Сказкотерапия получила в настоящее время широкую популярность и активно используется в педагогической и психологической практике. Сказкотерапия - это не просто направление, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Сказкотерапия включает в себя множество направлений: анализ сказок, медитация, сказочная имидж-терапия и пр. Оставим эти направления профессионалам.
Как родителям особенного малыша можно использовать сказкотерапию дома?
В наш компьютерный век многие современные родители даже не догадываются о том, что ребенку нужна сказка. И все-таки, каждый малыш с надеждой ждет, когда мама или папа отложат свои важные дела, сядут и расскажут ему сказку. Ведь для ребенка важна не только сказка, но и общение с самыми родными на свете людьми-родителями.
Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании ребенка с ОВЗ. Сказка расширяет сознание особенного ребенка, совершенствует его взаимодействия с окружающим миром, близка и созвучна его мироощущению, отвечает его природе.
Сделайте процесс взаимодействия со сказкой ежедневным занятием, семейной «традицией», которая приятна и ребенку, и вам. Совместно занимаясь со сказкой, вы сможете лучше понять друг друга и по-настоящему подружиться. Это дает малышу самое важное - уверенность в вашей любви, ощущение безопасности и защищенности, позволяет ему окрепнуть духовно.
Выберите подходящие сказки для своего ребенка. Каждый ребенок индивидуален, поэтому, прежде всего, отталкивайтесь от уровня его развития. Сказка должна быть одновременно и понятной, и развивающей.
Волнующий сказочный мир, может выходить за пределы привычных бумажных страниц.
Кроме рассказывания (чтения) на ночь, превратите путешествие в вымышленный мир в игру. Убедитесь, что сюжет сказки понятен ребенку, что сказка ему нравится и можно приступать к игре.
- Предложите малышу узнать сказку по представленным персонажам, иллюстрациям, героям сказки и т.д.
- Расставьте героев сказки перед ребенком. Опишите героя, так чтобы ребенок смог догадаться о ком вы говорите. Опишите его характерные черты, повадки, особенности передвижения и т.п. Например: «Маленькая, серенькая, живет в норке, грызет корки, маленькие ножки, боится кошки. Кто это?» После того, как все герои сказки будут угаданы, покажите малышу сказку.
- Спрячьте главного героя сказки (Колобок, Репка, Курочка) в красивый мешочек (сундучок, коробочку). Скажите малышу, что в мешочек кто-то спрятался. Опишите героя. После того, как герой будет отгадан, покажите его малышу. Пусть ребенок узнает сказку и покажет сказку или ее фрагмент.
- Попросите ребенка назвать наиболее понравившегося героя сказки, объяснить, почему понравился именно этот герои. Предложите ребенку порадовать любимого героя. Пусть малыш нарисует любимому герою картинку, слепит угощение из пластилина и т.п.
- Попросите ребенка угадать название сказки, опишите кратко сюжет сказки. (Например: «В какой сказке мышка разбила яйцо, а дедушку и бабушку это очень огорчило?»)
- Предложите ребенку поиграть с героями сказок. Называйте героев, а ребенку предложите добавить героям сказочные названия.
Мышка - … (норушка)
Лягушка - … (квакушка)
Зайчик - … (побегайчик)
Лисичка - … (сестричка)
Волчок - (Серый бочок)
Медведь - … (косолапый)
Петушок - (Золотой гребешок)
Серый - … (волк)
Курочка - … (Ряба)
Муха - … (Цокотуха)
- Помогите ребенку охарактеризовать главного героя сказки, всех героев сказки.
- Можно сделать карточки, содержащие ключевые эпизоды сказки и попросить малыша сделать, как в сказке было. Можно выложить перед ребенком сюжетный ряд картинок, к какой либо сказке и сознательно допустить одну или две ошибки. Затем попросить малыша найти ошибку и исправить ее, выложив карточки в правильной последовательности.
- Поиграйте в игру «Кто лишний?». Выставьте перед ребенком фигурки сказочных персонажей (для детей раннего возраста не более четырех), попросите назвать каждого из героев. После того как герои названы, попросите назвать "лишнего" (персонажа другой сказки) в этой четверке и объяснить, почему.
- Предложите малышу узнать сказку и персонажа сказки, которому принадлежат эти слова. Например:
- Я, Колобок, Колобок, по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешён, в печку сажён, на окошке стужён. (Сказка «Колобок», песенка Колобка)
- Козлятушки, дитятушки, отомкнитеся, отопритеся! Ваша мать пришла, молочка принесла. Я, Коща, во бору была, ела траву шелковую, пила воду студёную; бежит молочко по вымечку, из вымечка по копытечкам, а с копытечка во сыру землю. (Сказка «Волк и козлята», песенка Козы)
- Ау, ау, Снегурушка! Ау, ау, голубушка! У дедушки, у бабушки была внучка Снегурушка, её подружки в лес заманили, заманили - покинули. (Сказка «Снегурушка и лиса», песенка Снегурушки).
- Вижу, вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке! (Сказка «Маша и медведь», песенка Маши).
- Как выскочу, как выпрыгну - полетят клочки по закоулочкам. (Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка лисы).
- Петушок, Петушок золотой гребешок, выгляни в окошко - дам тебе горошку. (Сказка «Кот, петух и лиса», песенка лисы).
- Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня! (Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Петушка).
- Сяду на пенёк, съем пирожок. (Сказка «Маша и медведь», песенка медведя)
Играйте с персонажами сказки, используйте для этого загадки, песенки, потешки, раскраски, иллюстрации, куклы, театры и т.д. Вариантов проигрывания сказок великое множество.
Сказку можно рисовать, лепить, инсценировать с помощью кукол, показать с помощью теней и т.д.
Можно ходить в гости к персонажам, петь песни от их имени и для них, преображаться в героев при помощи обычных вещей, устраивать домашние конкурсы «Кто лучше изобразит героя», обыграть героев, драматизировать сказку или ее фрагмент и т.д.
С детьми постарше можно использовать более сложные приемы. В этом вам помогут книги «Грамматика фантазии» Джанни Родари и «Воспитание сказкой» Л.Б.Фесюковой. В книгах описаны интересные «сказочные» приемы: «перевирание сказки», «сказки "наизнанку"», «а что потом?», «знакомые герои в новых обстоятельствах», «коллаж из сказок», «частица "не" и новая сказка» и пр. Они помогут научить детей не просто понять содержание сказки, но и творчески подойти к ней.
Хочется отметить, что при взаимодействии со сказкой родителю ребенка с ОВЗ важно быть эмоциональным. Рассказать сказку эмоционально, не значит громко. Так как некоторые особенные дети пугаются громкой речи. Сказку можно рассказать и шепотом, расставляя при этом эмоциональные акценты.
Не менее важно разнообразие видов кукол и их систем управления, многообразие форм представления сказки. Это способствует сохранению интереса ребенка, поддержке желания ребенка взаимодействовать со сказочными героями, играть с ними. Некоторые дети проявляют интерес только к плоскостным куклам, другие дети положительно реагируют на текстильные куклы т.п. Широкий ассортимент, разнообразие исполнения кукол (персонажей сказки) дает возможность определить, подобрать куклу, вызывающую эмоциональный отклик в душе ребенка.
В заключение хотелось бы резюмировать.
Сказкотерапия - это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей.
Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессия и т.д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения.
Сказка - один из лучших инструментов для родителей в воспитании ребенка.
Сказка эмоциональна, универсальна, экологична, феерична!
Читайте, рассказывайте, показывайте ребенку сказки! Играйте в сказку!
Всего вам сказочного!
Список литературы
- Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку / И.В.Вачков. - М.: Ось-89, 2007. - 144 с.
- Медведева Е.А. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании / Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комисарова. - М.: Академия, 2001.
- Терехова Н.Б. «Сказкотерапия» как форма психолого-педагогической работы с детьми ОВЗ / Н.Б.Терехова // Молодой ученый. - 2019. - №13 (251). - С. 290-292.