Конспект по речевому развитию в подготовительной группе "Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Первый снег»"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа


Цель: заучивание стихотворения «Первый снег» Евгении Трутневой через использование интерактивных мнемотаблиц.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить детей со стихотворением «Первый снег» Евгении Трутневой;
  • закрепить умение детей работать с интерактивной доской;
  • закрепить навыки связной речи, грамматический строй речи (образование глаголов от прилагательных);

Развивающие:

  • развитие мышления, творческого воображения, речевого слуха и памяти;
  • развитие связной речи детей;
  • развитие умения запоминать стихотворный текст с помощью мнемотаблицы.

Воспитательные:

  • воспитывать познавательный интерес и умение эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения;
  • формировать у детей навыки сотрудничества, взаимодействия, организованного поведения.

Предварительная словарная работа: гроздья, вершина, посветлело, намело.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о зиме, рассматривание картины И.Левитана «Первый снег» и чтение стихов о зиме.

На прогулке рассматривание снега, снежинок, лепка снежков, закрепление понятий о свойствах снега (белый, холодный, тает).

Оборудование и материал:

  • Оборудование. Картина И.Левитана «Первый снег» с использованием мультимедийной установки, интерактивная доска, интерактивная мнемотаблица.
  • Демонстрационный материал: иллюстрации и картинки с изображением зимы, портрет Евгении Трутневой, выставка книг о зиме.

Ход образовательной деятельности

I. Вводная часть

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку: «Снег на полях, лед на реках, ветер гуляет, когда это бывает?» (зимой)

Воспитатель: Беседа по вопросам:

- Вспомните, какую картину мы с вами рассматривали вчера? (Картину И.Левитана «Первый снег»)

- Какое время года изображено на картине?

- Почему вы так решили?

- Что мы видели на деревьях?

- Каким изобразил художник снег? (Белый, значит чистый, робкий, нежный, свежий, выпал недавно, художник хотел показать чистоту первого снега).

- Как художник назвал свою картину?

Самый первый снег, как разведчик, совсем недолго лежал, будто проверял, все ли готово к приходу зимы. Но вот повалил снегопад, и всю землю укрыло чистым снегом

II. Основная часть

Воспитатель: Ребята, картины описывающие красоту природы, могут писать не только художники, но и поэты. Как поэты могут описать красоту? (Стихами) Послушайте, как красиво описала в своем стихотворении начало зимы, Евгения Федоровна Трутнева.Я прочитаю вам стихотворение. Слушайте внимательно, обратите внимание на какие слова я делаю ударение, т.е говорю громче, чем другие. Стихотворение называется «Первый снег». (Показать портрет).

Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
Вот о чем всю ночь свистел
За моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел
И про то, что зиму встретил.
На заборах, на крылечке
Все блестит и все белом!
Нет свободного местечка -
Всюду снега намело.
Нарядилась и рябина
В белый праздничный наряд.
Только гроздья на вершине
Ярче прежнего горят.

Воспитатель: Как называется стихотворение? О чем в нем рассказывается? Почему стало светло в доме? Какими словами в стихотворении сказано о снеге? Какой он? Как снег лежит во дворе? О чем предупреждал, свистел всю ночь ветер? Что еще увидел автор в окно дома? Какая стала рябина после снегопада? Как сказано о зимнем убранстве рябины? Какое настроение у человека, когда он видит такую картину - все вокруг покрылось снегом? (ответы детей на вопросы).

Физкультминутка

Мы ладошки выставляем, (Дети выставляют руки вперёд ладошками вверх)
Ловить снежинки начинаем!(Дети выполняют хватательные движения )
Раз, поймали, два, поймали! (Дети «ловят» снежинки)
Не устали?
Не устали!
А снежинок много-много! (Дети выполняют руками «волны», при этом ладошки «смотрят» вниз).
И растут везде сугробы (дети показывают руками с растопыренными пальцами «растущие сугробы»).
Снег в ладошки наберём (Дети показывают, как они набирают двумя руками пригоршню снега).
И лепить снежки начнём! (Начинают «лепить» снежки).
Лепим, лепим, лепим ком (Дети продолжают «лепить» снежки).
И бросаем вверх потом! (Мнимый снежок подбрасывается вверх).
Поиграли без заботы,
А теперь спешим к работе! (Все возвращаются к работе).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем учиться рассказывать стихотворение «Первый снег» выразительно. А, что нам может помочь запомнить стихотворение? (Мнемотаблица) Правильно. Но сегодня мы будем работать не по готовой мнемотаблице, а будем сами ее составлять на интерактивной доске.

Я буду читать стихотворение еще раз, а вы слушайте, и смотрите на картинки и выбирайте те, которые подходят к тексту каждого четверостишия.

Воспитатель читает четверостишия, а дети подбирают соответствующие картинки к каждому четверостишию на интерактивной доске и выстраивают их по порядку.

А сейчас, кто из вас хочет рассказать стихотворение, опираясь на нашу мнемотаблицу? (спросить двух-трех детей).

Дети рассказывают стихотворение.

Игровое упражнение «Подбери слова»

Воспитатель: Ребята, в солнечный морозный день каким вам кажется снег? Как можно сказать о нем? (сверкающий, искристый, блестящий, серебристый, хрустящий, холодный). Раз снег сверкающий, то как сказать, что с ним происходит, что он делает? (сверкает, искрится, серебрится, блестит).

С чем можно сравнить снег, когда он покрывает лес, луга, дома? На что он похож? (на вату, облако, пух, перину и т.д.). Подберите слова, чтобы сказать о снежинках. Какие они? (хрупкие, нежные, красивые, блестящие, узорные).

Что делают снежинки? (летят, кружатся, порхают, несутся)

Когда снег идет сильно, как это называется? (снегопад, метель, буран, вьюга).

Упражнение «Снежинки»

Воспитатель: Если долго смотреть, как идет снег, то кажется, что ветер играет какую-то мелодию, которую мы не слышим. А снежинки танцуют то быстрее, то медленнее. А сейчас я предлагаю вам превратиться в снежинки. (Дети встают в круг, звучит музыка).

Ну-ка, дети, покружитесь
И в снежинки превратитесь.
Снежинки будут танцевать
И раз, и два, и три, и пять…
А закончив танцевать -
Приземляться, отдыхать.
(дети садятся на стулья)

Рефлексия

- Что мы сегодня занимались?

- Какое стихотворение мы учили?

- Что нам помогало запомнить стихотворение?

- У нас получилось?

- Что было трудно?

- Как справились? Что помогло?

- Скажите, пожалуйста, что вам понравилось больше всего?

- Ребята, вы - большие молодцы. Все хорошо потрудились. Я очень рада за вас. Думаю, что ваши мамы и папы тоже обрадуются, когда вы прочтёте им такое чудесное стихотворение.