Цель: заучивание стихотворения «Первый снег» Евгении Трутневой через использование интерактивных мнемотаблиц.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей со стихотворением «Первый снег» Евгении Трутневой;
- закрепить умение детей работать с интерактивной доской;
- закрепить навыки связной речи, грамматический строй речи (образование глаголов от прилагательных);
Развивающие:
- развитие мышления, творческого воображения, речевого слуха и памяти;
- развитие связной речи детей;
- развитие умения запоминать стихотворный текст с помощью мнемотаблицы.
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес и умение эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения;
- формировать у детей навыки сотрудничества, взаимодействия, организованного поведения.
Предварительная словарная работа: гроздья, вершина, посветлело, намело.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о зиме, рассматривание картины И.Левитана «Первый снег» и чтение стихов о зиме.
На прогулке рассматривание снега, снежинок, лепка снежков, закрепление понятий о свойствах снега (белый, холодный, тает).
Оборудование и материал:
- Оборудование. Картина И.Левитана «Первый снег» с использованием мультимедийной установки, интерактивная доска, интерактивная мнемотаблица.
- Демонстрационный материал: иллюстрации и картинки с изображением зимы, портрет Евгении Трутневой, выставка книг о зиме.
Ход образовательной деятельности
I. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку: «Снег на полях, лед на реках, ветер гуляет, когда это бывает?» (зимой)
Воспитатель: Беседа по вопросам:
- Вспомните, какую картину мы с вами рассматривали вчера? (Картину И.Левитана «Первый снег»)
- Какое время года изображено на картине?
- Почему вы так решили?
- Что мы видели на деревьях?
- Каким изобразил художник снег? (Белый, значит чистый, робкий, нежный, свежий, выпал недавно, художник хотел показать чистоту первого снега).
- Как художник назвал свою картину?
Самый первый снег, как разведчик, совсем недолго лежал, будто проверял, все ли готово к приходу зимы. Но вот повалил снегопад, и всю землю укрыло чистым снегом
II. Основная часть
Воспитатель: Ребята, картины описывающие красоту природы, могут писать не только художники, но и поэты. Как поэты могут описать красоту? (Стихами) Послушайте, как красиво описала в своем стихотворении начало зимы, Евгения Федоровна Трутнева.Я прочитаю вам стихотворение. Слушайте внимательно, обратите внимание на какие слова я делаю ударение, т.е говорю громче, чем другие. Стихотворение называется «Первый снег». (Показать портрет).
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
Вот о чем всю ночь свистел
За моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел
И про то, что зиму встретил.
На заборах, на крылечке
Все блестит и все белом!
Нет свободного местечка -
Всюду снега намело.
Нарядилась и рябина
В белый праздничный наряд.
Только гроздья на вершине
Ярче прежнего горят.
Воспитатель: Как называется стихотворение? О чем в нем рассказывается? Почему стало светло в доме? Какими словами в стихотворении сказано о снеге? Какой он? Как снег лежит во дворе? О чем предупреждал, свистел всю ночь ветер? Что еще увидел автор в окно дома? Какая стала рябина после снегопада? Как сказано о зимнем убранстве рябины? Какое настроение у человека, когда он видит такую картину - все вокруг покрылось снегом? (ответы детей на вопросы).
Физкультминутка
Мы ладошки выставляем, (Дети выставляют руки вперёд ладошками вверх)
Ловить снежинки начинаем!(Дети выполняют хватательные движения )
Раз, поймали, два, поймали! (Дети «ловят» снежинки)
Не устали?
Не устали!
А снежинок много-много! (Дети выполняют руками «волны», при этом ладошки «смотрят» вниз).
И растут везде сугробы (дети показывают руками с растопыренными пальцами «растущие сугробы»).
Снег в ладошки наберём (Дети показывают, как они набирают двумя руками пригоршню снега).
И лепить снежки начнём! (Начинают «лепить» снежки).
Лепим, лепим, лепим ком (Дети продолжают «лепить» снежки).
И бросаем вверх потом! (Мнимый снежок подбрасывается вверх).
Поиграли без заботы,
А теперь спешим к работе! (Все возвращаются к работе).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем учиться рассказывать стихотворение «Первый снег» выразительно. А, что нам может помочь запомнить стихотворение? (Мнемотаблица) Правильно. Но сегодня мы будем работать не по готовой мнемотаблице, а будем сами ее составлять на интерактивной доске.
Я буду читать стихотворение еще раз, а вы слушайте, и смотрите на картинки и выбирайте те, которые подходят к тексту каждого четверостишия.
Воспитатель читает четверостишия, а дети подбирают соответствующие картинки к каждому четверостишию на интерактивной доске и выстраивают их по порядку.
А сейчас, кто из вас хочет рассказать стихотворение, опираясь на нашу мнемотаблицу? (спросить двух-трех детей).
Дети рассказывают стихотворение.
Игровое упражнение «Подбери слова»
Воспитатель: Ребята, в солнечный морозный день каким вам кажется снег? Как можно сказать о нем? (сверкающий, искристый, блестящий, серебристый, хрустящий, холодный). Раз снег сверкающий, то как сказать, что с ним происходит, что он делает? (сверкает, искрится, серебрится, блестит).
С чем можно сравнить снег, когда он покрывает лес, луга, дома? На что он похож? (на вату, облако, пух, перину и т.д.). Подберите слова, чтобы сказать о снежинках. Какие они? (хрупкие, нежные, красивые, блестящие, узорные).
Что делают снежинки? (летят, кружатся, порхают, несутся)
Когда снег идет сильно, как это называется? (снегопад, метель, буран, вьюга).
Упражнение «Снежинки»
Воспитатель: Если долго смотреть, как идет снег, то кажется, что ветер играет какую-то мелодию, которую мы не слышим. А снежинки танцуют то быстрее, то медленнее. А сейчас я предлагаю вам превратиться в снежинки. (Дети встают в круг, звучит музыка).
Ну-ка, дети, покружитесь
И в снежинки превратитесь.
Снежинки будут танцевать
И раз, и два, и три, и пять…
А закончив танцевать -
Приземляться, отдыхать.
(дети садятся на стулья)
Рефлексия
- Что мы сегодня занимались?
- Какое стихотворение мы учили?
- Что нам помогало запомнить стихотворение?
- У нас получилось?
- Что было трудно?
- Как справились? Что помогло?
- Скажите, пожалуйста, что вам понравилось больше всего?
- Ребята, вы - большие молодцы. Все хорошо потрудились. Я очень рада за вас. Думаю, что ваши мамы и папы тоже обрадуются, когда вы прочтёте им такое чудесное стихотворение.