Пояснительная записка
В последние десятилетия интерес педагогов, психологов, социальных педагогов к изучению адаптации и социализации усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, непредсказуемостью его. В образовательных организациях стало расти количество не социализованных детей, отличающихся эмоциональной неустойчивостью, повышенным беспокойством, неуверенностью в себе. Часто дети с различными успехами адаптируются к системе социальных условий, плохо приспосабливаются к требованиям, новым отношениям, культурным нормам, социальным нормам.
Введение новых, сложных педагогических программ с увеличением материала, дает большую нагрузку на нервную систему ребенка, усложняет процесс социализации детей в школе. Влияние различных негативных факторов может вызвать дезадаптацию у обучающихся. Процесс социализации обычно рассматривают как процесс вхождения человека в социальную среду путем усвоения и воспроизводства в особенностях своей личности и поведения опыта, накопленного человечеством. Однако социализация - это в первую очередь, адаптация (приспособление) к культурным, психологическим и социальным факторам.
Адаптация - процесс приспособления, к сложившимся условиям эффективного взаимодействия организма со средой, который осуществляется на биологическом, психологическом и социальном уровнях.
Под социальной адаптацией понимается процесс эффективного приспособления и взаимодействия личности с социальной средой.
В процессе социализации происходит социально-психологическая адаптация личности. Социализацию часто связывается только с общим развитием, а адаптацию - с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности.
Проблемами адаптации и социализации школьников младшего возраста к условиям обучения в школе занимались Б.Н.Алмазов, С.А.Беличева, Н.В.Вострокнутов, Ж.М.Грозман, А.К.Мункоев, Р.В.Овчарова, А.Ю.Потанина, В.Г.Степанов и др. Социализация определяется как уровень человеческой приспособленности. Она проявляться через его социальный статус, а также через удовлетворенность или неудовлетворенность собой лично и своей собственной жизненной позиции. Для человека характерна как гармония и адаптация, так и дисгармония и дезадаптация. Было выявлено, что для дезадаптации характерен психосоматический характер, протекающей в трех формах: нарушения поведения и психосоматические заболевания, невротической (неврозы), агрессивно-протестной [1].
Социализация младшего школьника к условиям обучения в школе - это довольно длительный процесс, который требует напряжения детской психики и сил детского организма. Период адаптации детей к общеобразовательной школе, по мнению М.Р.Битяновой, связывается с значительными изменениями в окружении детей младшего школьного возраста, возникновением новой социальной роли с помощью социального проекта.
Таким образом, проблемы социализации, адаптации достаточно актуальны в наше время, что обусловлено, в первую очередь, тем, что от уровня адаптации и социализации ребёнка в школе напрямую зависит качественная успеваемость. Кроме того, следует отметить, что процесс приспособления к новым условиям обучения непосредственно затрагивает не только дошкольников, поступивших в первые классы, но и детей старшего школьного возраста, что связано с выбором профильных классов, непосредственно влекущим за собой смену образовательного учреждения, классного коллектива, новых условий обучения. Несмотря на большое количество исследований, посвящённых данной проблеме, универсального способа повышения уровня адаптации до сих пор не выявлено. В существующей ситуации педагогическим коллективом гимназии были предприняты попытки применения социальных проектов для решения проблем, связанных с адаптацией школьников, поскольку именно социальные проекты, на наш взгляд, позволяют детям с наибольшим успехом «влиться» в образовательную среду учебного заведения.
Целью данной работы является обобщение и систематизация работы по применению социальных проектов в процессе социализации детей младшего и старшего школьного возраста.
Достижение поставленной цели требует решения взаимосвязанных задач:
- Диагностика детей младшего школьного возраста на начальном этапе (при переходе из дошкольного образовательного учреждения в образовательное учреждение).
- Вовлечение и участие детей младшего школьного возраста в социальных проектах.
- Повторная диагностика детей младшего школьного возраста.
- Корректировка деятельности детей младшего школьного возраста (при необходимости).
В ходе работы применялись различные методы: наблюдение, диагностирование, тестирование, анализ.
Основная часть
Ни для кого не секрет, что выпускники детского сада, особенно дети, никогда не посещавшие детские дошкольные учреждения, процесс адаптации в новом детском социуме переносят по-разному. Многие заимствуют поведенческую мотивацию у старших школьников. Объективные процессы трансформации воспитательной работы, построения высоконравственного социокультурного пространства в гимназии делают необходимым усиление роли обучающихся старшей ступени обучения, способных воздействовать на поведение обучающихся начальной школы, умеющих организовать их культурный досуг на переменах, оказывать реальную помощь педагогам младших школьников. Воспитание подрастающего поколения не может обойтись без активной пропаганды общественных ценностей: активности, толерантности, гражданской просвещённости, здорового образа жизни. Эффективное решение проблем, связанных с воспитанием невозможно без широкого участия самих обучающихся гимназии.
Кроме того, старшеклассники гимназии активно занимаются спортом, являются победителями и призёрами Всероссийских соревнований по уличному баскетболу «Оранжевый мяч», к тренировкам привлекают и младших школьников.
Совместные социальные проекты младших и старших школьников позволяют решить следующие задачи:
- духовно-нравственное развитие школьников;
- воспитание чувства гражданственности и патриотизма;
- формирование чувства ответственности;
- вовлечение детей в процесс активной деятельности;
- организация внеурочного взаимодействия учащихся старшей и младшей школы;
- стимулирование и создание ситуации успеха;
- организованное проведение свободного времени;
- формирование мотивации к здоровому образу жизни;
- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
- создание атмосферы толерантности в детском коллективе.
Первоначально необходимо определить цели и задачи проектной деятельности, чтобы она была понятна каждому участнику. Ярким примером целеполагания является приём «Наименования проекта»: участникам предлагаются символичные названия высказывания из художественных текстов, воплощающие основные идеи социальных проектов. На основе жизненного и читательского опыта, в сотрудничестве друг с другом участники обосновывают выбранное название. Например, социальный проект «Дорога из жёлтого кирпича», волшебная дорога по мотивам произведений А.М.Волкова, которая приведёт каждого участника в чудесную страну, где будут решены проблемы каждого: обретение смелости, знаний, сердечности и т.д.; для достижения намеченных целей каждый участник должен внести свой вклад - «свой кирпичик» в общее дело.
Следующим этапом является определение целей и задач деятельности: первые шаги направлены на развитие творческих способностей и самореализацию обучающихся, разнообразие видов деятельности школьников, ориентацию на обогащение личного опыта обучающихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-этическое отношение человека к людям и окружающему миру.
Следующим закономерным этапом является собственно реализация самого проекта. Применение предложенной организации совместной проектной деятельности школьников младшего и старшего звена позволяет достичь определённых результатов:
- обретение обучающимися опыта социально активной жизни,
- для младших школьников - приобретение новых друзей, нового жизненного опыта, дополнительное внимание и ощущение нужности, проявление интереса к их жизни. Подобное общение обогащает, дает ребенку положительный образ взрослого человека, который способен дарить заботу, решать бытовые вопросы, прийти на помощь в трудный момент.
- для старших школьников - чувство сопричастности к проблемам младших детей, новые чувства и опыт во время общения с ребенком, возможность оказания реальной помощи.
Ребенка, вписавшегося в систему школьных требований, норм и социальных отношений довольно часто называют адаптированным. Некоторые из педагогов включают еще один критерий - ребенок должен привыкнуть к школе без существенных внутренних потерь, снижения самооценки, настроения, ухудшения самочувствия. Это напрямую связано с дальнейшим психологическим, личностным и социальным развитием [2]. Процесс адаптации во многом зависит от мотивационной, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных функций, коммуникативных навыков, сферы взаимодействия с учителем.
Несформированность любой из данных сфер может являться одной из причин, которые приводят к той или иной форме дезадаптации [7]. Результатом неудавшейся адаптации является психологическая дезадаптация. Она может приводить к внешней или внутренней дисгармонизации взаимодействия личности с обществом и самим собой, проявляющейся во внутреннем дискомфорте, нарушении взаимоотношений и деятельности [6]. Дезадаптация может быть школьной. Она выражается в образовании неадекватных механизмов приспособления ребенка к условиям школы. Это могут быть конфликтные отношения, повышенный уровень тревожности и т. д.
Уже в первом классе выявляются дети с данными проблемами. Несвоевременное выявление их сущности, отсутствие специализированной коррекционной работы, влекут за собой отставание в усвоении школьных знаний, снижение мотивации учебной деятельности, различные формы отклоняющегося поведения [7].
Существуют различные классификации форм школьной дезадаптации. Р.В.Овчарова предложила следующую классификацию форм школьной дезадаптации: неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности; неспособность произвольно управлять своим поведением; неспособность принять темп школьной жизни; школьный невроз или «фобия школы» - неумение разрешить противоречие между семейным и школьным «мы». Р.В.Овчарова выделяет семейное влияние в качестве главной причины школьной дезадаптации в младших классах. По мнению автора, ребенок приходящий в школу из семьи, где он не чувствует переживания «мы», проецирует данные ощущения и на учебный процесс. Соответственно ему будет трудно войти в новую социальную общность.
Стремление к отчуждению на бессознательном уровне, неприятие общественных норм и правил, ради сохранения неизменного «я» составляет основу дезадаптации детей к школьному обучению, воспитывающихся в семьях с несформировавшимся чувством «мы» [8]. Таким образом, проблема социализации к условиям обучения в общеобразовательной школе включает в себя два взаимосвязанных процесса: адаптации и дезадаптации.
В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как довольно длительный процесс, который требует напряжения сил детского организма и детской психики. Периодсоциализации детей к общеобразовательной школе связывается с изменениями в окружении младшего школьника, возникновением новой социальной роли. Школьная дезадаптация выражается в образовании неадекватных механизмов приспособления ребенка к условиям школы. Это могут конфликтные отношения, повышенный уровень тревожности и т.д.
Социально-психологическая адаптация - это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:
- адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
- адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
- изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Процессы социализации и социально-психологической адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Адаптацию можно рассматривать как составную часть. Процесс социализации понимается как процесс и результат активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. В ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе.
В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социально-психологическая адаптация является одним их основных механизмов социализации, она служит более полной социализации.
В основу консультативно-просветительской деятельности, в контексте изучаемой проблемы, входит формирование у обучающихся и их родителей, педагогов и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития обучающихся. Консультации необходимы для передачи родителям и педагогам знаний о психологических особенностях младшего школьника и вариантах решения конкретных проблем в системах взаимодействия «ребенок-родитель», «ребенок-учитель» [4].
Таким образом, в последние десятилетия интерес российских педагогов и психологов к изучению адаптации существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость. Проблема адаптации к условиям обучения в общеобразовательной школе является особенно актуальной и включает в себя два взаимосвязанных процесса: адаптации и дезадаптации. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как довольно длительный процесс, который требует напряжения сил детского организма и детской психики. Период адаптации детей к общеобразовательной школе связывается с изменениями в окружении младшего школьника, возникновением новой социальной роли. Школьная дезадаптация выражается в образовании неадекватных механизмов приспособления ребенка к условиям школы. Несвоевременное выявление их сущности, отсутствие специализированной коррекционной работы влекут за собой отставание в усвоении школьных знаний, снижение мотивации учебной деятельности, различные формы отклоняющегося поведения. Важнейшими направлениями работы педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста по повышению адаптивных свойств личности к школьному обучению являются: диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа и консультативно-просветительская деятельность.
Уже в первом классе выявляются дети с данными проблемами. Несвоевременное выявление их сущности, отсутствие специализированной коррекционной работы влекут за собой отставание в усвоении школьных знаний, снижение мотивации учебной деятельности, разобщение в коллективе.
Для этого проводится первичная диагноста, где берутся тесты:
- Цветоассоциативный тест О.А.Ореховой, называемый чаще «домики», выявляет эмоции социального генеза. Данная методика считается одной из самых информативных в определении трудностей детской социализации.
- Для оценки уровня адаптации используется краткая анкета, разработанная Н. Г. Лускановой
- Методика «Лесенка» В.Г.Щур Используется для определения самооценки детей и уровня их взаимоотношений.
- Социометрия. Дж.Морено выявление малых групп, взаимоотношений между детьми (Рисунок 1)
Диагностика проводится на 4-5 неделе учебного года, после коррекционных мероприятий повторная диагностика проводится в конце года апрель, май.
В проекте помимо стандартных коррекционных мероприятий, мы используем метод наставничества. Как известно, детям легче прислушиваться не к учителям, а к таким же детям как они, так как они воспринимают их как старших товарищей, близких друзей.
В проекте учувствуют обучающиеся 1 класса и обучающиеся 9 класса (2019-2020).
Обучающиеся 9 класса имеют активную социальную позицию. Активно принимают участия с жизни школы, учувствуют в Чемпионы Финала школьной Баскетбольной Лиги «КЭС - баскет» Республики Марий Эл, участники ШБЛ «КЭС-баскет» Поволжского федерального округа, команда юношей - 2 место в Финале ШБЛ «КЭС-баскет» Республики Марий Эл.
Вот что показала первичная диагностика в 1 классе 29 человек:
Рисунок 1
Как можно заметить на диаграмме в процентном соотношении, первичное тестирование показало, что у большинства детей в 1 классе имеются проблемы с адаптацией, взаимоотношениями, с социализацией.
Проводя различные коррекционные мероприятия: тренинги, групповые игры и т.д. (Рисунок 2), мы работали с обучающимися 9 класса. Как старшие наставники они помогали детям адаптировать, социализировать, помогали в взаимоотношении между детками, решать конфликтные ситуации между одноклассниками. Это совместные тренировки по баскетболу, совместные прогулки, внеклассные мероприятия, совместная работа в группе продленного дня, помощь в выполнении домашнего задания, привлечение детей к спорту, к здоровому образу жизни.
Проведя повторную диагностику в конце учебного года, мы можем увидеть, что адаптация в школе улучшилась, совместная работа с старшими наставниками помогла социализироваться, повысилась самооценка и улучшились взаимоотношения между детьми.
Рисунок 2
Таким образом, мы можем сделать вывод, что наставничество - работа старший и младшей школы, благоприятно влияет на адаптацию и социализацию, профилактику здорового образа жизни. Оно помогает не только младшим школьникам, но школьникам старшего звена. Они получают опыт в работе в социуме, пересматривают свои отношение к взаимоотношению, учатся ответственности.
Заключение
В результате изучения и практического применения социальных проектов в процессе социализации детей младшего и старшего школьного возраста был получен наглядный материал, результаты анализа которого позволяют говорить о достижении определённых результатов, а именно:
- обретение обучающимися опыта социально активной жизни,
- для младших школьников - приобретение новых друзей, нового жизненного опыта, дополнительное внимание и ощущение нужности, проявление интереса к их жизни. Подобное общение обогащает, дает ребенку положительный образ взрослого человека, который способен дарить заботу, решать бытовые вопросы, прийти на помощь в трудный момент.
- для старших школьников - чувство сопричастности к проблемам младших детей, новые чувства и опыт во время общения с ребенком, возможность оказания реальной помощи.
Литература
- Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р.Битянова. М.: Владос, 2002. 112 с.
- Данилова, Е.Е. Первоклассники. / Е.Е.Данилова // Школьный психолог. 2002. № 6. С. 14. Дубровина, И.В. Практическая психология образования.
- И.В.Дубровина. Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. Изд. 6-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 442 с.
- Костина, Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности. / Л.М.Костина // Вопр. психол. 2004. № 1. С 137-143.
- Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе.
- Новикова, Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у школьников. / Е.В.Новикова // Общение и формирование личности школьника. М.: Наука, 2007. С 32-40.
- Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В.Овчарова. М.: Сфера, 2002. 240 с.