Приоритетной задачей современного образования в целом, в том числе и исторического, является не передача готовых знаний, а формирование творческой личности, умеющей и готовой приспосабливаться к изменяющейся реальности, осваивать в течение жизни новые специальности, получать новые знания, развиваться. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность, создавать такую среду, в которой обучающиеся будут поставлены в условия поиска, исследования окружающей действительности. Сделать это можно на основе системно-деятельностного подхода, который является методологической основой ФГОС второго поколения
Применение системно-деятельностного подхода возможно при обучении любому предмету, и заключается в формировании универсальной целостной системы знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни.
В связи с объективно изменяющимися условиями главная миссия учителя истории и обществознания заключается в подготовке выпускника к осмысленному и реальному восприятию мира. Проживание обучающимися жизни "здесь" и "сейчас" - вот в чем самоценность уроков истории и обществознании. В современном мире востребованы успешные, конкурентоспособные выпускники, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.
Развивая в учениках именно эти качества, акцент делается на результат обучения, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях. В школе №2127 г. Москвы - это целенаправленный и совместный процесс. Так как, не существует точной диагностики одаренности ребенка, свою работу учитель начинает со всем классом. Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:
- Протекает в рамках урочных занятий, в ходе которых необходимо проявить интерес к своему предмету).
- Внеурочная деятельность, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.
- Заключительный (учитель проводит работу с узким кругом учащихся, которые проявили способности к истории и обществознанию).
Одной из главных задач работы с детьми - это формирование исследовательской компетентности посредством организации проектной деятельности.
Исследовательская компетентность учащегося - это способность и готовность учащегося самостоятельно осваивать и получать новые знания, выдвигать идеи, гипотезы в результате выделения проблемы, работы с различными источниками знаний, исследования темы, проведения наблюдения (опыта, эксперимента и т.д.), предложение путей решения проблемы и поиска наиболее рациональных вариантов решения вопросов, проектов. Формирование исследовательской компетентности учащихся происходит постепенно, поэтапно и представляет собой систему индивидуального сопровождения учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельности:
- 1 этап - мотивационный (5-7 классы). Происходит формирование интереса и развитие мотивации к проектной деятельности для формирования исследовательской компетентности.
- 2 этап - когнитивно-процессуальный (8-9 классы). На этом этапе происходит формирование системы знаний, необходимых для выполнения самостоятельного учебного исследования и системы исследовательских умений.
- 3 этап - рефлексивный (10-11 классы) формирование способностей к осознанию себя и окружающего мира в процессе выполнения исследовательского проекта для формирования исследовательской компетентности обучающихся. Этот процесс тесно переплетается с формулой одаренности ребенка, выведенной сторонником этого взгляда на детскую одарённость Селивановой О.Г., к.п.н., доцентом кафедры педагогики и психологии Кировского ИПКиПРО, которая утверждает, что «Детская одарённость» = Мотивация + Интеллект + Креативность.
Учебный процесс и воспитательную работу учитель организует как субъект - субъектное взаимодействие учителя и ученика. Этому способствует использование системно-деятельностного подхода, который позволяет достигать высокого качества предметных компетенций, эффективно развивать интеллект, формировать нравственный смысл учения, целеустремленность и настойчивость в достижении результата, что позволяет учащимся становиться субъектами своей деятельности и в целом успешно ориентироваться и самоопределяться в жизни. Календарно-тематический план к рабочей программе составляется на основе принципа дифференциации, включаю содержание и организацию проектной деятельности.
Первый этап - мотивационный (5-7 классы)
Трудности с формированием исследовательской компетентности у детей возникают уже в 5-7 классах, с того самого момента, когда учащиеся начинают изучать историю. Поэтому очень важно на данном этапе сформировать внешнюю и внутреннюю мотивацию. Для мотивирования учащихся применяются разнообразные формы и приемы организации проектной деятельности:
- составление плана темы, опорных схем (в учебнике И.М.Арсентьева, А.А.Данилова История России 6 класс есть рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем», благодаря которой одаренные дети могут выполнить задания повышенного уровня, способствующие формированию исследовательской компетентности);
- сравнение и анализ событий, явлений (упражнение «Почемучка»: Даются исторические ситуации. Необходимо задавать вопросы, начинающие со слова: «Почему?» к описаниям и признакам ситуаций, которые представляли одноклассники. Победит тот участник, которому было адресовано меньше всего вопросов. При анализе ситуации необходимо найти признаки, находящиеся в противоречии друг с другом, и на их основе сформулировать проблему);
- выделение терминов и определений к ним - формирование понятийного аппарата (прием «Лестница сужения и расширения понятий»);
- Таким образом, применяя на этом этапе разнообразные приемы и методы работы с одаренными детьми по формированию исследовательской компетентности через проектную деятельность, автор опыта повышает внутреннюю и внешнюю мотивацию одаренных детей.
Второй этап - когнитивно-процессуальный (8-9 классы)
Работа по развитию исследовательской компетентности при работе с детьми посредством использования проектной деятельности значительно усложняется. Дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету. Чтобы этого не произошло, автор опыта в своей работе использует следующие формы и приемы организации проектной деятельности: составление схем, диаграмм, таблиц, карт, презентаций к темам (прием «Дерево предсказаний»: этот прием подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. «Ствол» дерева - это тема, «листочки» - прогнозы, «веточки» - аргументы). Самостоятельная работа с документом (В качестве примера этот прием я использую на уроке истории в 8 классе в форме исторических дебатов по теме: «14 декабря 1825 года - восстание декабристов или акт гражданского неповиновения?».
Результат своей работы дети представляют, в виде презентаций, инфографики, макетов, схем, диаграмм, анкет и т.д. Презентация работы - важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию одаренных детей. Таким проектом, например, стала работа одного из учащихся 5 класса «Мой герой», посвященная рассказу учащегося о своем прадедушке, участнике Великой Отечественной войны.
Третий этап - рефлексивный (10-11 классы)
На уровне среднего общего образования в московских школах действуют различные городские проекты, такие как "Предпринимательский класс", "Педагогический класс" "Медицинский класс" и др. Поступление в старшие классы происходит на конкурсной основе, поэтому в классах остаются дети с повышенной мотивацией, которые осознанно выбирают те предметы, которые впоследствии нужны им для поступления в ВУЗ. На этом этапе развития исследовательской компетентности групповые проекты уходят из практики. Одаренные дети выполняют индивидуальные исследования, позволяющие рассмотреть историческую ситуацию со всех сторон.
Для этого учитель в своей работе использует следующие формы и приемы организации проектной деятельности, позволяющие развить третий критерий формулы одаренности - креативность. При этом формируются такие компоненты исследовательской компетентности, как: умение работать с монографией, научно-справочной и художественной литературой; мыслительные операции, анализ, синтез, выделение главного; анализ источника, выявление скрытых фактов, умений делать выводы.
В качестве примера можно привести урок истории в 11 классе. Тема: «Россия в годы революции и гражданской войны» (урок-обобщение). В ходе урока идет работа по созданию проекта в виде исторического сочинения.
Таким образом, на третьем этапе формируется рефлексивный компонент исследовательской компетентности - способности к осознанию себя и окружающего мира в процессе выполнения учебного исследования.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что комбинация методов и приемов проектной деятельности позволила создать наиболее эффективные условия формирования исследовательской компетентности одаренных учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельности.
Список литературы
- Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В.Леонтовича. - 2-е изд. - М.:ВАКО, 2016. - 160 с.
- Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. - 2000. - № 7. - с.151-157.
- Овсейчик О.Н., Иванова Е.К. Положение о проектной деятельности.//Практика административной работы в школе. - 2007. - № 6. - с. 68-73.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003. - 112 с.
- Петрович В.Г. Метод проектов при изучении истории.// Преподавание истории и обществознания в школе. - 2009. - № 8. - с. 30-33.
- Полат Е.С. Как рождается проект. - М.,1995 - с. 74-75.
- Полат Е.С. Метод проектов. Статья на сайте Российской академии наук
- Реброва В.И. Проектная деятельность - способ взаимодействия с окружающей средой.//Вестник ЛОИРО. - 2009. - №7. - с. 119-123.
- Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - С. 38.