Цель: обобщение знаний у детей полученных ранее.
Задачи:
- Образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о звуках; совершенствовать навыки звукового анализа; совершенствовать умения детей делить слова на слоги; формировать и совершенствовать навыки словообразования и словоизменения.
- Развивающие: развивать фонематическое восприятие, мышление и речь детей; закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом. Закрепить умение определять местоположения звука в слове.
- Воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе, в паре.
Тип занятия: интегрированное.
Оборудование: магнитная доска, мольберт, плакат с замком, игра «Ромашка», игра «Найди пару», игра «Рифмы», колечки Су-Джок, буквы и звуковые символы по количеству детей, зашифрованное письмо.
Предварительная работа: НОД по обучению грамоте, чтение художественной литературы, игры по обучению грамоте и развитию речи, беседы.
Ход НОД
I. Вводная часть
- Ребята, послушайте стихотворение В.Берестова:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
- Вот видите как хорошо, когда умеешь читать. А чтобы научиться читать, нужно выучить звук
- Ребята, в Стране Знаний ужасное событие произошло. Да, ребята злой волшебник Звукомор похитил Фею Грамоту и спрятал в своем замке за высоким кирпичным забором. И сегодня нам предстоит освободить Фею Грамоту. Злой волшебник Звукомор посылает нам новые испытания - задания. Я надеюсь, что мы с вами станем командой умных и грамотных спасателей и освободим Фею Грамоту.
II. Основная часть
1 задание:
- Ребята, а из чего состоит наша речь? (наша речь состоит из слов)
- А слова? (слова состоят из звуков)
- Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
- Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
- Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые поются голосом).
- Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
- Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным).
- Какими бывают согласные звуки? (твердыми и мягкими)
- Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
- Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
- Молодцы, ребята, мы можем убрать первый кирпич.
2 задание:
Игра «Ромашка»
- У меня на доске 2 серединки ромашки синего и красного цвета. На столе лежат лепестки от ромашки, вам надо взять по одному лепестку, определить на какой звук начинается слово и присоединить к правильному кружочку. Если слово начинается на гласный звук - то к красному кружочку, если на согласный - к синему кружочку.
Речевой материал: ведро, сок, бант, люк, дом, мяч, лук, ёжик, ананас, яблоко, улитка, огурец, юла, индеец.
- Молодцы, справились с заданием, можем убрать второй кирпич.
3 задание:
- К нам прилетели наши веселые друзья - насекомые. Но они грустные, так как потеряли свои домики, поможем им? Чтобы найти домик насекомому, нужно определить количество слогов и выбрать равное ему слово - цветок.
Речевой материал: мак, роза, тюльпан, ромашка, подснежник, колокольчик; жук, муха, пчела, бабочка, стрекоза, гусеница.
- Молодцы, справились и с этим заданием, можем убрать третий кирпич.
Физминутка
А сейчас сделаем массаж рук колечком Су-Джок:
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошки.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк -
Мяч летает между рук.
- Молодцы, справились и с этим заданием, можем убрать четвёртый кирпич.
5 задание:
- Отгадайте загадку
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)
- Давайте составим это слово из букв и сделаем звуковой анализ слова «книга» (дети работают самостоятельно, один ребёнок у доски).
- Молодцы, справились и с этим заданием, можем убрать пятый кирпич.
6 задание:
Показ схемы предложения.
- Ребята, что это такое? (схема предложения).
- Давайте составим предложения со словом «книга».
- Сколько слов должно быть в этом предложении? (3)
- На каком месте должно быть слово «книга»? (на 3 месте)
- Сколько слов должно быть в этом предложении? (4)
- На каком месте должно быть слово «книга»? (на 2 месте)
- Молодцы, справились и с этим заданием, можем убрать шестой кирпич.
7 задание:
Игра «Найди пару»
- На столе лежат карточки с картинками, вам надо взять по одной карточке и определить на какой звук начинается слово, на твёрдый или мягкий звук и найти себе пару: мост - мимоза.
Речевой материал: помидор - петух, слон - синица, зебра - зонт, кот - кит, лиса - лыжи, дом - дерево.
- Молодцы, справились и с этим заданием, можем убрать седьмой кирпич.
8 задание:
Игра «Рифмы»
- Ребята, посмотрите, что нарисовано у меня на картинке? (сапоги)
- Придумайте рифму к этому слову. (пироги)
Речевой материал: коса - роса, коза; кошка - мошка, мышка; бык - бок, рог, бак; ракушка - подушка, макушка; почка - бочка, точка, тачка, дочка, кочка; улитка - калитка, пирамидка.
- Молодцы, мы убрали последний кирпич.
9 задание:
- Посмотрите, мы разобрали стену, но на двери - замок! А чтобы его открыть, надо расшифровать послание: определить первый звук в каждой картинке, получим ключ к замку.
Речевой материал: пушка-очки-дом-апельсин-робот-облако-капуста
III. Заключительная часть
- Вот мы и освободили Фею Грамоту.
Вы были внимательны, активны, правильно выполняли задания. Мне очень понравилось, что вы были дружны, умели слушать друг друга, поэтому справились со всеми трудностями. Я желаю вам хорошей учебы в школе.