Интегрированный урок по русскому языку и по окружающему миру "Повторение. Глагол. Достижения 1950–1970 гг."

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Ключевые слова: русский язык, окружающий мир


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Организационный момент. Приветствие

Прежде, чем начать урок, создадим себе хорошее настроение.

Чтоб урок наш стал светлее -
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите.
Ей с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь!

Ребята, вы уже догадались, что у нас будет необычный урок, более объемный и сложный, чем всегда. Мы проведем интегрированный урок: урок русского языка и окружающего мира.

Слайд №1

Запишите число

Каллиграфическая минутка

ем, ете, ешь, ет, ут, ют, им, ите, ишь, ит, ат, ят

- Как, вы думаете, что обозначают записанные соединения? (личные окончания глаголов)

- Запишите словарные слова.

Дорога, огород, сирень, телефон, инженер, железо, ежевика, народ, интерес, ягода.

В каждом слове подчеркните первую букву. Соберите их. Какое слово у вас получилось? Запишите.

Запишите предложение.

Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

В 1950-1970 гг. огромных успехов достигла отечественная наука.

Как вы понимаете значение слова: достижение?

Достижение - это успех, положительный результа вашей деятельности, которого вы добились большими усилиями и трудом.

Ребята, попробуйте определить тему нашего урока.

Какие цели урока поставите?

Слайд №2

Игра «Вопрос-ответ»

Слайд №3

Прочитайте стихотворение.

О каком важном событии в истории страны рассказывает поэт?

- О каком чуде говорить автор стихотворения?

Это слово «первый» очень характерно для периода в истории нашей страны. Мы были первыми в спорте, науке, искусстве.

Работа в группе

  • 1, 2, 3, 4 группы - выписывают из стихотворения глаголы прошедшего времени. Определяют число и род.
  • 5, 6, 7, 8, 9 группы - выписывают из стихотворения глаголы настоящего времени.

Определите число, лицо.

Прошедшее время

  • Свершилось- ед.ч. ср.р.
  • Вернулся- ед.ч. м.р
  • ворвался - ед.ч. м.р

Настоящее время

  • Идёт - ед.ч. 3л.
  • Обнимает - ед.ч. 3л.
  • Целует - ед.ч. 3л.
  • рукоплещет - ед.ч. 3л.

Проверка: члены одной группы отвечают, а другие оценивают. (жест)

Слайд №4

В эти годы началось освоение космоса.

Что вы знаете о Валентине Терешковой и об Алексее Леонове?

Слайд №5

Прочитайте текст.

- Назовите событие, которое произошло 4 октября 1957 года?

- Кем был Сергей Павлович Королёв?

- Сколько лет было Валентине Терешковой, когда к ней пришла слава?

- Почему её знали на всей планете?

- Кто первым вышел в открытый космос?

Работа в паре

Выпишите глаголы. Выделите окончание. Определите спряжение глаголов.

Слайд №6

Оценивание в паре.

Слайд №7

Наша страна была не только первой в развитии космоса, но в науке учёные совершали великие открытия.

Слайд №8

- Прочитайте и ответьте, в какой области науки прославил нашу страну учёный А.Н.Колмогоров? (в математике.)

- Какую пользу принесли его математические открытия в годы Великой Отечественной войны? (Его открытия пригодились в артиллерии.)

Задание. - Выпишите второе предложение. Выполните синтаксический разбор предложения.

Работаем самостоятельно. Один ученик у доски.

Слайд №9

Физминутка

Слайд №10

Наши спортсмены достигли выдающихся результатов в фигурном катании, гимнастике, хоккее, футболе, тяжёлой и лёгкой атлетике.

31 июля 1956 года в Москве за 450 дней построили спорткомплекс «Лужники». А несколько дней 5 августа в спорткомплексе состоялось открытие первой Спартакиады народов в СССР. В этом спорткомплексе проходила спортивная Олимпиада 80. Наши спортсмены завоевали 195 медалей: 80 - золотых, 69 - серебряных, 46 - бронзовых.

Слайд №11 (работа у доски)

Вставьте пропущенную букву. Выделите окончание. Определите число, лицо, спряжение.

  • Старту. шь-
  • Одоле. шь-
  • Закаля. тся-
  • Забива. те -
  • Состяза. тся-
  • Терп. т-
  • Верт. те-
  • Побед. м-
  • Стел. шь-

Слайд №12

А вы, любите ходить в театр? Кто смотрел балет?

Слайд №13

Выпишите выделенное слово. Выполните морфологический разбор глагола.

(Один ученик работает у доски). 3 тетради на скорость

Слайд №14

В этот период по всей стране началось массовое строительство жилья. Люди стали переезжать из коммунальных в отдельные квартиры

Слайд №15 Рефлексия

Проверим себя «Да или нет»

Слайд №16 Оцените себя.

Слайд №17

Проверим знания по новой теме.

(группы оценивают друг друга)

Итог

- Достигли её?

- Теперь я предлагаю каждому оценить свои знания по изученной теме "Глагол - часть речи" и по новой теме «Достижения 1950-1970 годов».

У вас на столе лежат звезды желтого и красного цвета. Если вам на уроке было всё понятно и интересно, приклейте жёлтую звезду, а если вы не поняли тему урока - красную.

Домашнее задание

Оценки

А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока, теперь поднимите левую ладошку с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке - соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке

  • Что обозначает глагол?
  • На какие вопросы отвечает глагол?
  • Чем в предложении является глагол? (сказуемым)
  • Как подчеркивается?
  • Разбирать глаголы, правильно употреблять их в устной и письменной речи вам поможет знание основных грамматических признаков глагола.
  • Как изменяются глаголы?
  • Изменяются по временам (настоящее, будущее и прошедшее время).
  • В прошедшем времени глаголы изменяются по родам (м. р, ж. р, ср. р) и числам (ед.ч, мн.ч).
  • Изменяется по лицам глаголы настоящего и будущего времени (1 лицо, 2 лицо, 3 лицо).
  • Как называется изменение глаголов по лицам и числам?
  • Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжение. Спрягаются глаголы в настоящем и будущем времени.
  • Сколько спряжений имеет глагол?
  • Глаголы имеют I и II спряжение.
  • Какие личные окончания бывают у глагола?
  • Ударные и безударные. Ударные окончания пишем так, как слышим. Безударные окончания проверяем.
  • Как же проверить безударные личные окончания глаголов?
  • Для этого необходимо поставить глагол в неопределенную форму.
  • Если глагол в неопределенной форме оканчивается на -ить, то он II спряжения: клеить, жарить, строить.
  • Ко II спряжению относятся еще 11 глаголов, которые в неопределенной форме оканчиваются не на -ить. Запомните их: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
  • Все остальные глаголы относятся к I спряжению: тянуть, болеть, падать. Глаголы брить, стелить относятся также к I спряжению

Задание 5

Тестовая работа

Задание

Ответ

Все три глагола имеют неопределенную формугореть, учить, лечит

В слове листа.шь безударная гласная И

Все эти глаголы-исключения
гнать, держать, писать, дышать

Спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени

Глагол встречаете - 1-го лица

Окончания глаголов 2-го лица единственного числа -ешь, -ишь

Во множественном лице глаголы 2-го лица имеют окончание -ут, -ют

Все данные глаголы I спряжения
мечтает, учит, стирает

Безударные личные окончания глаголов мы можем проверить по неопределенной форме или глаголами 3 лица множественного числа

Лицо и число глаголов можно определить по местоимениям