Технологическая карта урока
Педагогические цели |
Способствовать ознакомлению с особенностям общественно-политического устройства Афинского полиса периода правления аристократии; содействовать развитию умений анализировать причины недовольства демоса, характеризовать личность Солона, основные положения его реформ; создать условия для формирования представлений о реформах Солона как зарождении демократических порядков в Афинах; развитию умений характеризовать их |
Тип и вид урока |
Изучение нового материала и первичное закрепление |
Планируемые результаты (предметные) |
Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества |
Личностные результаты |
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность |
Метапредметные связи |
Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и другое. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Местоположение Афинского полиса. Утверждение демократии. Реформы Солона (594 г.). Демос, демократия, архонт, народное собрание, граждане, аристократия, долговое рабство. |
Образовательные ресурсы |
Учебник. Рабочий лист, индивидуальные задания. Презентация, видеоурок |
Организационная структура урока
Этапы урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
I. Организационный момент |
Приветствует учащихся.
|
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Выполняют просьбу учителя. |
Быстрое включение в деловой ритм |
II. Актуализация учебных знаний |
Сегодня мы работаем с вами по рабочим листам, которые находятся у вас на партах. Перед началом урока предлагаю расшифровать тему и разгадать ребус. Подумайте, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
|
Разгадывают ребус, определяют тему урока. |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
III. Постановка учебной задачи |
Тема нашего сегодняшнего урока "Зарождение демократии в Афинах".
Учитель предлагает помочь гостю восстановить память и определить цели и задачи урока. Определив цели, их необходимо записать в записной книжке на доске, который служит планом деятельности.
1. Узнать о личности Солона.
Учитель выдают индивидуальные задания на урок для слабых учеников (карточки) и определяет меру вознаграждения за ответы и работу на уроке. |
Слушают учителя
|
Регулятивные: принимают учебную задачу, разрабатывают пути ее решения. |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий
Демос восстает против знати |
594 г. до н.э.- избрание Солона главным архонтом. (дети записывают в тетрадях).
Кто такой архонт? (Дети вспоминают о том, что так в Древней Греции называли высшее должностное лицо, выполнявшее функции правителя, которое выбирал ежегодно совет знати - ареопаг). При Солоне в Афинах стала зарождаться демократия. Что это? Давайте дадим определение этому понятию. |
Слушают учителя, отвечаю на вопросы. Характеризуют религию древних греков. | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи |
Демократия - «власть народа», народовластие, народное правление
(«demos» - народ, «kratos» - власть) |
Составляют понятие и записывают его в тетрадь. | ||
Давайте узнаем подробнее о реформах Солона, обратившись к видеофрагменту.
|
В первую очередь Солон приступил к экономической реформе, получившей название сисахфия - получении прав и свобод. Она заключалась в тотальной отмене всех актуальных долгов в полисе, и особенно была выгодна богатым людям. На родину вернули проданных в рабство должников. Теперь было запрещено обращать афинских граждан в долговое рабство, потому что «гражданин» значило «свободный человек». Разными мерами Солон не поощрял развитие ремёсел. Поэтому запрещал родителям помогать своим детям в обучении ремеслу. Все граждане полиса были разделены на четыре категории по имущественному принципу. Эти разряды определяли позицию гражданина в жизни Аттики и объём его прав. Это ещё не была настоящая демократия, так как ведущие роли в государстве играли представители первого разряда. |
Коммуникативные: рассказывают и описывают объекты и явления, развивают устную и письменную речь |
|
V. Первичное закрепление материала |
Учитель предлагает ученикам сделать вывод о реформах Солона. |
Законы Солона:
|
Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, стоят логическую цепь рассуждений
|
Физминутка
|
Выполняют указания учителя |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
|
VI. Усвоение новых знаний и способов действий |
Учитель продолжает работу по реформам Солона. Необходимо узнать как изменилась система управление Афинами. Для этого необходимо открыть учебник и прочитать, а затем дополнить схему в рабочем листе.
|
Выполняют задание по учебнику в парах. |
Коммуникативные: описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка
|
VII. Закрепление знаний и способов действий |
Подведение итогов работы, записи в маршрутном листе основных знаний. |
Определяют ключевые знания и называют учителю. |
Коммуникативные:
|
VIII. Рефлексия |
Учитель предлагает учащимся провести подвести итог урока по принципу голосования как в древней Греции, используя шаблоны на столах: белые бумажки- все понравилось; черные- не понравилось, что-то было не понятно. По желанию на листочках можно сделать записи и комментарии к уроку. Затем свернуть листок и скинуть в вазу. Учитель проходит по ребятам и собирает листочки. |
Делают записи на листочках и скидывают в вазон. |
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества. |
IX. Информация о домашнем задании |
Комментирует задание.
|
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее выполнение |