Работа с картой на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: окружающий мир, глобус


Окружающий мир - один из самых ярких и в то же время сложнейших предметов в школе. Его интегративный характер обуславливает яркость и многогранность, а с другой стороны представляет собой сочетание истории, географии и биологии. Перед учителем начальной школы стоит нелегкая задача простым, понятным языком объяснить сложное, показать младшему школьнику многочисленные взаимосвязи данного предмета. Учитель должен суметь не только достичь предметных результатов, но и суметь завлечь ученика в интереснейший мир науки, реализовав формирование функциональной грамотности (естественно-научное направление), обеспечить формирование экологического воспитания и ценностного отношения к научному познанию окружающего мира.

Одну из сложнейших тем - работа с картой и глобусом, я рассматриваю через призму интеграции с другими школьными предметами:

  • ИЗО - рисунки путешественника по материкам, странам
  • ориентирование по глобусу - метод юного путешественника (фигурка человечка)
  • окружающий мир - составление и защита чемоданчика юного путешественника
  • музыка - музыка разных стран и материков, игра «Угадай мелодию материка»
  • математика - игра «Юный следопыт» - шифровка названия предметов путешественника или предметов из чемодана маленького путешественника, составление кроссворда, ребусов, плана местности, карты путешествий

Учебную работу с картами можно свести к решению основных задач:

  • Научить детей понимать карту. Для этого нужна система упражнений. Необходимо научить детей ориентироваться в пространстве, знать стороны света, измерять расстояния, формировать умения пользоваться масштабом.
  • Добиться того, чтобы дети хорошо знали карту. Необходимо сформировать у учащихся четкие представления о расположении на карте суши, воды, населенных пунктов и т.д.
  • Научить детей читать карту. Умение переводить условные знаки и цветовую гамму в описание конкретных объектов.

Многие родители не понимают всю сложность процесса работы с картой, им кажется, что если карта есть в комнате ребёнка и он на нее смотрит, то знания и умения появятся сами собой. Только учитель знает сколько сложной, грамотно выстроенной работы необходимо реализовать, чтобы ученик изучил карту и через систему деятельности присвоил знания от работы с картой.

Понимать карту - значит иметь картографические знания: знать, что такое карта, каковы ее свойства, содержание, назначение, что означает каждый условный знак на ней, как следует пользоваться картами и какая от этого польза.

Читать карту - это значит уметь по сочетанию условных знаков делать заключения о географических особенностях территорий, уметь изучать и понимать при помощи карты размещение, состояние и взаимосвязь различных явлений природы и человеческого общества.

Знать карту - это значит ясно представлять полученные знания по карте, т.е. по памяти воспроизводить географические объекты.

  1. Карта - это чертёж большого участка земной поверхности, изображенный с помощью условных знаков в масштабе. (Л.Ф.Мельников и Скаткин М.Н. природоведение 3-4 класс).
  2. Карта - это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. (Плешаков А.А.)
  3. Карта - это чертеж какой-либо части земли, моря, тверди небесной, карта географическая, топографическая (частная и подробная), морская. (Толковый словарь Даля)

Для решения поставленных задач необходимо проводить следующую работу:

  1. Начиная с 1 класса, в процессе обучения, проводить измерения расстояния, формировать умения ориентироваться в пространстве (влево/вправо, вверх/вниз…), фиксировать трехмерные объекты на плоскости и наоборот.
  2. Вводить понятия «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта».
  3. Изучать ориентирование на местности по окружающим предметам, Солнцу и компасу. (По тени от предмета, по пню, по отдельно стоящему дереву, по стволу сосен, по муравейнику, по Полярной звезде и т.п.
  4. Проводить практические занятия по черчение планов различных предметов (вид сверху, фиксируемый на плоскости, - кубика, парты), помещений (класса, своей комнаты).
  5. Введение понятия «масштаб», «план местности», изучение условных знаков. Работа по переводу масштаба из одной разновидности в другую, передача основных объектов с помощью условных знаков и направлений - на плане в качестве ориентира берется направление север-юг, расположенное вдоль левой кромки листа).
  6. Изучение особенностей карты (масштаб, передача направлений с помощью параллелей и меридианов). Выявление отличий карты от плана.
  7. Работа с физической картой России (ее чтение), нахождение основных объектов и своего населенный пункт на ней. Работа с географическими атласами. Изучение карты полушарий, природных зон, своей местности. При ознакомлении с картами необходимо определять месторасположение (в том числе степь удаленности от экватора, близость к океану, морям, пограничные зоны), характер поверхности, реки и озера, рассказывать о представителях растительного и животного мира, правильно показывать границы водоемов, формы рельефа, полезные ископаемые, населенные пункты.
  8. Работа с глобусом - моделью Земли, предполагающая: параллельное выполнение заданий на демонстрационном и лабораторных вариантах, связанных с обязательным нахождением низменностей, возвышенностей, гор, морей, океанов.

Особое место в работе следует уделить выполнению дополнительных ориентировочных заданий на закрепление знаний:

  • Топографические диктанты прямого и обратного характера.
  • Конструирование объектов из их частей.
  • Опросы на знание месторасположения основных объектов на карте и плане, предполагающие дешифровку условных обозначений
  • Заочные путешествия по карте и плану (кругосветные, водные).
  • Определение расстояния между городами (по масштабу карты).
  • Работа с контурными картами (правильное обозначение и оформление).

При изучении вопросов, связанных с формой, движением Земли и ее внутренним строением нельзя обойтись без глобуса, который является идеальной «картой» без искажений, с правильной картиной размещения географических элементов на Земле.

Карта тесно связана с глобусом. Глобус объясняет особенности карты, исправляет ее недостатки, а карта детализирует глобусное изображение земной поверхности. В некоторых вопросах карта и глобус должны дополнять друг друга.

Уже самая первая встреча детей с глобусом в начальной школе имеет конечную цель - познакомить их с особенностями карты. Глобус - очень важное пособие, потому что он позволяет формировать первое понятие о мелком масштабе карты, об особенностях ориентирования на ней, о некоторых особенностях ее рисунка, связанных с шарообразностью Земли, и уточнить, исправить пространственные представления о размещении на Земле крупных географических объектов. Эта работа с глобусом должна проводиться в системе. Такое пособие должно быть у каждого ребенка во время занятия.

Для создания основы правильного ориентирования на картах, первые упражнения по ориентированию следует делать на глобусе. Для того, чтобы дети сознательно учились находить направления по линиям, нарисованным на глобусе, речь, конечно, о параллелях и меридианах, эффективен прием с фигуркой человека - маленький путешественник, прикрепляемой к глобусу. Так дети представляют себя наблюдателями, находящимися на поверхности глобуса.

С помощью карт у детей формируются представления о формах и размерах крупных географических объектов. Изучение материков и океанов, их размеров, формы, расположения, климатических условий, связанных с широтой и расстоянием от океанов, надо изучать сначала на глобусе, а затем переходить к карте. Например, даже при простом зрительном сопоставлении очертаний крупных объектов на глобусе с изображением их на картах мира и полушарий из-за искажения видны значительные различия в отражении формы и размеров. Кроме того, на картах мира и полушарий разорвано единство глобусного изображения.

Так, на карте полушарий разорваны на две части Атлантический океан и Антарктида. На карте мира мы привыкли видеть разорванным Тихий океан. При работе с картами, у учеников могут создастся неправильные представления, учитель должен это предусмотреть, и в этом помощь оказывает глобус.

Работа с топографическим материалом, изучение карт и сопоставление их с глобусом очень важна для младших школьников, так как она готовит их к изучению географии.

Методические рекомендации по проведению практических работ по карте (как работать с картой):

  • границы страны обводятся указкой по замкнутой кривой
  • города отмечаются прикосновением к условному кружку, а не к названию города на карте;
  • реки показываются по течению от истока к устью;
  • направления военных походов и передвижений - по имеющимся на карте стрелкам.

При обращении к карте важно не только правильно показать изучаемый объект на карте, но и словами определить его местоположение.

Важно понимать, что изучение карты должно проходить не только в рамках одного урока, одной указанной темы в учебнике, а необходимо творчески и методически грамотно «вплести» эту тему не только в другие темы предмета, но суметь связать с другими школьными дисциплинами.

Темы из ФРП окружающего мира, на уроках по которым можно обращаться и использовать упражнения для работы с картой:

  • Наша Родина - Россия,
  • Россия - многонациональная страна,
  • Карта полушарий,
  • Физическая карта мира,
  • Физическая карта России,
  • Животные,
  • Центры происхождения культурных растений,
  • Народы мира,
  • Рекорды мира,
  • Заповедная Россия,
  • Ориентирование на местности,
  • Административная карта России,
  • Природные зоны.

Работу с разными видами карт можно совместить. Например, на карте природных зон вклеить соответствующих животных/ растений каждой зоны. На физической карте обозначить, вклеить объекты заповедной России.

Работу по теме "Карта, Глобус" можно начать с урока путешествия и выдать каждому ученику паспорт юного путешественника, в котором ребята будут ставить «печать» о выполненной работе = своём путешествии, а учитель ставить отметку за каждый творческий проект.

Творческий проект ученика это - чемоданчик юного путешественника, выполненный по каждому из материков или стране, в которой ученик хотел бы побывать. Это рисунки, отражающие основные, узнаваемые объекты материка или страны. Это книга о животном или растении из Красной книги. Но конечно, для эффективности каждого творческого дела необходимо организовывать устные защиты своего проекта - это визитная карточка страны, объяснение почему выбраны/собраны в чемодан юного путешественника данные/представленные объекты.

Образец чемоданчика юного путешественника «Африка»

Образец рисунков по предмету ИЗО на тему «Африка» (шаблоны + образец фона)

Литература

  1. Виноградова, Н.И. Использование географических карт в курсе «Окружающий мир» начальной школы / Н.И.Виноградова. - Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - Т.0. - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 115-116.
    URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5154/ (дата обращения: 03.01.2024).
  2. Аквилева Г.Н. Методика формирования умения читать карту/ Г.Н.Аквилева // Начальная школа. -2009. - No12. - С. 129.