Как бы ни развивалась современная общеобразовательная школа, какие бы ни применялись новые средства и технологии обучения, главным по-прежнему остаётся устное изложение учителя. Особенно это относится к географии.
Посещая уроки географии своих коллег, я вижу, что учителя достаточно хорошо владеют устной речью. Но в ней нет образности и чёткости, она страдает однообразием и многословием. Сделать речь образнее учителю помогут различные высказывания, давно получившие права гражданства на страницах географической литературы и ставшими афоризмами: «Карта - альфа и омега географии», «Города - командный состав карты» (Н.Н.Баранский), «Фосфор - элемент жизни и мысли» (А.Е.Ферсман), «Тихий океан - Средиземное море будущего (А.И.Герцен), «Нью-Йорк - город жёлтого дьявола» (А.М.Горький).
Таких афоризмов, которые могут быть использованы на уроках географии, довольно много. Но ведь ещё чаще в географической литературе, в журналах и газетах встречаются лаконичные, краткие, но в то же время предельно точные определения и характеристики географических объектов, хотя они и не принадлежат выдающимся людям. Практика работы показала, что такие определения и характеристики легко запоминаются обучающимися, а следовательно, ими легче усваивается изучаемый материал.
Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал, что сравнение есть основа всякого понимания, всякого учения. Практика работы показала, что наибольший учебный эффект в географии даёт использование афоризмов, содержащих сравнения изучаемого неизвестного с уже изученным известным. Это вызывает у школьников ассоциации, способствует прочному усвоению нового материала.
Приведём примеры таких афоризмов, метких сравнений, ярких характеристик, собранных из литературы и периодической печати. Для удобства использования они систематизированы по географическим объектам. Однако эта систематизация очень условна.
Об особенностях географической карты: «Микроскоп и телескоп увеличивают, а карта уменьшает», «Градусная сеть - это уличная сеть земного шара», «Меридианы и параллели на карте - это улицы и переулки в городе», «Изучать географию без учебника трудно, а без карты невозможно».
О морях и океанах: «Океаны и моря - голубая нива», «Морская вода - жидкая руда», «Гольфстрим - водяное отопление Европы», «Куросио - японский Гольфстрим», «Гибралтар - двери из Средиземного моря в Атлантический океан», «Течения - реки океанов», «Приливы и отливы - пульс Мирового океана».
О рельефе материков: «Горы - морщины планеты», «Вулканы - окна в недра Земли», «Лаколлит - неудавшийся вулкан», «Землетрясения - пульс планеты», «Джомолунгма - вершина планеты».
О реках и озёрах: «Волга - главная улица европейской России», «Река - это дорога, водопровод и двигатель», «Реки - голубые артерии страны», «Реки - дети рельефа и климата», «Миссисипи - американская Волга», «Амазонка - пресноводное море Южной Америки», «Иртыш - река русской истории Сибири», «Ангара - дочь Байкала», «Дунай - река восьми государств», «Иссык-Куль - заоблачное море», «Севан - армянский Байкал».
Необъятны просторы нашей Родины - России. Её отдельные территории отличаются исключительным разнообразием. Специфику этого разнообразия подчёркивают такие определения: «Центрально-Чернозёмный район - белое пятно на карте энергетических ресурсов России», «Предкавказье - край живой воды», «Урал - кладовая полезных ископаемых», «Дальний Восток - главный рыбный цех страны», «Карелия - республика гранита и озёр», «Минусинская котловина - сибирская Украина», «Дагестан - страна десятков языков и наречий», «Якутия - республика алмазов и золота», «В тундре грибы над берёзами, а берёзы под грибами», «Лес - аптека природы», «Лес - зелёное золото», «Лианы - растительные удавы», «Муравьи - санитары лесов», «Бамбук - чемпион роста», «Эвкалипты - живые насосы», «Ковыль - степной шёлк».
О полезных ископаемых: «Ильмень - рай для минерологов и геологов», «Титан - вечный металл», «Пемза - застывшая каменная пена», Асбест - горный лён», «Драгоценные камни - цветы земных недр», «Соль - съедобный минерал», «Баскунчак - солонка России», «Хибины - главный цех плодородия страны», «Нефть - королева ископаемых, а её трон - Западная Сибирь».
О хозяйстве России: «ТПК - живые клетки народнохозяйственного организма страны», «Станкостроение - сердцевина машиностроения», «Машиностроение Донбасса и Кузбасса смотрит в шахты», «Пластмассы - незаменимые заменители», «Бумага - хлеб культуры», «Цемент - клей для камня», «Цемент - хлеб строительства», «Серная кислота - хлеб химии», «Текстильная промышленность - тяжёлая индустрия лёгкой промышленности», «Лёгка и пищевая промышленность - индустрия для всех».
О сельском хозяйстве: «Земля - мать, солнце - отец, вода - кормилица урожая», «Микроудобрения - витамины плодородия», «Эрозия - смерть почвы», «Гречка - северный рис», «Бобовые - копилка азота», «Кукуруза - рекордсмен роста», «Картофель - второй хлеб», «Лён - северный шёлк», «Шерсть - пушистое золото», «Снеговой покров - одеяло для озимых».
О транспорте: «Транспортные магистрали - кровеносная система хозяйства страны», «Трубопроводы - наземный транспорт без колёс», «Порты - морские двери в другие страны», «Реки Сибири - подъездные пути к морям Северного Ледовитого океана».
О зарубежных странах: «Англия - морской перекрёсток Европы», «Куба - сахарный остров», «Хоккайдо - японская Сибирь», «Канада - американская Сибирь», «Крит - непотопляемый авианосец НАТО», «Филиппины - страна 7 тыс. островов», «ЮАР - страна алмазов, золота и нищеты», «Ватикан - государство в государстве», «Швейцария - страна - банкир, страна-отель», «Норвегия - страна рыбаков и китобоев», «Панама - страна одного канала», «Аппалачи - американский Урал», «Калифорния - американский Крым».
В статье приведена только небольшая часть афоризмов, сравнений, характеристик и определений, взятых из географической литературы, справочников и периодической печати.