Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология, Конкурс «Национальные праздники и игры народов России»

Класс: д/с

Ключевые слова: экологическое воспитание


Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является важным и значимым аспектом их развития. Оно направлено на формирование экологической культуры и ответственного отношения к окружающей среде с самого раннего детства

Жизнь нашей планеты зависит от нас, людей, и наше будущее неразрывно связано с экологическим состоянием окружающей среды. Поэтому крайне важно начинать формировать у детей осознанное отношение к природе и экологическую ответственность с самого раннего возраста. Особенно важен этот этап в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже достаточно сформированы как личности и способны понять значения, заложенные в экологическом воспитании.

На этом этапе развития дети начинают осознавать, что вся планета является одной большой системой, где все сущее взаимодействует между собой. Детям важно объяснить, что каждый их шаг, решение и поступок могут оказывать воздействие на природу и влиять на ее состояние. Для этого существует ряд методов и подходов к экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Понятие повседневной жизни включает в себя процесс воспитания детей в различные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания, большую значимость имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома. Это оптимальное время для проведения мероприятий на природе. Также, важным является промежуток времени между занятиями и обедом, а также вечернее время после полдника. Именно в эти периоды чаще всего устраивают прогулки на территории детского сада, которые особенно важны для того, чтобы дети имели возможность взаимодействовать с окружающей природой.

На протяжении всего учебного года, воспитатель осуществляет ежедневный уход за окружающими животными и растениями на участке детского сада. Создание и поддержание экологических условий для растений и животных является важной частью повседневной жизни. В утренние часы, воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, которая имеет разную форму и организацию в зависимости от возрастной группы.

Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми имеет особое значение в этой деятельности. Дошкольники учатся определять, какие условия необходимы для живых существ, учатся практически выполнять различные трудовые действия и овладевают орудиями труда. Педагог общается с детьми, объясняет, показывает и помогает в случае затруднений. Он также старается похвалить ребенка несколько раз в течение всей деятельности, начиная с уверенности в своих силах, поддержки в середине и главной похвалы в конце, как итога хорошего поступка. Такое общение быстро повышает экологическую осведомленность детей.

Окружающая природа является источником развития ума и нравственных чувств у ребенка. Очень важно вызвать у детей положительное отношение к природе. Частые и непосредственные наблюдения являются самым эффективным способом достижения этой цели.

Ухаживая и наблюдая за животными, дети учатся заботе и бережному отношению к ним. Они узнают, как и чем нужно кормить животных. Привязанность животных к детям развивает в них доброжелательность и заботу. Общение с животными помогает детям узнать много интересного о жизни.

Один из главных способов экологического воспитания - это обучение детей экологическим знаниям. Посредством интересных и доступных для них игровых форм обучения, дети могут узнать о различных явлениях природы, процессах, происходящих в природе, а также о важности ее охраны. К примеру, можно познакомить детей с животными и растениями, объяснить, что все они являются частью природы, и важно заботиться о их сохранении и равновесии в экосистеме.

Еще одним важным аспектом экологического воспитания является развитие у детей эмпатии и понимания чувств природы. Дети должны осознавать, что дерево или зверек тоже испытывает тепло, холод и боль, и что их поступки могут повлиять на их состояние. Для достижения этого можно организовывать прогулки на природу, посещение специальных учебных центров, где дети смогут наблюдать и взаимодействовать с животными и растениями.

Примерами таких учреждений могут быть зоопарки, детские экосады и ботанические сады. В этих местах дети узнают больше о природе, уходе за растениями и животными, а также поймут, как важно сохранять их мир. Этот опыт поможет формировать у них бережное отношение к окружающей среде и позволит им стать активными участниками процессов охраны природы.

Однако, было бы неверным ограничить экологическое воспитание детей лишь на знании и наблюдении. Для полноценного эффекта нужно научить детей быть активными экологическими гражданами, которые уже сегодня могут внести свой вклад в сохранение окружающей среды. Такие действия могут быть вполне простыми: сортировка мусора, экономия ресурсов, участие в экологических акциях и мероприятиях.

В повседневной жизни с детьми можно проводить разнообразные активности, насыщенные различными видами деятельности, которые имеют большое развивающее значение. Выходы на природу в ближайшем окружении являются полезными и интересными для детей. Воспитатель может проводить с ними короткие прогулки с определенной целью, а также организовывать полудневные походы.

Старшие дошкольники могут принимать участие в природоохранительных акциях - важных социальных мероприятиях, которые можно проводить в детском саду с участием родителей и персонала. Эти акции обычно приурочены к общественно значимым событиям и праздникам, поэтому они оказывают сильное воспитательное воздействие на детей и служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.

Для детей старшего дошкольного возраста важно проводить понятные и интересные акции, которые затрагивают их интересы и повседневную жизнедеятельность. Например, акция "Зеленая елочка - живая иголочка" посвящена сохранению живых елок и направлена против бессмысленной вырубки деревьев к Новому году.

Также можно организовывать доступные и понятные для детей акции, связанные с международными событиями, такими как День воды, День Земли. Дети уже понимают, что вода имеет большое значение для жизни всех существ, так как они много пользуются ею. Поэтому акция в защиту воды и ее бережного использования оказывает влияние не только на детей, но и на их родителей.

Праздники и досуги в детском саду имеют педагогический смысл, поскольку вызывают у детей положительные эмоции и позитивную реакцию на природу. Они способствуют формированию отношения к окружающей среде и развивают нравственные и эстетические чувства детей. Праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая сезон или отдельный учебный блок (но не чаще одного раза в 1,5-2 месяца). В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком.

Один из наиболее значимых праздников - День Земли, который помогает детям понять важность нашей планеты, ее ценность для всех людей. Этот праздник развивает любовь к своей родине и природе.

Игры также играют важную роль в формировании экологических чувств у детей дошкольного возраста. Они помогают удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира и овладеть способами познания. Разнообразные игровые приемы, основанные на знании жизненных ситуаций и поведения животных и людей, способствуют углубленному пониманию и развитию представлений о мире у детей.

Однако большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность на природе. Современным детям, особенно городским, часто не хватает возможностей для общения с природой. Однако понимание и эмоциональное восприятие деревьев, цветов, закатов и рассветов необходимо для эффективного экологического образования. Поэтому процесс обучения должен начинаться с ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается в повседневной жизни, и интегрироваться с реальными наблюдениями и исследованиями природы. Изучение природы через картинки и фотографии не сможет заменить непосредственного контакта с ней.

«Годы детства - это, прежде всего воспитание сердца» - писал В.Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой - семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

Таким образом, экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста играет огромную роль в формировании их отношения к природе и будущему. На этом этапе развития дети приобретают базовые навыки и знания, которые решат важную задачу сохранения окружающей среды. Экологическое воспитание должно быть основой для формирования осознанного поколения, способного принимать решения в интересах природы и общества.