Цель: Обозначать правильно буквы «Я» звуками.
Задачи:
- Формировать у детей понятие, что сочетание звуков [й а], слышится в начале слова и после гласного звука и образует слог, слоговом составе слова; закреплять умение определять первый звук в слове, производить звуковой анализ слова.
- Закреплять умение дифференцировать гласные и согласные.
- Развивать умение составлять предложения с использованием определенных слов.
- Развивать фонематический слух, внимание, зрительное восприятие. Воспитывать самостоятельность, активность.
Оборудование: предметные картинки с буквой Я, карандаши, тетради.
Ход занятий
Организационный момент
Воспитатель: А сейчас мы напишем диктант Н О Л У А М Р Ы
Скажите, что мы с вами писали? (БУКВЫ)
Воспитатель: А что я диктовала? (ЗВУКИ) Чем звук и буква различаются? (ЗВУКИ МЫ СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ, А БУКВЫ МЫ ВИДИМ И ПИШЕМ)
Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас загадки.
1.
Круглое, румяное,
Я росту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (яблоко)
2.
Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (язык)
3.
Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (яйцо)
4.
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но - ах-
Удрала, а хвост в руках (ящерица)
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием, отгадали загадки. А теперь ответьте на такой вопрос, какая же буква объединяет все эти слова?
Дети: буква {Я} Скажите, какой первый звук ты слышишь в словах «яблоко», «язык», «яйцо», «ящерица»? [йа]. Давай вместе произнесём сочетание этих звуков [йа]. Обрати внимание, при произнесении этих звуков, сначала образуется небольшое препятствие, затем голос идёт свободно. Как вы думаешь, почему так происходит? Сначала произносим звук [й], он согласный, затем [а], этот звук гласный и тянется. Буква Я - гласная. (На мальберт прикрепляется буква Я)
Воспитатель: Сколько элементов у буквы Я. Назовите их.
Воспитатель: Правильно. Одной длинной палочки, полукруга, и коротенькой палочки. Вот как гордо ножка отставлена у буквы Я. (Пишет на мольберте) Буква{ Я} самая большая хвастунишка. Только и повторяет Я-Я-Я. Буква Я кричит: «Друзья! Всех скромней, конечно, я!» Посмотрите на что еще похожа букву Я? (картинки переворачивает,)
Дети: На ветку с яблоком, на скворечник.
Воспитатель: Ребята эта буква ещё и хитрая.
Послушайте историю: «В одном домике жили буква ( А,У,Э,О) Какие это буквы? (гласные). Характеристику гласных букв (их можно петь, тянуть). Вот как -то вечерком уселись буквы на лужайке возле домика и стали петь. А-А О-О У-У Э-Э; Давайте вместе споём. Дети проговаривают звуки, поют.
А в это время мимо их домика проходила буква (Й) услышала, как поют буквы и ей тоже захотелось научиться петь. Научите меня петь, сказала буква (Й). Хорошо сказали буквы. Вставай к нам. И к букве (Й) встала (А) и стали они петь ЙА---Я; ЙА---Я.
Воспитатель: Ребята давайте вместе потренируемся. Дети повторяют Й-А; Й-А; Й+А=Я. Попробуйте отгадать , какие звуки спрятала в себе (Я). Что вы слышите дети? Правильно, буква Я спрятала в себе целых два звука . (Й) и (А). Вот почему назвала её хитрой. Эту букву можно петь, значит буква (Я) гласная. Звук «я» [йа] - имеет двойной звук. Буква одна, а звуков два: [й], [а].
Слова с буквой Я
Воспитатель: Дети, назовите слова в которых есть буква Я.
Дети: Яблоко, ящерица, поляна, якорь, яйцо и т.д.
Воспитатель: А теперь, ребята, нам нужно поработать в тетрадях (дети проходят за столы)
А что бы вы писали красиво нужно сделать пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Воспитатель: Ребята, напомните мне буква Я какая гласная или согласная? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно гласная, поэтому какой возьмёте карандаш?
Дети: Красного цвета.
Воспитатель: Сначало букву Я в слоговом домике обводим по точкам, затем заселяем в пустые клеточки самостоятельно.
Чтение слогов
Язычок наш тоже хочет приготовиться к занятию
Расслабиться -- мя- мя- мя- мя.
Причесаться - «причёсываем язычок».
Посмотрел на себя с одной стороны, с другой стороны - упражнение «Часики».
Вот теперь и он готов к занятию.
Воспитатель: Давайте вместе прочитаем слоги «ЛА-ЛЯ», «МА-МЯ», «НА-НЯ», «РА-РЯ».
Одинаково ли звучат согласные?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно, звучание согласной зависит от того, какая гласная написана после неё: если А, то согласная звучит твёрдо, если Я - то мягко.
Мягкие согласные будем обозначать в схеме слова зелёным квадратом. Как обозначаются в схеме слова твёрдые согласные?
Дети: Синим квадратом.
Чтение и фонетический разбор слов
Воспитатель: Прочитаем вместе слово «МАЛ».
Какой первый звук, второй, третий?
Дети: Первый - твёрдый согласный, второй - гласный, третий - тоже твёрдый согласный.
Воспитатель: Закрасьте в прямоугольнике квадраты условными обозначениями звуков.
Прочитаем вместе слово «МЯЛ». Какой первый звук, второй, третий?
Дети: Первый - мягкий согласный, второй - гласный, третий - тоже твёрдый согласный.
Воспитатель: Закрасьте в прямоугольнике квадраты условными обозначениями звуков. Теперь проверьте себя, все справились?
Игра «Скажи ласково»
НА-НЯ, Са -…, ТА-…, ЛА-, КА-..;
Игра «Поймай звук в ладошки»
Дети хлопают в ладоши, услышав звук {Йа}среди гласных звуков: 0-я-ы-э-я-и-я-…
Физкультминутка
Занимались мы, устали,
А потом мы дружно встали.
Ручками похлопали - раз, два, три.
Ножками потопали - раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И занятие начнем. (Садятся)
Игра «Да - нет»
Дети говорят ДА», если в слове есть звук (Я); и «нет», если этот звук в слове отсутствует: яблоко, цапля, кошка, моряк, яйца, роза, якорь, огурец, ящерица, арбуз.
Игра «Измени слово»
Изменить слово так, чтобы в нём появился звук (Я):
- утёнок -утята,
- котенок - котята,
- козлёнок - козлята,
- лисёнок - лисята,
- телёнок - телята,
- львёнок - львята,
- поросёнок - поросята.
Итог занятия
Воспитатель: С какой буквой вы познакомились?
Дети: С буквой { Я }
Воспитатель: Что вы узнали про букву { Я }?
Дети: Что она состоит из двух звуков.