"Знатоки родного края". Сценарий викторины для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: викторина, старшие дошкольники


Цель: развивать разносторонние качества личности ребенка.

Задачи:

  • Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление.
  • Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре.
  • Формировать патриотические чувства; учить узнавать по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях родного города, села.
  • Закрепить знание детей об истории родного Уральского края, о его достопримечательностях.
  • Развивать у дошкольников умение применять имеющиеся знания.
  • Воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его еще красивее.

Ход мероприятия

- Внимание! Начинаем нашу игру-викторину "Знатоки родного края".

Разделимся на две команды. Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать жетоны по 1 жетону за 1 правильный ответ. Та команда, у которой окажется большее количество жетонов и выиграет. Предлагаю назвать одну команду «Искорки», а вторую - «Самоцветы».

- Ну, а пока, ребята, давайте поиграем в игру «Мы знаем».

(Педагог зачитывает первые три строки четверостишия, а дети договаривают последнюю строчку «Это Родина моя»)

Реки, чьи глубоки, чисты
И красивы берега?
Отвечайте без запинки -
(Это Родина моя)

Горы снежные вершины,
Прячут ввысь за облака.
Что за чудная картина?
(Это Родина моя)

Где поля и степь без края,
На цветах блестит роса.
Песни птиц, жужжанье шмеля?
(Это Родина моя)

Лес, как царство Берендея,
В нем живут медведь, лиса.
А в тайге есть даже тигры.
(Это Родина моя)

Где на севере морозном
Льдом сверкают берега.
А на юге - море, солнце.
(Это Родина моя)

Где город города прекрасней,
А всех важней из них Москва.
Цвет флага - белый, синий, красный,
(Это Родина моя)

Звучит песня «У моей России» Г.Струве

Задание 1. РАЗМИНКА:

  1. В каком краю мы живём? (край Урал)
  2. Какие горы нас окружают? (Уральские горы)
  3. Какие животные встречаются в лесах нашего края? (лиса, заяц, волк, медведь, ёж, белка, лось)
  4. Какие деревья можно встретить в нашем краю? (берёза, сосна, ель, лиственница, рябина, черёмуха, тополь, дуб, липа)
  5. Назовите птиц, которые встречаются в нашем краю? И зимующие и перелётные? (синица, воробей, дятел, свиристель, лебеди, ворона, клёст, грачи, снегирь, скворец, соловей)
  6. Назовите озёра, окружающие наш город Озёрск? (Иртяш, Большая и Малая Нанога)
  7. А ещё какие озёра вы знаете, которые есть в нашем крае? (Увильды, Светлое, Кажакуль, Акакуль, Каслинское озеро)

МОЛОДЦЫ! Получайте свои жетоны!

Наша Родина Россия, а главный город - Москва. Мы гордимся нашей великой Родиной, но у каждого человека есть свой родной уголок на Земле. Это то место, где родился и вырос человек, где живут его друзья, где он ходит в детский сад, гуляет во дворе. Родной город - это наша малая Родина. Назовите её? (Метлино) В каком округе мы живём? (Озёрском) Наш город Озёрск. А в какой области мы живём? Значит, наш областной город называется? (Челябинск)

Задание 2. «Собери герб и назови к какому городу он относится?»

(Разрезные картинки гербов Челябинск, Озёрск, Златоуст, Касли, Снежинск, Кыштым, Миасс, Трёхгорный)

Задание 3. «Пословицы и поговорки о Родине, Урале»

(Кто больше назовёт пословиц, команды отвечают по очереди, называя по 1 пословице, не повторяясь)

Примеры пословиц:

  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Любовь к Родине сильнее смерти.
  • За морем теплее, а у нас светлее.
  • Родной куст и зайцу дорог.
  • Родина начинается с семьи.
  • Родину головой оберегают.
  • Родину, как и родителей, на чужбине не найдешь.
  • На чужой стороне и весна не красна.
  • О тех и радио вещает, кто Родину защищает.
  • Нет земли краше, чем страна наша.
  • Кто Родину любит, тому она в долгу не будет.
  • Родина любимая - мать родимая.
  • Родная землица и во сне снится.
  • Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Урал - опорный край державы.
  • На Урале - всяк рудознатец.
  • Урал без народа - горная порода, с народом Урал - стальной арсенал.
  • Камень не дышит, а мастер его слышит.
  • Не делай наспех, сделаешь курам на смех.

Задание 4. «Достопримечательности нашего города»

(По картинкам узнать и назвать достопримечательности нашего города: памятники, здания)

Задание 5. «Художественные промыслы»

(Среди изделий разных народных промыслов найти работы уральских мастеров: златоустовская гравюра, каслинское литьё)

А вы умеете отгадывать загадки?

1.

Солнце светит, дождик льется
Луч сияет золотой
Через речку брошен мостик
Семицветный расписной. (Радуга)

2.

Ранним утром во дворе
Лёд улёгся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает … (Иней)

3.

Мокрая тётка бежит по земле -
Радость великая всей детворе.
Люди от зноя в ней летом спасаются,
Зимой на коньках и салазках катаются. (Река)

4.

Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка. (Одуванчик)

5.

Кто всю ночь по крыше бьет,
да постукивает,
И бормочет и поет, убаюкивает. (Дождь)

Задание 6. «Угадай сказку»

(Угадать сказку по отрывку из произведения «Огневушка-поскакушка», «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка»)( читают педагоги)

1. (Дедко Ефим тоже не часто домой с прииска бегал. Намается за неделю, ему и неохота итти, старые ноги колотить. Да и не к кому было. Один жил. Вот у них и повелось. Как суббота, старатели домой, а дедко Ефим с Федюнькой на Прииске останутся.Что делать-то? Разговаривают о том, о другом. Дедко Ефим рассказывал побывальщины разные, учил Федюньку, по каким логам золото искать и протча тако. Случалось, и про Поскакушку вспомнят. И все у них гладко да дружно. В одном сговориться не могут. Федюнька говорит, что филин всей неудаче причина, а дедко Ефим говорит - вовсе не причина.)

2. (От Степана, вишь, осталось трое робятишек-то. Двое парнишечки. Робята как робята, а эта, как говорится, ни в мать, ни в отца. Еще при Степановой бытности, как вовсе маленькая была, на эту девчоночку люди дивовались. Не то что девки-бабы, а и мужики Степану говорили:

- Не иначе эта у тебя, Степан, из кистей выпала. В кого только зародилась! Сама черненька да басенька, а глазки зелененьки. На наших девчонок будто и вовсе не походит.

Степан пошутит, бывало:

- Это не диво, что черненька. Отец-то ведь с малых лет в земле скыркался. А что глазки зеленые - тоже дивить не приходится. Мало ли я малахиту барину Турчанинову набил. Вот памятка мне и осталась.)

3. (Хозяйка слышит их разговор. Рада-радехонька, что Кокованя сиротку к себе зовет. Стала скорей Даренкины пожитки собирать. Боится, как бы старик не передумал. Кошка будто тоже понимает весь разговор. Трется у ног-то да мурлычет. - Пр-равильно придумал. Пр-равильно. Вот и повел Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает)

Динамическая пауза:

Мы геологами станем
Да? - да! (хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? - да! (хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками,
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами,
Ее не проплывешь (плывут,
Ее не пролетишь (крылья,
Надо напрямик. (шагают)
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? - да! (хлопок над головой).

- Вы сегодня показали свои знания о нашем родном крае, и, я думаю, они вам пригодятся. А теперь посчитаем свои жетоны и узнаем, какая команда победила.

(Подсчёт жетонов, награждение команд)

Все дети исполняют дружный хоровод.

«ХОРОВОД ДРУЖБЫ» муз Е.Тиличеевой, сл. В.Малкова