Игровые технологии на уроке истории в 5-м классе. Тема: «Зарождение демократии в Афинах»

Разделы: История и обществознание

Класс: 5

Ключевые слова: история Древнего мира


Технологическая карта урока

Педагогические цели

Способствовать ознакомлению с особенностям общественно-политического устройства Афинского полиса периода правления аристократии; содействовать развитию умений анализировать причины недовольства демоса, характеризовать личность Солона, основные положения его реформ; создать условия для формирования представлений о реформах Солона как зарождении демократических порядков в Афинах; развитию умений характеризовать их

Тип и вид урока

Изучение нового материала и первичное закрепление

Планируемые результаты (предметные)

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества

Личностные результаты

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность

Метапредметные связи

Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и другое. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Основное содержание темы, понятия и термины

Местоположение Афинского полиса. Утверждение демократии. Реформы Солона (594 г.). Демос, демократия, архонт, народное собрание, граждане, аристократия, долговое рабство.

Образовательные ресурсы

Учебник. Рабочий лист, индивидуальные задания. Презентация, видеоурок

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент

Приветствует учащихся.
Проверяет готовность обучающихся к уроку
Мотивация на урок: «Улыбнитесь друг другу. Пожмите руки, настройтесь на позитивный урок!»

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Выполняют просьбу учителя.

Быстрое включение в деловой ритм

II. Актуализация учебных знаний

Сегодня мы работаем с вами по рабочим листам, которые находятся у вас на партах. Перед началом урока предлагаю расшифровать тему и разгадать ребус. Подумайте, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Разгадывают ребус, определяют тему урока.

Регулятивные: принимают учебную задачу

III. Постановка учебной задачи

Тема нашего сегодняшнего урока "Зарождение демократии в Афинах".
Вступает гость Солон и дает краткую информацию о себе.

Учитель предлагает помочь гостю восстановить память и определить цели и задачи урока. Определив цели, их необходимо записать в записной книжке на доске, который служит планом деятельности.

1. Узнать о личности Солона.
2.Определить какие реформы Солон провел.
3.Узнать, как зародилась демократия.
4. Как проявляется демократия в современном мире.

Учитель выдают индивидуальные задания на урок для слабых учеников (карточки) и определяет меру вознаграждения за ответы и работу на уроке.

Слушают учителя
Определяют цели на урок. Составляют план работы.
Слабоуспевающие ученики приступают к выполнению заданий.

Регулятивные: принимают учебную задачу, разрабатывают пути ее решения.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий
Демос восстает против знати
594 г. до н.э.- избрание Солона главным архонтом. (дети записывают в тетрадях).
Кто такой архонт? (Дети вспоминают о том, что так в Древней Греции называли высшее должностное лицо, выполнявшее функции правителя, которое выбирал ежегодно совет знати - ареопаг). При Солоне в Афинах стала зарождаться демократия. Что это? Давайте дадим определение этому понятию.
Слушают учителя, отвечаю на вопросы. Характеризуют религию древних греков. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи
Демократия - «власть народа», народовластие, народное правление
(«demos» - народ, «kratos» - власть)
Составляют понятие и записывают его в тетрадь.

Давайте узнаем подробнее о реформах Солона, обратившись к видеофрагменту.
Перед просмотром ставится задача:
В рабочих листах изучить текст и исправить ошибки.

В первую очередь Солон приступил к экономической реформе, получившей название сисахфия - получении прав и свобод. Она заключалась в тотальной отмене всех актуальных долгов в полисе, и особенно была выгодна богатым людям. На родину вернули проданных в рабство должников. Теперь было запрещено обращать афинских граждан в долговое рабство, потому что «гражданин» значило «свободный человек». Разными мерами Солон не поощрял развитие ремёсел. Поэтому запрещал родителям помогать своим детям в обучении ремеслу. Все граждане полиса были разделены на четыре категории по имущественному принципу. Эти разряды определяли позицию гражданина в жизни Аттики и объём его прав. Это ещё не была настоящая демократия, так как ведущие роли в государстве играли представители первого разряда.

Коммуникативные: рассказывают и описывают объекты и явления, развивают устную и письменную речь

V. Первичное закрепление материала

Учитель предлагает ученикам сделать вывод о реформах Солона.

Законы Солона:
А) отмена долгового рабства;
Б) перемены в управлении Афинами.

Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, стоят логическую цепь рассуждений
Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи; составляют небольшие устные монологические высказывания.

Физминутка

Выполняют указания учителя

Регулятивные: принимают учебную задачу

VI. Усвоение новых знаний и способов действий

Учитель продолжает работу по реформам Солона. Необходимо узнать как изменилась система управление Афинами. Для этого необходимо открыть учебник и прочитать, а затем дополнить схему в рабочем листе.

Выполняют задание по учебнику в парах.

Коммуникативные: описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка
Регулятивные: принимают учебную задачу
Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, стоят логическую цепь рассуждений

VII. Закрепление знаний и способов действий

Подведение итогов работы, записи в маршрутном листе основных знаний.

Определяют ключевые знания и называют учителю.

Коммуникативные:
умение слушать друг друга, выражать свою позицию и мысли.
Познавательные:
стоят логическую цепь рассуждений

VIII. Рефлексия

Учитель предлагает учащимся провести подвести итог урока по принципу голосования как в древней Греции, используя шаблоны на столах: белые бумажки- все понравилось; черные- не понравилось, что-то было не понятно. По желанию на листочках можно сделать записи и комментарии к уроку. Затем свернуть листок и скинуть в вазу. Учитель проходит по ребятам и собирает листочки.

Делают записи на листочках и скидывают в вазон.

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества.

IX. Информация о домашнем задании

Комментирует задание.
§30, читать и отвечать на вопросы 1-2 (устно)
На «5» - Составить кроссворд по тем терминам, которые мы уже изучили по теме «Греция». (не менее 10 слов)
На «4» - отметить на ленте времени дату избрания Солона в архонты, посчитать, сколько лет прошло с того времени + письменный ответ на вопрос № 3

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее выполнение