Организационный момент. Приветствие
Прежде, чем начать урок, создадим себе хорошее настроение.
Чтоб урок наш стал светлее -
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите.
Ей с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь!
Ребята, вы уже догадались, что у нас будет необычный урок, более объемный и сложный, чем всегда. Мы проведем интегрированный урок: урок русского языка и окружающего мира.
Слайд №1
Запишите число
Каллиграфическая минутка
ем, ете, ешь, ет, ут, ют, им, ите, ишь, ит, ат, ят
- Как, вы думаете, что обозначают записанные соединения? (личные окончания глаголов)
- Запишите словарные слова.
Дорога, огород, сирень, телефон, инженер, железо, ежевика, народ, интерес, ягода.
В каждом слове подчеркните первую букву. Соберите их. Какое слово у вас получилось? Запишите.
Запишите предложение.
Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
В 1950-1970 гг. огромных успехов достигла отечественная наука.
Как вы понимаете значение слова: достижение?
Достижение - это успех, положительный результа вашей деятельности, которого вы добились большими усилиями и трудом.
Ребята, попробуйте определить тему нашего урока.
Какие цели урока поставите?
Слайд №2
Игра «Вопрос-ответ»
Слайд №3
Прочитайте стихотворение.
О каком важном событии в истории страны рассказывает поэт?
- О каком чуде говорить автор стихотворения?
Это слово «первый» очень характерно для периода в истории нашей страны. Мы были первыми в спорте, науке, искусстве.
Работа в группе
- 1, 2, 3, 4 группы - выписывают из стихотворения глаголы прошедшего времени. Определяют число и род.
- 5, 6, 7, 8, 9 группы - выписывают из стихотворения глаголы настоящего времени.
Определите число, лицо.
Прошедшее время
- Свершилось- ед.ч. ср.р.
- Вернулся- ед.ч. м.р
- ворвался - ед.ч. м.р
Настоящее время
- Идёт - ед.ч. 3л.
- Обнимает - ед.ч. 3л.
- Целует - ед.ч. 3л.
- рукоплещет - ед.ч. 3л.
Проверка: члены одной группы отвечают, а другие оценивают. (жест)
Слайд №4
В эти годы началось освоение космоса.
Что вы знаете о Валентине Терешковой и об Алексее Леонове?
Слайд №5
Прочитайте текст.
- Назовите событие, которое произошло 4 октября 1957 года?
- Кем был Сергей Павлович Королёв?
- Сколько лет было Валентине Терешковой, когда к ней пришла слава?
- Почему её знали на всей планете?
- Кто первым вышел в открытый космос?
Работа в паре
Выпишите глаголы. Выделите окончание. Определите спряжение глаголов.
Слайд №6
Оценивание в паре.
Слайд №7
Наша страна была не только первой в развитии космоса, но в науке учёные совершали великие открытия.
Слайд №8
- Прочитайте и ответьте, в какой области науки прославил нашу страну учёный А.Н.Колмогоров? (в математике.)
- Какую пользу принесли его математические открытия в годы Великой Отечественной войны? (Его открытия пригодились в артиллерии.)
Задание. - Выпишите второе предложение. Выполните синтаксический разбор предложения.
Работаем самостоятельно. Один ученик у доски.
Слайд №9
Физминутка
Слайд №10
Наши спортсмены достигли выдающихся результатов в фигурном катании, гимнастике, хоккее, футболе, тяжёлой и лёгкой атлетике.
31 июля 1956 года в Москве за 450 дней построили спорткомплекс «Лужники». А несколько дней 5 августа в спорткомплексе состоялось открытие первой Спартакиады народов в СССР. В этом спорткомплексе проходила спортивная Олимпиада 80. Наши спортсмены завоевали 195 медалей: 80 - золотых, 69 - серебряных, 46 - бронзовых.
Слайд №11 (работа у доски)
Вставьте пропущенную букву. Выделите окончание. Определите число, лицо, спряжение.
- Старту. шь-
- Одоле. шь-
- Закаля. тся-
- Забива. те -
- Состяза. тся-
- Терп. т-
- Верт. те-
- Побед. м-
- Стел. шь-
Слайд №12
А вы, любите ходить в театр? Кто смотрел балет?
Слайд №13
Выпишите выделенное слово. Выполните морфологический разбор глагола.
(Один ученик работает у доски). 3 тетради на скорость
Слайд №14
В этот период по всей стране началось массовое строительство жилья. Люди стали переезжать из коммунальных в отдельные квартиры
Слайд №15 Рефлексия
Проверим себя «Да или нет»
Слайд №16 Оцените себя.
Слайд №17
Проверим знания по новой теме.
(группы оценивают друг друга)
Итог
- Достигли её?
- Теперь я предлагаю каждому оценить свои знания по изученной теме "Глагол - часть речи" и по новой теме «Достижения 1950-1970 годов».
У вас на столе лежат звезды желтого и красного цвета. Если вам на уроке было всё понятно и интересно, приклейте жёлтую звезду, а если вы не поняли тему урока - красную.
Домашнее задание
Оценки
А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока, теперь поднимите левую ладошку с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке - соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Чем в предложении является глагол? (сказуемым)
- Как подчеркивается?
- Разбирать глаголы, правильно употреблять их в устной и письменной речи вам поможет знание основных грамматических признаков глагола.
- Как изменяются глаголы?
- Изменяются по временам (настоящее, будущее и прошедшее время).
- В прошедшем времени глаголы изменяются по родам (м. р, ж. р, ср. р) и числам (ед.ч, мн.ч).
- Изменяется по лицам глаголы настоящего и будущего времени (1 лицо, 2 лицо, 3 лицо).
- Как называется изменение глаголов по лицам и числам?
- Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжение. Спрягаются глаголы в настоящем и будущем времени.
- Сколько спряжений имеет глагол?
- Глаголы имеют I и II спряжение.
- Какие личные окончания бывают у глагола?
- Ударные и безударные. Ударные окончания пишем так, как слышим. Безударные окончания проверяем.
- Как же проверить безударные личные окончания глаголов?
- Для этого необходимо поставить глагол в неопределенную форму.
- Если глагол в неопределенной форме оканчивается на -ить, то он II спряжения: клеить, жарить, строить.
- Ко II спряжению относятся еще 11 глаголов, которые в неопределенной форме оканчиваются не на -ить. Запомните их: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
- Все остальные глаголы относятся к I спряжению: тянуть, болеть, падать. Глаголы брить, стелить относятся также к I спряжению
Задание 5
Тестовая работа
№
|
Задание |
Ответ |
|
Все три глагола имеют неопределенную формугореть, учить, лечит |
|
|
В слове листа.шь безударная гласная И |
|
|
Все эти глаголы-исключения
|
|
|
Спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени |
|
|
Глагол встречаете - 1-го лица |
|
|
Окончания глаголов 2-го лица единственного числа -ешь, -ишь |
|
|
Во множественном лице глаголы 2-го лица имеют окончание -ут, -ют |
|
|
Все данные глаголы I спряжения
|
|
|
Безударные личные окончания глаголов мы можем проверить по неопределенной форме или глаголами 3 лица множественного числа |
|
|
Лицо и число глаголов можно определить по местоимениям |
|