Цель: приобщение детей к миру прекрасного посредством слушания музыки, чтения стихов и изобразительной деятельности.
Задачи:
- развивать правильную, образную речь детей;
- расширять словарный запас детей;
- формировать основные певческие навыки (звукообразование, строй, ансамбль);
- формировать умение детей соединять пение с выразительными движениями;
- воспитывать любовь к прекрасному: музыке, живописи.
Материалы и оборудование:
- Музыкальный центр,
- Аудиозаписи: «Зимнее утро» П.И.Чайковского,
- Концерт «Зима» А.Вивальди 1-я часть,
- Мольберт. Зимний пейзаж. Тонированные листы. Кисточки. Гуашь. Тряпочки.
Предварительная работа:
- знакомство с творчеством П.И.Чайковского и А.Вивальди;
- слушание пьесы П.И.Чайковского «Зимнее утро»; 1-й части концерта Антонио Вивальди.
- рассматривание пейзажей знаменитых художников;
- разучивание песен, игр зимней тематики;
- чтение стихотворений о зиме;
Ход занятия
Под музыку дети входят в зал, рассаживаются за столики, продолжая слушать музыку.
Музыкальный руководитель: Добрый вечер всем. Сегодня наша музыкальная гостиная открыта для всех любителей и ценителей настоящего искусства-искусства слова, музыки и художественного творчества. Очень часто богемное общество собиралось вместе. Вот и мы последуем сегодня их примеру и поделимся впечатлениями о красоте зимней природы. Многие поэты воспевали красоту в стихах, художники - в картинах, а композиторы писали музыку. Мы уже слушали с вами произведения П.И.Чайковского для детей. В какой альбом они вошли? (ответы детей) Верно, в «Детский альбом».
Сейчас вы услышите пьесу П.И.Чайковского «Зимнее утро». Слушайте внимательно и скажите, какое настроение передает музыка? (слушание музыки- ответ детей)
Муз. руководитель: Когда вы слушали «Зимнее утро» П.И.Чайковского, какие картины вы себе мысленно нарисовали? (ответ детей)
- У меня возникла картина ненастного зимнего утра - темного, метельного, холодного неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно, то встревожено.
- А в каком темпе исполняется это произведение и почему?
Дети: Музыка вьюжная, быстрая, как будто бы метель разыгралась.
Муз. руководитель: Дети, вы много знаете стихов о зиме, а как вы думаете, какое из них точнее передает картину этого зимнего утра?
(дети по желанию читают стихи о зиме)
Музыкальный руководитель читает стихотворение С.Есенина.
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
(муз. руководитель предлагает послушать пьесу еще раз и изобразить её в движении с ленточками)
Музыкальная импровизация «Зимнее утро»
Муз. руководитель: Как красиво у вас получилось изобразить музыку движениями. Очень многие композиторы изображали картину зимы звуками! У замечательного итальянского композитора Антонио Вивальди (показывает портрет композитора) есть концерт для скрипки с оркестром, 1-й часть концерта А. Вивальди называется "Зима", где изображается картина суровой зимы, ненастной, вьюжной, морозной!
Слушание 1-й части концерта «Зима»
Муз. руководитель: Вы услышали 1-ю часть концерта. Какие музыкальные инструменты использовал композитор в данном произведении? Найдите их на моих карточках и выложите на фланелеграфе.
(Дети по приглашению музыкального руководителя выполняют задание)
Муз. руководитель: Какая музыка по настроению? Ответ детей.
Муз. руководитель: Это резкие, короткие порывы ветра; метёт снег, сыплются колкие снежинки. Природа скована стужей, застыла в оцепенении. Сам Антонио Вивальди написал к этой музыке такие слова: (на фоне музыки - первой части концерта "Зима", музыка А.Вивальди)
Закоченев под свежими снегами,
Под резким ветром, дующим в дуду,
Бежать, притопывая сапогами,
И ёжась, и дрожа на бешенном ветру!
Конечно, любит зима морозы трескучие, но бывают и оттепели. Поэтому и зимние дни такие разные - то сверкающие, солнечные, звонкие, то серые, ненастные, колючие.
А сейчас закройте глаза и слушайте…
Звучит фонограмма "Зимняя вьюга" (шумовой эффект)
Муз. руководитель: Ребята, как вы думаете, что вы слушали? Может быть, это легкий летний ветерок?
Дети. Зимняя вьюга, метель.
Муз. руководитель: Тогда выходите на ковер, становитесь врассыпную. Давайте подуем на свою руку, чтобы ветер был холодным. А теперь спойте так, чтобы звук был похож на завывание метели, и покажите рукой, как завывает метель.
Упражнение на развитие речевого дыхания "Метель":
Метель гудит, в трубе шумит.
Страшно одному.
А метель всё "у-у-у-у!"
(Показ волнообразных движений рукой, менять высоту голоса)
Муз. руководитель: Ой, как неуютно стало, даже страшно от такого ветра! А теперь мне захотелось с вами поиграть!
Игра «Эхо»
Музыкальный руководитель поёт по одной фразе романса «Зимняя дорога», дети - повторяют.
Муз. руководитель: Молодцы, ребята! На занятии мы вспомнили, как воспевали зиму поэты, композиторы, художники. Сегодня я хочу вам сделать сюрприз. У нас в гостях - Фея Красок. (Воспитатель группы)
(на середину зала выходит Фея Красок с белой кисточкой в руках)
Фея Красок (воспитатель или педагог по ИЗО): Ребята! Я - Фея Красок, пришла к вам с кистью и белой краской. Как вы думаете, почему я выбрала именно белую краску? (ответы детей)
Еще я приготовила для вас небольшую выставку репродукций известных художников. Давайте рассмотрим их и немного побеседуем:
- Какое время года изображено?
- По каким признакам вы догадались, что это зима?
- Какое время суток изобразил художник? Почему вы так решили? Обратите внимание, что на всех картинах - снег. Какой он разный. Давайте поиграем в игру «Снежинка». Представьте, что к вам на ладошку упала снежинка; чтобы снежинка не растаяла, нужно быстро назвать какую-нибудь примету зимы. Если вы не сможете назвать примету - я забираю снежинку (она тает), а если скажете, то я оставляю снежинку вам.
Игра «Снежинка»
При игре воспитатель кладет снежинку на ладонь ребенку. Если он не смог сказать примету, снежинку передаёт другому ребенку.
Фея Красок: Посмотрите, какие разные снежинки. Они не повторяются. А теперь пройдем к столам и попробуем нарисовать свою снежинку.
Художественное творчество «Снежинка»
Фея Красок: Какие разные снежинки у вас получились. Мне все очень нравятся. Украсим ими нашу группу
Муз. руководитель. Молодцы, ребята! На занятии мы вспомнили, как воспевали зиму поэты, композиторы, художники. Давайте подарим нашим гостям зимнюю песню.
(Дети исполняют песню по выбору музыкального руководителя)
Наша музыкальная гостиная закрывается. До новых встреч!!!