Взаимосвязь мелкой моторики и речи детей раннего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: развитие речи, мелкая моторика, Развитие речевой деятельности


Мелкая моторика и развитие речи являются двумя важными аспектами развития детей раннего возраста. Известный педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Мелкая моторика относится к умению контролировать движения мелких мышц пальцев рук, для выполнения точных и сложных движений. Развитие речи в раннем возрасте, связано с умением понимать речь взрослого, произносить слова и выражать свои мысли.

Целью данного исследования является изучение взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием речи детей раннего возраста. В исследовании приняли участие 14 детей в возрасте от 2 до 3,6 лет. Была проведена стартовая диагностика развития мелкой моторики, которая выявила следующие проблемы: дети не умели нанизывать предметы на шнурок, откручивать и закручивать крышки, растегивать и застегивать пуговицы, им бывало трудно собрать небольшие предметы, счетные палочки... Так же была проведена диагностика развития речи. Для работы подобрали и изготовили игровые пособия.

Для коррекции выявленных проблем проводились следующие игры: «Протяни шнурок», «В гости к слонику», «Бусы», «Кто спрятался в баночке», «Подбери крышку», «Кто там?», игры с застежками (кнопки, пуговицы), крышками (откручивание и закручивание, нанизывание), прищепками, камешками, пальчиковые игры... Любое проводимое занятие с ребенком обязательно сопровождалось речью.

По результатам промежуточной диагностики мы наблюдаем следующие изменения: дети научились нанизывать предметы на шнурок, откручивать крышки, застегивать крупные пуговицы. Но по-прежнему наблюдаются сложности с застегиванием более мелких пуговиц и закручиванием крышек. На основе использования игр у детей увеличился используемый словарный запас, расширился объем понимаемой обращенной речи. Анализ проведенной работы показал, что систематическая работа по данной проблеме с использованием игровых приемов, эффективно помогает развивать мелкую моторику и благотворно влияет на развитие речи детей, что существует значимая взаимосвязь между мелкой моторикой и развитием речи детей раннего возраста. Дети, у которых лучше развита мелкая моторика, имеют более развитую речь.

Исследование подтверждает важность развития мелкой моторики у детей раннего возраста для стимуляции развития активной и понимаемой речи. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, окружающим ребенка взрослым, необходимо уделять больше внимания на развитие мелкой моторики у детей, предоставляя им возможность заниматься творческими занятиями, которые требуют точных движений пальцев рук. Для этого можно использовать разные упражнения, такие как: игры с конструкторами, раскраски, вырезание и склеивание, лепка и др.

Данное исследование подчеркивает важность связи между мелкой моторикой и развитием речи у детей раннего возраста.