Цель: Обогащение словаря, овладение активной речью, формирование патриотических чувств, формирование первых представлений о родах войск, о защитниках Отечества, формирование умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, развитие произвольного поведения.
Задачи:
- Систематизировать знания детей о Российской армии. Формировать первые представления об особенностях военной службы;
- Сформировать представления о родах войск, о защитниках Отечества.
- Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых Российских воинов, любовь к Родине, к родным, воспитывать доброту, умение дружить.
- Развивать речь, память, мышление, воображение, внимание.
Оборудование: конверты с частями военной техники (военный самолет, военный корабль, танк), иллюстрации с изображением военных и военной техники, российский флаг.
Ход занятия
Дети входят, маршируя и проговаривая речёвку:
Мы пока еще ребята,
А шагаем, как солдаты!
Будем в армии служить,
Будем Родину хранить.
Воспитатель: - На месте стой! Раз, два! Налево! Раз, два!
Ребята, к нам сегодня пришли гости. Поздороваемся с ними по-военному:
Дети: «Здравия желаем!»
В: (Слайд 1). Ребята, как называется наша страна, в которой мы с вами живем?
Д: Россия.
В. Верно, наша страна называется Россия. Наша родная земля прекрасна! Мы любуемся её красотой! На земле много стран и не всегда они живут дружно. Иногда бывают войны. Как вы думаете, кто может защитить нашу страну.
Д: Армия, защитники Отечества.
В: Все правильно. Страну защищает Армия. И в нашей стране есть Армия или по-другому называется Вооруженные силы. В армии служат военнослужащие. Как вы считаете, кто такие военнослужащие?
Д: Это люди, воины.
В: Военнослужащие - это воины, которые служат в армии, защищали и защищают нашу Родину.
Р:
Мы защитники страны,
Тренированы, сильны,
Пограничники, танкисты,
Летчики и моряки.
Службу мы несем везде:
На земле и на воде.
Военнослужащих так и называют - защитники Отечества. А, что такое Отечество?
Д: Это наша страна, где мы родились, выросли, это наша Родина, наша родная земля.
В: Все верно. Ребята у каждого человека есть свой собственный праздник - День рождения. В этот день его поздравляют, дарят подарки. Такой праздник есть и у нашей Российской Армии. Он называется День защитников Отечества.
Р:
День такой у нас один -
Праздник мальчиков, мужчин.
Отмечает вся страна -
Двадцать третье февраля.
Этот день все знать должны -
День защитников страны.
В: Зачем нужна Армия в мирное время?
В мирное время они учатся. Проводят учебные сражения, учения в морях лесах, степях, горах. Изучают военную технику, учатся управлять боевой техникой, стрелять из всех видов оружия.
В: Чтобы защищать нашу страну со всех сторон, существуют различные виды войск, которые несут службу и на суше, в воздухе и на воде.
(Слайд 2). Вооруженные силы можно разделить на три главных группы - это:
- Сухопутные войска;
- Военно-Космические силы;
- Военно-Морские силы или Военно-Морской флот.
(Слайд 3). А кто защищает нашу страну на суше, на земле?
Д: Сухопутные войска.
В: На земле нас охраняют Сухопутные войска. В сухопутных войсках служат пограничники, ракетчики, танкисты.
(Слайд 4). В: Как называются войска, которые защищают нашу Родину в небе?
Д: Военно-Космические войска.
В: Все верно. Боевые самолеты, летчики, десантники все они составляют Военно-Космические силы и готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха.
(Слайд 5). Как называются войска, которые охранят нашу морскую границу?
Д: Военно-морской флот.
В: Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки - все они и составляют морской флот.
В: Есть такая профессия Родину защищать. И сейчас мы с вами поговорим о военных профессиях.
(Слайд 6).
В: Итак, первая профессия, с которой мы сегодня познакомимся, в первой загадке:
Р:
Он на страже рубежей
День и ночь в дозоре.
Охраняет он страну
От беды и горя.
Друг - собака у него,
Он в стрельбе отличник.
С автоматом на плече
Это - … (пограничник).
В: Кто из вас знает, кто такие пограничники?
Д: Ответы детей.
(Слайд 7).
В: Пограничники - это военнослужащие, которые охраняют нашу границу. Они служат в пограничных войсках.
Как вы считаете, к какому роду войск можно отнести пограничные войска - Военно-Морской флот? Сухопутные войска? Военно-Космические войска?
Д: Сухопутные войска.
В: Молодцы. Пограничники стоят на страже границ нашей страны. Нести нелегкую службу пограничникам помогают специально обученные собаки. Собака помогает пограничникам, идёт по следу. Их главная задача - не пропускать через границу вооруженных вражеских людей.
Физкультминутка «Мы солдаты» (движения по тексту)
Солдаты выстроились в ряд и готовы идти на парад.
Левой - раз, левой - раз, посмотрите все на нас.
Мы захлопали в ладоши, дружно, веселее,
Застучали наши ножки громче и быстрее.
По коленочкам ударим, тише, тише, тише,
Ручки наши поднимаем, выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки, опустились.
Мы на месте покружились и остановились.
(Слайд 8).
В: Следующая загадка:
Р:
Его машина вся в броне,
Как будто черепаха.
Ведь на войне как на войне,
Здесь не должно быть страха!
Ствол орудийный впереди:
Опасно! Враг, не подходи! (Танкист)
В: Кто такие танкисты?
Д: Ответы детей.
(Слайд 9).
В: Все верно, есть такая профессия танкист, несут службу они в Танковых войсках. Танки - самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности. Танки снабжены пушками и пулемётами.
В: А к какому роду войск можно отнести Танковые войска?
Д: К Сухопутным.
(Слайд 10).
В: Следующая профессия:
Р:
Он на мостике стоит
И в бинокль морской глядит,
Не страшит девятый вал -
Крепко держит он штурвал.
Он на судне - царь и пан.
Кто же это? (капитан)
В: Как вы думаете, к каким войскам относится моряк?
Д: Морской флот.
(Слайд 11).
В: Все правильно. Морские просторы нашей Родины защищают военные корабли - там служат моряки. Большие надводные корабли оснащены пушками, зенитками, ракетами, бомбами. Они защищают нашу Родину на воде. На корабле всегда есть капитан. А также штурман, прокладывающий в море курс.
В: послушайте загадку и догадайтесь, о чем идет речь?
Р:
Под водой железный кит,
Днём и ночью кит не спит,
Днём и ночью под водой
Охраняет твой покой. (подводная лодка)
Д: Подводная лодка.
В: Все верно. Помимо боевых кораблей наши водные просторы защищают подводные лодки.
В: Подводный лодки - атомные подводные лодки. Они поражают суда противника особыми большими снарядами-торпедами.
Боевые корабли, подводные лодки - вся эта техника и составляет морской флот.
Корабли выполняют задачи на воде, а подводные лодки под водой.
(Слайд 12). В: Теперь послушаете следующую загадку:
Р:
Самолёт стоит на взлёте,
Я готов уж быть в полёте.
Жду заветный тот приказ,
Защищать, чтоб с неба вас! (Летчик)
Д: Летчик.
(Слайд 13).
В: Ребята, а чем управляют военные летчики в небе?
Д: Боевыми самолетами, вертолетами.
В: А к какому роду войск можно отнести профессию-летчик?
Д: Военно-Воздушные силы.
(Слайд 23).
В: Военно-Воздушные силы готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. Это боевые самолеты и вертолеты. Самолет управляется экипажем летчиков - это пилоты, штурман, который прокладывает курс самолета в небе. Летчики носят красивую голубую форму под цвет неба. Лётчики - должны не бояться высоты и уметь в критической ситуации брать ответственность на себя, должны обладать великолепным здоровьем, самообладанием, умение мгновенно оценивать обстановку и принять решение, смелостью и решимостью.
Физкультминутка.
Самолёты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолёты полетели, (руки в стороны)
На поляну тихо сели, (присели, руки к коленям)
Да и снова полетели. (руки в стороны с ритмичными наклонами)
Игра «Военная техника»
В: Ребята в армии, в каждом роду войск, служат люди разных военных профессий. Сейчас вы получите боевое задание, и будете выполнять его командами. Задание каждой команды в конвертах. В них находятся разрезанные картинки, на которых изображена военная техника, ваша боевая задача - собрать правильно рисунок.
Дети самостоятельно определяются с выбором команды, и назначают командира.
В: Задание понятно, команды готовы? Тогда подойдите к столам и приступайте к выполнению боевого задания! Успехов вам!
Каждая команда получает конверт с задание, собирают разрезанные картинки: «Военный самолет», «Военный корабль», «Танк».
В: Изображение, какой военной техники вам удалось собрать? (танк, военный корабль, военный самолет)
В: Ребята, скажите какими качествами должны обладать военнослужащие?
Д: Сильными, умными, ловкими, находчивыми, хитрыми, сообразительными, выносливыми, быстрые и смелые.
В: -Что нового вы сегодня узнали? Что было трудно? Что понравилось? Какие должны быть настоящие солдаты? (ответы детей)
Наша армия родная
И отважна, и сильна.
Никому не угрожает,
Охраняет мир она.
Я надеюсь, что, когда вы вырастете, тоже станете достойными гражданами нашей великой страны, нашей Родины. Будете хорошими защитниками нашей Родины. Вы все молодцы! Сегодня вы проявили смекалку и сплочённость, показали свои знания и навыки.