Конспект НОД в средней группе «Воздух и его свойства» (познавательное развитие: экология)

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология

Класс: д/с

Ключевые слова: средняя группа, свойства воздуха, воздух


Цель: Формирование представлений о воздухе, его свойствах и значении.

Задачи:

  • Сформировать у детей познавательный интерес к воздуху, его свойствам и значению.
  • Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами (невидим, лёгкий, прозрачный, упругий, занимает место, не имеет запаха), ролью и значением воздуха в жизни человека и живых организмов.
  • Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
  • Развивать у детей мыслительные операции, познавательный интерес, наблюдательность, умение делать выводы, эмоции, воображение.
  • Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, позитивное отношение к окружающему миру, бережное отношение к природе, желание исследовать всеми доступными способами.
  • Расширять и активизировать словарь детей.

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»,
  • «Социально-коммуникативное развитие»,
  • «Физическое развитие»,
  • «Речевое развитие»,
  • «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа: наблюдения на улице, игра «мыльные пузыри», чтение художественной литературы, беседы с детьми на тему «Как воздух помогает людям», рассматривание иллюстраций о явлениях воздуха в энциклопедии для детей.

Оборудование и материалы: воздушные шарики по количеству детей, трубочки по количеству детей, стаканчики по количеству детей, тарелочки по количеству детей, салфетки, набор для посадки семян (торфяная таблетка, стаканчик, семена)

Участники: дети, воспитатель.

Методы и приемы:

  • словесные (беседа, ответы на вопросы, загадывание загадки, чтение стихотворения);
  • игровые (игровые ситуации, сюрпризные моменты - волшебная коробка с ветерком);
  • наглядные (демонстрация опытов и экспериментов);
  • практические (самостоятельная опытно-экспериментальная деятельность).

Ход НОД

Дети рассаживаются на ковре

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы с вами продолжим знакомство со свойствами воздуха, а также побудем в роли настоящих учёных. Давайте начнем с видеосообщения от нашего друга «Кубокота». (Включить видео на телевизоре, остановить на 2:25 минуте)

Воспитатель: Вот такое интересное видео мы с вами посмотрели, понравилось? (Дети: да!) Ребята, сегодня я предлагаю стать вам настоящими учёными, вы готовы? Но прежде, чем мы пройдем в нашу импровизированную лабораторию, необходимо вспомнить правила безопасности, для этого я буду вам говорить утверждения, а вы будете отвечать можно или нельзя, готовы? Тогда приступим:

  1. Трогать без разрешения оборудование можно? (нельзя)
  2. Направлять оборудование в соседа можно? (нельзя)
  3. Выполнять инструкции воспитателя? (можно)
  4. Отвечать, когда вас спрашивают? (можно)
  5. Быть аккуратными и старательными? (можно)

Воспитатель: Отлично, вы все большие молодцы, теперь мы можем перейти в нашу лабораторию.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, что лежит у вас на столах?

Дети: Шарик, стакан с водой, трубочка, пустой стакан, тарелка с кружочком и семечкой, салфетка.

Воспитатель: Отлично, какие вы все внимательные! И сегодня эти предметы помогут нам провести опыты с воздухом, хотите узнать как?

Дети: Да!

ОПЫТ №1 (Воздушный шарик)

Воспитатель: Тогда приступим, итак первый опыт. У каждого из вас есть шарик, возьмите его, в нем сейчас ничего нет? (Да) Значит какой он? (пустой). Правильно, а как сделать так чтобы он был полный? (Надо надуть его!) Именно так, давайте попробуем немного надуть каждый свой шарик. (Надувают)

Воспитатель: Теперь наш шарик не пустой, правильно? А чем же он наполнен? (Воздухом!) Правильно, молодцы ребята. Скажите, шарик стал тяжёлый? (Нет, он лёгкий). А как вы думаете, он утонет, если положить его в воду? (Нет) Давайте проверим, у меня есть надутый шарик и тазик с водой. (Показываю, как шарик лежит на поверхности воды). Как вы думаете, почему наш воздушный шар не утонул? (Потому что он легкий и в нём возух) Правильно, точно также, когда мы с вами плаваем в воде и задерживаем дыхание, наши легкие становятся как воздушные шарики и не дают нам утонуть. Это был наш первый опыт. А сейчас прежде, чем приступить к следующему опыту, любому ученому необходимо сделать разминку.

Физминутка

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

ОПЫТ №2 (Как можно почувствовать воздух?)

Воспитатель: Как вы думаете, а как мы можем почувствовать воздух? (Не знаем)

Воспитатель: Дуновение ветра, Когда мы делаем вдох, это все воздух, а теперь поставьте две ладошки друг напротив друга и начните одной из них быстро махать, что вы чувствуете?

Дети: ветер!

Воспитатель: Правильно, а ветер это и есть воздух, который движется. Теперь возьмите свои шарики и снова надуйте их немного, а потом выпустите воздух. Что произошло? (ветерок), а ветерок это тоже воздух, который движется. А что вы услышали? Как воздух выходит из шарика? Давайте вместе произнесем: ш-ш-ш-ш. А вы его увидели? (Ответы детей) Значит, получается, что воздух невидимый или прозрачный, раз его не видно.

Перед тем, как мы приступим к нашему последнему опыту, сделаем с вами дыхательное упражнение, повторяйте за мной:

Дыхательное упражнение «Ветер»

А ветер щёки толстые надул, надул, надул,
И на высокие деревья он подул, подул, подул.

ОПЫТ №3

Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем еще один опыт. У нас на столе стаканчики с водой и трубочкой. Подойдите, вдохните воздух и подуйте один раз в трубочку.

  • Посмотрите, что появляется на поверхности воды?
  • А почему появляются пузыри? Внутри нас есть воздух.
  • А давайте подуем посильнее? Сколько появилось пузырей?
  • А где еще есть воздух? (вокруг нас, на улице, внутри нас)

Значение воздуха для человека

Воспитатель: Дети, а скажите, человек может жить без воздуха?

  • Человеку нужно дышать. Давайте проверим, сможем ли мы жить без воздуха? Вдохнем и задержим дыхание - не дышите. Без воздуха долго жить невозможно.
  • А кто еще не может прожить без воздуха?
  • А как вы думаете, каким воздухом лучше дышать - чистым или загрязненным?

Сколько на земле живет людей, животных, птиц и всем нужен чистый воздух.

Чтение стихотворения воспитателем

Свежий воздух малышам
Нужен и полезен!
Очень весело гулять нам!
И никаких болезней!

Я открою вам секрет, чтобы воздух был чистым, нужно сажать деревья и другие растения. Они впитывают в себя грязный воздух, а отдают - чистый.

ОПЫТ 4. Посадка растения

Я предлагаю вам прямо сейчас посадить семена растений, чтобы сделать воздух в нашей группе чистым. Потом, когда семена прорастут, весной мы посадим их на нашу клумбу перед детским садом, чтобы воздух вокруг стал чище.

Для этого пододвиньте к себе тарелку с ее содержимым, нашего возьмите круглую таблетку и положите ее в стакан, затем налейте в наш стакан с таблеткой воду из первого стакана. Сейчас наша таблетка начнет расти. (Наблюдают) Теперь нам необходимо взять семечку растения и положить её в ямку нашего импровизированного горшка для растения. Теперь я подойду к каждому и наклею ваше имя на стаканчик, чтобы мы могли узнать, где чье растение. Затем, мы поставим наши стаканчики на подоконник, где они будут расти, и весной мы с вами посадим наши растения на клумбу воле детского садика, чтобы воздух был свежим и чистым.

Рефлексия

А теперь, давайте подведем итоги нашего занятия:

  1. Что же мы выяснили, сделав опыты?
  2. Где есть воздух?
  3. Какого он цвета?
  4. Какой он на вкус? Вдохните, попробуйте.
  5. Какой у воздуха запах?
  6. Итак, ребята, что же нужно делать, чтобы воздух был чистым?
  7. Чем мы с вами сегодня занимались?
  8. Что вам запомнилось больше всего?
  9. Что понравилось делать?