого развития составляет восприятие. Как известно, существуют три типа: аудиальный, визуальный, кинестетический. Как же продуктивно использовать эти особенности? Прежде всего мы решили определить тип ведущей перцепции у детей с помощью известного теста Ефремцева.
В результате были выявлены группы детей с доминирующей модальностью восприятия: визуалы, аудиалы, кинестетики. Как же это использовать в современной образовательной модели?
Современное образование - дело коллективное. Одному, даже самому одаренному педагогу, это не под силу. Требуется помощь, поддержка, участие коллег. Только тогда достигается эффект синергии, когда результат совместного труда превосходит плоды индивидуальных усилий.
Мы приняли решение. К каждой группе детей с определенной модальностью восприятия необходимо применять подходящие именно данному типу методики. Непосредственная деятельность детей организуется таким образом, чтобы с каждым ребенком взаимодействовать в соответствии с его типом восприятия.
Ребенок визуал хорошо воспринимает наглядность, поэтому акцент делаем на иллюстративности учебного материала. Процесс обучения визуала нужно сопровождать иллюстрациями, схемами, текстами в напечатанном формате. Решение задачи нужно визуализировать, зарисовывая на бумаге все важные детали.
Главное правило в обучении аудиала активизация слуховых рецепторов. Здесь задействуются голос, музыку, аудио-книги.
Кинестетикам нужно чувствовать мир через обоняние, осязание. Они лучше усваивают материал, когда исследуют его через активные движения. У них хорошо развита моторная память. В процессе обучения таких детей очень полезен инвентарь: счётные палочки, пластилин, ручки и карандаши, буквы и цифры в виде магнитиков.
Посмотрим как это работает в других видах образовательной деятельности.
Физкультура
Аудиалу достаточно вербального объяснения. Визуалы, по желанию, берут карточки, акинестетики невольно пробуют совершать движения. Таким образом, при вербальном объяснении все дети получают возможность максимально принять материал.
Музыка
И здесь тоже работа по этому принципу ведущей перцепции. Аудиалы работают с показа музыкального руководителя, визуалам предлагаются карточки-схемы мелодии, кинестетики могут ощутить работу органов артикуляции.
Таким образом, наши совместные усилия направлены на создание условий для максимальной реализации интеллектуального и личностного потенциала ребенка. Чтобы наши дети, как можно чаще восклицали: «Эврика!».