«Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое» - писал Л.С.Выготский.
На современном этапе перед системой образования встала необходимость раскрытия творческого потенциала личности ребенка, как важной базы для установления им своей жизненной стратегии в будущем.
Детское творчество представляет огромный потенциал и большие возможности не только для развития творческих способностей, но и творческой индивидуальности ребенка уже в самом начале его жизненного пути, а также является активной формой развития личности. С этой целью в дошкольных учреждениях вводятся все новые и новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка.
Одним из эффективных способов формирования творчески-развитой личности являются занятия с применением арт-терапевтических техник. Сегодня специально созданное оборудование, такое как световой стол и песочные планшеты, позволяет применять в детском саду нетрадиционные методы рисования - рисование цветным кварцевым песком.
Техника рисования песком - один из самых необычных способов творческой деятельности детей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения стимулирует развитие детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Цветной кварцевый песок - это и замечательный сенсорный материал, и предметно-игровая среда, и материал для изобразительной творческой деятельности детей, и средство для развития речи (на занятиях используются сказки, рассказы, легенды, беседы, презентации и пр.) и познавательных процессов (внимания, восприятия, творческого воображения, образного мышления, пространственных представлений и т.п.).
Рисование песком - это отличное средство для развитие мелкой моторики рук, глазомера и координации (работают и пальчики, и ладошки). При рисовании песком используются обе руки, иногда одновременно, что благотворно влияет на развитие правого и левого полушария, а также их взаимодействия.
Также на занятиях используется световой стол. Обводка рисунков на световом столе развивает усидчивость, наблюдательность, умение подмечать малозаметные компоненты.
Темы занятий переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.) Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла детей. Такое построение занятий способствует более успешному освоению детьми основной образовательной программы дошкольного образования.
Я в своей коррекционно-развивающей работе активно использую технику песочного рисования с детьми старшего дошкольного возраста.
Перед началом занятия подготавливаются необходимые материалы и оборудование: световой стол, листы с контурами отдельных предметов или пейзажей, стеклянные планшеты, емкости с кварцевым песком разного цвета, пластмассовые ложки, песочные карандаши, клей ПВА, влажные салфетки.
Занятия начинаем с приветствия (упражнение «Ручеек радости» или игры «Мое звонкое имя», «Давайте, поздороваемся» и др.). Такого рода игры раскрепощают детей, создают положительный эмоциональный настрой.
Затем подвожу детей к теме и цели занятия с использованием художественного слова, беседы, презентаций, иллюстраций и т.д.
Перед тем как дети приступят к выполнению творческой работы, обязательно напоминаю правила техники безопасности при работе с песком (не кидаться песком, не разбрасывать его, осторожно насыпать, пересыпать, не поднимать руки с песочными карандашами высоко, не бросать пособия, пользоваться ими бережно, работать только на столе или планшете, ни в коем случае не тереть грязными руками глаза, лицо, вымыть сначала руки и т.п.)
Затем провожу пальчиковую гимнастику для подготовки руки к работе с песочными карандашами.
Сначала приступаем к обводке рисунков на световом столе. Под стеклянным планшетом на световом столе располагаются листы с контурами предметов. Дети насыпают ложками песок нужного цвета в песочные карандаши и обводят силуэты предметов, затем лист убирается и на планшете остается цветной рисунок предмета. Красивое маленькое чудо! Аналогично выполняются работы на бумаге, только песок насыпается на контуры, обведенные клеем. Нанесение клея и песка происходит поэтапно. Лишний песок периодически стряхивается в корзинку.
Если у детей отмечается усталость в процессе занятия, проводится физкультминутка.
В заключительной части занятия я также применяю упражнения для развития способности рефлексии.
Создание картины песком - увлекательный процесс, дети чувствуют себя настоящими художниками, испытывают чувство удовлетворения от результата своего труда, что в свою очередь повышает самооценку и уверенность в своих силах.
Рисунки, выполненные песком, получаются очень оригинальными, реалистичными, объемными и красивыми!
С этой темой можно познакомиться более подробно в литературе
- Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии» СПБ., Речь, 2003г.
- Зеленцова - Пешкова «Игры с песком для детей дошкольного возраста».
- Никитина О.Н. Соснина М.В. «Метод «Sand-Art». Ресурсы рисования песком». Спб, 2012г.
- Тупичкина Е.А. «Мир песочных фантазий. Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «Sand-Art»., М., Аркти 2018г.