Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе. Буква «Я»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: буква «Я»


Цель: Обозначать правильно буквы «Я» звуками.

Задачи:

  • Формировать у детей понятие, что сочетание звуков [й а], слышится в начале слова и после гласного звука и образует слог, слоговом составе слова; закреплять умение определять первый звук в слове, производить звуковой анализ слова.
  • Закреплять умение дифференцировать гласные и согласные.
  • Развивать умение составлять предложения с использованием определенных слов.
  • Развивать фонематический слух, внимание, зрительное восприятие. Воспитывать самостоятельность, активность.

Оборудование: предметные картинки с буквой Я, карандаши, тетради.

Ход занятий

Организационный момент

Воспитатель: А сейчас мы напишем диктант Н О Л У А М Р Ы

Скажите, что мы с вами писали? (БУКВЫ)

Воспитатель: А что я диктовала? (ЗВУКИ) Чем звук и буква различаются? (ЗВУКИ МЫ СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ, А БУКВЫ МЫ ВИДИМ И ПИШЕМ)

Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас загадки.

1.

Круглое, румяное,
Я росту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (яблоко)

2.

Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (язык)

3.

Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (яйцо)

4.

Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но - ах-
Удрала, а хвост в руках (ящерица)

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием, отгадали загадки. А теперь ответьте на такой вопрос, какая же буква объединяет все эти слова?

Дети: буква {Я} Скажите, какой первый звук ты слышишь в словах «яблоко», «язык», «яйцо», «ящерица»? [йа]. Давай вместе произнесём сочетание этих звуков [йа]. Обрати внимание, при произнесении этих звуков, сначала образуется небольшое препятствие, затем голос идёт свободно. Как вы думаешь, почему так происходит? Сначала произносим звук [й], он согласный, затем [а], этот звук гласный и тянется. Буква Я - гласная. (На мальберт прикрепляется буква Я)

Воспитатель: Сколько элементов у буквы Я. Назовите их.

Воспитатель: Правильно. Одной длинной палочки, полукруга, и коротенькой палочки. Вот как гордо ножка отставлена у буквы Я. (Пишет на мольберте) Буква{ Я} самая большая хвастунишка. Только и повторяет Я-Я-Я. Буква Я кричит: «Друзья! Всех скромней, конечно, я!» Посмотрите на что еще похожа букву Я? (картинки переворачивает,)

Дети: На ветку с яблоком, на скворечник.

Воспитатель: Ребята эта буква ещё и хитрая.

Послушайте историю: «В одном домике жили буква ( А,У,Э,О) Какие это буквы? (гласные). Характеристику гласных букв (их можно петь, тянуть). Вот как -то вечерком уселись буквы на лужайке возле домика и стали петь. А-А О-О У-У Э-Э; Давайте вместе споём. Дети проговаривают звуки, поют.

А в это время мимо их домика проходила буква (Й) услышала, как поют буквы и ей тоже захотелось научиться петь. Научите меня петь, сказала буква (Й). Хорошо сказали буквы. Вставай к нам. И к букве (Й) встала (А) и стали они петь ЙА---Я; ЙА---Я.

Воспитатель: Ребята давайте вместе потренируемся. Дети повторяют Й-А; Й-А; Й+А=Я. Попробуйте отгадать , какие звуки спрятала в себе (Я). Что вы слышите дети? Правильно, буква Я спрятала в себе целых два звука . (Й) и (А). Вот почему назвала её хитрой. Эту букву можно петь, значит буква (Я) гласная. Звук «я» [йа] - имеет двойной звук. Буква одна, а звуков два: [й], [а].

Слова с буквой Я

Воспитатель: Дети, назовите слова в которых есть буква Я.

Дети: Яблоко, ящерица, поляна, якорь, яйцо и т.д.

Воспитатель: А теперь, ребята, нам нужно поработать в тетрадях (дети проходят за столы)

А что бы вы писали красиво нужно сделать пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Воспитатель: Ребята, напомните мне буква Я какая гласная или согласная? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно гласная, поэтому какой возьмёте карандаш?

Дети: Красного цвета.

Воспитатель: Сначало букву Я в слоговом домике обводим по точкам, затем заселяем в пустые клеточки самостоятельно.

Чтение слогов

Язычок наш тоже хочет приготовиться к занятию

Расслабиться -- мя- мя- мя- мя.

Причесаться - «причёсываем язычок».

Посмотрел на себя с одной стороны, с другой стороны - упражнение «Часики».

Вот теперь и он готов к занятию.

Воспитатель: Давайте вместе прочитаем слоги «ЛА-ЛЯ», «МА-МЯ», «НА-НЯ», «РА-РЯ».

Одинаково ли звучат согласные?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, звучание согласной зависит от того, какая гласная написана после неё: если А, то согласная звучит твёрдо, если Я - то мягко.

Мягкие согласные будем обозначать в схеме слова зелёным квадратом. Как обозначаются в схеме слова твёрдые согласные?

Дети: Синим квадратом.

Чтение и фонетический разбор слов

Воспитатель: Прочитаем вместе слово «МАЛ».

Какой первый звук, второй, третий?

Дети: Первый - твёрдый согласный, второй - гласный, третий - тоже твёрдый согласный.

Воспитатель: Закрасьте в прямоугольнике квадраты условными обозначениями звуков.

Прочитаем вместе слово «МЯЛ». Какой первый звук, второй, третий?

Дети: Первый - мягкий согласный, второй - гласный, третий - тоже твёрдый согласный.

Воспитатель: Закрасьте в прямоугольнике квадраты условными обозначениями звуков. Теперь проверьте себя, все справились?

Игра «Скажи ласково»

НА-НЯ, Са -…, ТА-…, ЛА-, КА-..;

Игра «Поймай звук в ладошки»

Дети хлопают в ладоши, услышав звук {Йа}среди гласных звуков: 0-я-ы-э-я-и-я-…

Физкультминутка

Занимались мы, устали,
А потом мы дружно встали.
Ручками похлопали - раз, два, три.
Ножками потопали - раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И занятие начнем. (Садятся)

Игра «Да - нет»

Дети говорят ДА», если в слове есть звук (Я); и «нет», если этот звук в слове отсутствует: яблоко, цапля, кошка, моряк, яйца, роза, якорь, огурец, ящерица, арбуз.

Игра «Измени слово»

Изменить слово так, чтобы в нём появился звук (Я):

  • утёнок -утята,
  • котенок - котята,
  • козлёнок - козлята,
  • лисёнок - лисята,
  • телёнок - телята,
  • львёнок - львята,
  • поросёнок - поросята.

Итог занятия

Воспитатель: С какой буквой вы познакомились?

Дети: С буквой { Я }

Воспитатель: Что вы узнали про букву { Я }?

Дети: Что она состоит из двух звуков.