Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Задачи
- закрепить с детьми понятие «деньги»;
- дать понятие: «купюра», «монета»
- познакомить с деньгами своей страны и деньгами разных стран;
- способствовать формированию коммуникативных отношений;
- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и
- воображение;
- воспитывать любознательность.
Предварительная работа: чтение «Приключение Буратино или золотой ключик», «Муха-Цокотуха». Рассматривание иллюстраций по теме, дидактические игры «Аукцион», «Кому, что нужно для работы?».
Ход занятия
1. Вводная часть
Дети входят под песню «Деньги лепесточки» из мультфильма «Три котёнка».
В: - Ребята, давайте поздороваемся друг с другом. А для этого встанем в круг.
Д.
Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)
В: Ребята, я вчера была на берегу Чулыма и на берег волной выбросило вот эту бутылку я её взяла и принесла в детский сад, чтобы показать вам. Как вы думаете, что там. (ответы). Давайте мы откроем и посмотрим. Читаю письмо. Ну что, ребята, вы готовы искать клад (ответы)
В: Как вы думаете, кто такие кладоискатели?
Д: (это люди, которые ищут клад)
В: У нас есть карта-схема, которая поможет нам отыскать клад. Давайте рассмотрим её. На этой карте обозначены станции, пройти через которые и выполнив задания, мы будем шаг за шагом приближаться к кладу.
2. Основная часть
В: Итак, начинаем.
Первая станция у нас «Деньги»
Нужно найти стол с купюрами. (коробочка с заданием)
В: Чтобы что-то купить в магазине, нужно за товар, что сделать?
Д: (заплатить)
В: Чем мы платим за товар?
Д: (деньгами)
В: Правильно. Деньги бывают не только металлические, но и бумажные. Как их называют?
Д: (купюры)
В: Правильно. Каждое государство имеет свои деньги: в Америке - доллары, во Франции и Германии - это евро, а у нас в России - это рубли. И вот для вас первое задание.
Найдите среди карточек с изображением купюр только те, на которых изображены российские рубли.
В: Молодцы! С первым заданием вы справились, теперь мы можем отправиться к следующей станции давайте посмотрим карту и найдём что там изображено
В: Вторая станция: «Сказки» найти стол со сказками (коробочка с заданием)
В: - Ребята вам предлагают ответить на вопросы по сказкам, а ответ найти на столе и показать её, объяснить почему выбрали эту картинку:
1. Какой сказочный герой положил деньги в ямку, для того чтобы они подросли. (Буратино)
2. Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (выкопали клад)
3. Какое сказочное животное умело изготавливать золотые монеты простым ударом копыта? (Антилопа)
4. Герои каких сказок менялись на что-то? «Девочка и кувшинчик», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лисичка со скалочкой».
5. Какой сказочный герой выполнял все желания старухи? (Золотая рыбка)
6. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)
7. Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)
8. В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого корыта? (Сказка о рыбаке и рыбке)
9. Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда? (Репка)
В: Ребята, а хотите узнать как появились первые деньги? (ответы детей), тогда присаживайтесь на стульчики.
Просмотр мультфильма «Как появились деньги» (вопросы по содержанию)
В: Молодцы! Нас ждет следующая станция смотрим карту
В: Третья станция: «Загадки» в конверте
1.
Если хочешь в магазине,
Ты купить, к примеру, сок.
Отправляясь за покупкой,
Возьми с деньгами. (Кошелек)
2.
В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем. (Деньги)
3.
Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет,
Ни к чему сама не годна,
А всем нужна. (Монета)
4.
Мы кладем их не в платок
Мы кладем их в кошелек (деньги)
5.
Коль трудился круглый год
Будет кругленьким (доход)
6.
Очень вкусная витрина
Овощного (магазина)
7.
И врачу, и акробату
Выдают за труд … (Зарплату)
8.
Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата? (Банкомат)
9.
Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке -
От одежды до булавки. (Супермаркет)
10.
Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа и самовар
Называются … (Товар)
«Разминка» «Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 раза)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку - то правую, то левую ножку). Смотрим карту
В: Четвёртая станция: двигательная игра «Покупки»
На столе стоит товар что можно купить. И коробочка с заданием
Хлопните в ладоши и скажите: «ДА», если можно купить за деньги этот товар.
Топните ногой и скажите: «Нет», если купить это нельзя.
Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед.
В.: - Мы не можем купить здоровье близких и нас самих, купить счастье, удачу, дружбу. Самые важные и нужные в мире вещи не продаются и не покупаются.
В: Молодцы! Вы постарались, но до клада ещё не добрались.
В: Давайте посмотрим на карте следующее задание.
В: Пятая станция: «Доход-расход»
В: Сейчас мы с вами поиграем игру с мячом в «Доходы-расходы». Вставайте в круг, я буду называть действие и бросать мяч, а вы должны назвать, доход это или расход.
- Папа получил зарплату - доход
- Заболела бабушка - расход
- Мама выиграла приз - доход
- Сестра потеряла кошелек - расход
- Заплатили за квартиру - расход
- Сын получил стипендию - доход
- Купили телевизор - расход
- Бабушка продала пирожки - доход
- Брат порвал куртку - расход
- Купили путевку на море - расход
В: Молодцы, ребята.
В: А сейчас посмотрите на схему, последнее задание где лежит клад и найдите его (найти конверт)
(задание на ориентирование в пространстве музыкального зала)
В: Ну вот вы и нашли клад
(сундучок в котором лежат монеты-шоколадки)
3. Заключительная часть
Рефлексия
В: Молодцы! Скажите, вам понравилась наша игра?
- Что мы с вами искали?
- А как называют людей, которые ищут клад?
- Так мы с вами кто сегодня были?
- Скажите, как называются металлические деньги?
- А как называются бумажные деньги?
- В Америке как называются деньги?
- А во Франции и Германии?
- А у нас в России?
Молодцы!
(Дети получают монеты-шоколадки)