НОД в подготовительной к школе группе по обучению грамоте «Путешествие в страну Знаний»

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа


Цель: обобщение знаний у детей полученных ранее.

Задачи:

  • Образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о звуках; совершенствовать навыки звукового анализа; совершенствовать умения детей делить слова на слоги; формировать и совершенствовать навыки словообразования и словоизменения.
  • Развивающие: развивать фонематическое восприятие, мышление и речь детей; закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом. Закрепить умение определять местоположения звука в слове.
  • Воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе, в паре.

Тип занятия: интегрированное.

Оборудование: магнитная доска, мольберт, плакат с замком, игра «Ромашка», игра «Найди пару», игра «Рифмы», колечки Су-Джок, буквы и звуковые символы по количеству детей, зашифрованное письмо.

Предварительная работа: НОД по обучению грамоте, чтение художественной литературы, игры по обучению грамоте и развитию речи, беседы.

Ход НОД

I. Вводная часть

- Ребята, послушайте стихотворение В.Берестова:

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

- Вот видите как хорошо, когда умеешь читать. А чтобы научиться читать, нужно выучить звук

- Ребята, в Стране Знаний ужасное событие произошло. Да, ребята злой волшебник Звукомор похитил Фею Грамоту и спрятал в своем замке за высоким кирпичным забором. И сегодня нам предстоит освободить Фею Грамоту. Злой волшебник Звукомор посылает нам новые испытания - задания. Я надеюсь, что мы с вами станем командой умных и грамотных спасателей и освободим Фею Грамоту.

II. Основная часть

1 задание:

- Ребята, а из чего состоит наша речь? (наша речь состоит из слов)

- А слова? (слова состоят из звуков)

- Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

- Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

- Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые поются голосом).

- Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

- Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным).

- Какими бывают согласные звуки? (твердыми и мягкими)

- Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

- Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

- Молодцы, ребята, мы можем убрать первый кирпич.

2 задание:

Игра «Ромашка»

- У меня на доске 2 серединки ромашки синего и красного цвета. На столе лежат лепестки от ромашки, вам надо взять по одному лепестку, определить на какой звук начинается слово и присоединить к правильному кружочку. Если слово начинается на гласный звук - то к красному кружочку, если на согласный - к синему кружочку.

Речевой материал: ведро, сок, бант, люк, дом, мяч, лук, ёжик, ананас, яблоко, улитка, огурец, юла, индеец.

- Молодцы, справились с заданием, можем убрать второй кирпич.

3 задание:

- К нам прилетели наши веселые друзья - насекомые. Но они грустные, так как потеряли свои домики, поможем им? Чтобы найти домик насекомому, нужно определить количество слогов и выбрать равное ему слово - цветок.

Речевой материал: мак, роза, тюльпан, ромашка, подснежник, колокольчик; жук, муха, пчела, бабочка, стрекоза, гусеница.

- Молодцы, справились и с этим заданием, можем убрать третий кирпич.

Физминутка

А сейчас сделаем массаж рук колечком Су-Джок:

Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошки.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк -
Мяч летает между рук.

- Молодцы, справились и с этим заданием, можем убрать четвёртый кирпич.

5 задание:

- Отгадайте загадку

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)

- Давайте составим это слово из букв и сделаем звуковой анализ слова «книга» (дети работают самостоятельно, один ребёнок у доски).

- Молодцы, справились и с этим заданием, можем убрать пятый кирпич.

6 задание:

Показ схемы предложения.

- Ребята, что это такое? (схема предложения).

- Давайте составим предложения со словом «книга».

- Сколько слов должно быть в этом предложении? (3)

- На каком месте должно быть слово «книга»? (на 3 месте)

- Сколько слов должно быть в этом предложении? (4)

- На каком месте должно быть слово «книга»? (на 2 месте)

- Молодцы, справились и с этим заданием, можем убрать шестой кирпич.

7 задание:

Игра «Найди пару»

- На столе лежат карточки с картинками, вам надо взять по одной карточке и определить на какой звук начинается слово, на твёрдый или мягкий звук и найти себе пару: мост - мимоза.

Речевой материал: помидор - петух, слон - синица, зебра - зонт, кот - кит, лиса - лыжи, дом - дерево.

- Молодцы, справились и с этим заданием, можем убрать седьмой кирпич.

8 задание:

Игра «Рифмы»

- Ребята, посмотрите, что нарисовано у меня на картинке? (сапоги)

- Придумайте рифму к этому слову. (пироги)

Речевой материал: коса - роса, коза; кошка - мошка, мышка; бык - бок, рог, бак; ракушка - подушка, макушка; почка - бочка, точка, тачка, дочка, кочка; улитка - калитка, пирамидка.

- Молодцы, мы убрали последний кирпич.

9 задание:

- Посмотрите, мы разобрали стену, но на двери - замок! А чтобы его открыть, надо расшифровать послание: определить первый звук в каждой картинке, получим ключ к замку.

Речевой материал: пушка-очки-дом-апельсин-робот-облако-капуста

III. Заключительная часть

- Вот мы и освободили Фею Грамоту.

Вы были внимательны, активны, правильно выполняли задания. Мне очень понравилось, что вы были дружны, умели слушать друг друга, поэтому справились со всеми трудностями. Я желаю вам хорошей учебы в школе.