Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ТНР комплекса функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе.
Задачи:
- развитие слуховой памяти;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие активизации и энергетизации работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения;
- развитие координации движений и графических навыков, активизация стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия;
- развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки;
- развитие психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук;
- снятие рефлекса периферического зрения, ритмирование правого полушария, активизация мозга и межполушарного взаимодействия.
Ход занятия
1. Упражнение «Запомни слова»
Детям зачитываются 10 слов с установкой на запоминание: пенал, машина, лист, книжка, огород, лампа, заяц, журнал, ножницы, часы.
2. «Какой фигуры не стало?»
Детям выставляются карточки, на которых изображены различные геометрические фигуры одного цвета. Они должны запомнить в каком порядке их расставили, после чего убирается одна фигура. Дети должны угадать, какая фигура пропала.
3. Дыхательное упражнение
Глубокий вдох. Одновременно делаем вдох, и поднимаем медленно прямые руки ладонями вперед до уровня груди. Дыхание задерживаем. Во время задержки дыхания нужно сконцентрировать внимание в середине ладони, как будто в центре ладони находится «горячая монета». Медленный выдох. Во время выдоха, рисуем перед собой одновременно обеими руками круги, квадраты и треугольники.
4.Упражнение «Рисуем фигуры»
Одновременно обеими руками нарисовать в тетради геометрические фигуры: квадраты, треугольники и круги.
Психолог на доске показывает как правильно рисовать фигуры, затем дети самостоятельно приступают к выполнению задания..
5. Рисование графического узора под диктовку
Психолог. Сегодня мы будем в тетради рисовать узор под диктовку. Чтобы эти узоры получились аккуратными, нужно внимательно слушать, что я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек мы будем проводить линию. Рисовать точно так же, как я вам буду говорить. Когда вы проведете линию, подождите, и следующую линию начнете проводить когда я вам скажу. Начинаем проводить новую линию там, где закончилась предыдущая, стараясь при этом, не отрывать карандаш от тетради.
Ставим карандаш на точку. Приготовились, и начали рисовать. Две клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо. Далее продолжайте узор самостоятельно.
6. Пальчиковая гимнастика «Колечко»
Как можно быстрее и поочередно перебирать пальцы рук, соединяя последовательно в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнение выполняется сначала в прямом (от указательного пальца к мизинцу), а затем в обратном направлении (от мизинца к указательному пальцу). Упражнение нужно выполнять в начале каждой рукой отдельно, а затем обеими руками одновременно.
7. Упражнения для профилактики нарушений зрения
Фиксируем голову. Глаза смотрят перед собой прямо. Отрабатываем движения глазами в четырех направлениях (направо, вниз, вверх, налево).