Урок литературного чтения. Л.Н.Толстой "Детство". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: литературное чтение, Л.Н.Толстой, семейные ценности, Л.Н.Толстой «Детство»


Технологическая карта открытого урока по ФГОС

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 4.

Задачи:

  • Расширить знания учащихся о личной и творческой биографии писателя Л.Н.Толстого;
  • Познакомить с автобиографической трилогией «Детство», «Отрочество», «Юность»;
  • Развивать умения выразительно читать произведение, уметь анализировать прочитанный текст,
  • передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл произведения;
  • Воспитывать любовь к родителям и уважение к людям,

Цель: Формирование ценности семьи через знакомство с повестью «Детство» Л.Н.Толстого.

Планируемые образовательные результаты:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений,
  • освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным и другим людям,
  • осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора,
  • овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации,
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения,

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии,
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей, создавать устные и письменные тексты,

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата,
  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения,
  • характеризовать героев, давать оценку их поступкам,
  • объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря,
  • участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;

Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

Мотивационно-целевой

- Приветствие учащихся.
Упражнение по выработке навыка чтения «Жужжащее чтение» 2 минуты (чтение художественной книги)

- Ребята, начнём наш урок с эпиграфа прошлого урока.

«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».

- Давайте будем совершать добрые дела вместе, тогда и жить станет намного приятнее! (Слайд 1 на доске) Презентация
- Я зачитаю вам высказывания классиков русской литературы, а вы догадайтесь о каком писателе идёт речь?

  • «Величайший и единственный гений современной Европы, величайшая гордость России.» Александр Блок
  • «Не зная…. нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком.» Максим Горький

- Молодцы, ребята. Правильно, эти слова сказаны о Льве Николаевиче Толстом, писателе мировой величины. (Слайд 2 на доске)
- Ребята, посмотрите на портрет Л.Н.Толстого, вглядитесь в его лицо.
«Лицо его - лицо человечества » так сказал о нём русский писатель Дмитрий Сергеевич Мережковский.

- Ребята, на прошлом уроке мы говорили о жизни и творчестве Л.Н.Толстого.
- Давайте проверим, что вы помните о писателе?
- Пожалуйста, в Рабочем листе урока найдите Задание № 1 «Продолжите высказывания» и запишите правильные ответы.

Задание 1. Продолжи высказывания:

  • Л.Н. Толстой родился -, а умер -
  • Родился и жил он в основном в -
  • Л.Н. Толстой рано остался без -
  • В Ясной Поляне он открыл -
  • Л.Н. Толстой сам написал для них -
  • Всю свою жизнь он посвятил -
  • Полное Собрание Сочинений составляет -

- Давайте проверим и оценим ответы, рядом с верным ответом поставьте 1 балл, с неверным 0 баллов.
- Пожалуйста, поднимите руку, кто ответил правильно на все вопросы. Молодцы.

- Ребята, поиграем в игру «Знаю, узнал».

- Я буду рассказывать интересные факты из жизни Л.Н.Толстого, если вы уже знаете про это, то после моей фразы встаньте и негромко скажите «знаю», а если нет, то сидя на своём рабочем месте, скажите «узнал».

1. В жизни Л.Н.Толстой терпеть не мог, когда лают собаки.
2. Не любил вишню.
3. Лев Николаевич не ел мясо и был вегетарианцем.
4. В пожилом возрасте перестал носить обувь и ходил исключительно босиком.
5. У него был ужасный почерк.
6. Он очень любил детей.

- Умницы. Я очень рада, что вы так много знаете о жизни писателя.

- Пожалуйста, в Рабочем листе урока найдите Задание №2 «Прочитайте отрывки из рассказов и соедините с названием».

А) «Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой.
Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась обезьяна. (Прыжок)

Б) На корабле с ними было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе. (Акула)

В) Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принёс в зверинец.
Его пустили смотреть, собачонку взяли и бросили ко льву на съедение (Лев и собачка)

- Давайте проверим и оценим ответы, рядом с верным ответом поставьте 1 балл, с неверным 0 баллов.
- Пожалуйста, поднимите руку, кто ответил правильно на все вопросы. Молодцы.
(на доске перевёрнутые карточки с названиями)

Определение темы и задачи урока.
- Ребята, посмотрите, осталась одна карточка с названием произведения, оно знакомо вам?
- А вы читали это произведение?
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
- Правильно, сегодня мы познакомимся с отрывком из повести «Детство».

Основной

Это произведение является трилогией.
- Ребята, скажите, какую цифру вы услышали в этом слове?
- Какое лексическое значение имеет это слово?
- Давайте посмотрим в Толковом словаре С.И.Ожегова.
(Читает ученик)
- Трилогия - литературное произведение, состоящее из трёх самостоятельных произведений, объединённых в одно целое общим замыслом.
- Кто догадался, сколько частей должно быть в этой повести? (Слайд 3 на доске)

- Пожалуйста, в Рабочем листе урока найдите Задание №3 «Внимательно прочитайте сведения из биографии Л.Н.Толстого».
- Л.Н.Толстому было 23 года, когда он решил написать историю своей жизни. Л.Н.Толстой всегда был заинтересован жизнью обычного русского человека. В 1851 году он был на Кавказе вместе со своим братом. В то время он основательно взялся за написание повести «Детство». Это была первая часть трилогии. Многие истории были взяты из жизни самого Льва Николаевича. Он в раннем возрасте потерял маму и разбирался в себе с самого рождения. Работа над повестью продолжалась больше года, и в 1852 году повесть вышла в свет и очень понравилась читателям. Именно на Кавказе Лев Николаевич сделал свой самый главный выбор в жизни - он стал писателем.
Эта трилогия необычная. Она автобиографическая.
- Кто знает, что такое повесть?
(Повесть это литературное произведение, которое рассказывает о важном эпизоде в жизни человека)
- Что значит повесть автобиографическая?
(Это описание своей собственной жизни)
- Как вы думаете, о чём будет говориться в отрывке «Детство»?
- Прочитайте ответ на вопрос в Рабочем листе.
-Толстой будет рассказывать о себе, только в художественной форме, повествование, в котором ведётся от лица главного героя 10 летнего мальчика Николеньки Иртеньева, который будет переживать его чувства.
(Слайд 4 на доске)
- Ребята, а вам интересно узнать, почему в 23 года решил написать о детстве?
- Каким было детство писателя?
- Какая роль матери в формировании личности писателя?
- Какова роль детства в жизни человека?
- Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы, прочитав отрывок, это и станет целью нашего урока.

1. Целостное первичное чтение.
(Чтение отрывка учителем.)
- Ребята, я прочитаю отрывок, а вы постарайтесь ответить на вопросы.
- О чём этот рассказ?
- Назовите героев рассказа?
- С какой целью написан рассказ?
(Слайд 5 на доске)
2. Чтение отрывка учащимися. (вслух читают дети)
- При чтении текста над словами и выражениями непонятными для вас, поставьте карандашом точку.

1. Встаньте, вытяните руки перед собой, скрестите и положите на грудь, прижмите к сердцу, закройте глаза, вздохните глубоко и подумайте о самом любимом вашем человеке.
2. Нарисуйте в воздухе сердечко, отпустите его и подуйте на него, пусть оно летит к вашим родителям.
3. Улыбнитесь мне, друг другу, пожмите руку соседа.
4. Потянитесь, руки поднимите вверх, присаживайтесь.

1. Какие события описывает Л.Н.Толстой в отрывке? (Вспоминает счастливое детство)
2.Что здесь важнее: события или внутренний мир героя?
3. Какими чувствами переполнен отрывок? (Огромной любви)
4. Что вы думаете о характере Николеньки? (Вдумчивый и впечатлительный)
4. С какими словами Николенька обращается к матери? (Ах, милая)
5. Какая была у Николеньки мама?
6.Что чувствует Николенька спросонок? (Самые добрые, нежные)
7. Как мама называла сына?
8. Чему учит нас это произведение? (относиться с любовью и уважением)
- Какие слова выделили при чтении?

- Сейчас будете работать в парах.
- Пожалуйста, в Рабочем листе урока найдите Задание №3 и Задание №4
«Установите соответствие между словами и их значением».
- Давайте проверим и оценим ответы, рядом с верным ответом поставьте 1 балл, с неверным 0 баллов.

Рефлексивно - оценочный

- Ребята, смогли бы вы сейчас ответить на поставленные нами вопросы?
- Почему в 23 года решил написать о детстве?
- Каким было детство писателя?
Какая роль матери в формировании личности писателя?
Какова роль детства в жизни человека?
(Слайд 6, 7 на доске)
Материнская любовь помогает ребенку сформировать нравственные ценности и развить в себе положительные качества характера.

- Ребята, какие чувства вы испытываете к своей маме и к своему отцу?
- Запишите на ладошке одно из ваших чувств и несколько ребят поместят их на доске вокруг сердечка.
- Сердечко на доске - предположим, что это сердечко вашей мамы.

- Сейчас, оценим свою работу на уроке.
- Посчитайте количество всех баллов, которые вы заработали при работе на рабочем листе и оцените свою работу.

Если у вас

  • от 17 до 19 баллов отметка 5
  • от 9 до 16 баллов отметка 4
  • от 4 до 8 баллов отметка 3
  • от 0 до 3 баллов отметка 2

1. - Ребята, переверните рабочий лист и закрасьте кружочки, которые соответствуют вашей работе на уроке.
2. - Ребята, у вас на столе два сердечка, на них записаны советы жизни для вас.

- Выберите, какие из них вы бы положили в чемодан и применяли в жизни, а какие бы вы выбросили в корзину.
(на доске чемодан и корзина)

1. Будь внимательным.
Будь добрым.
Глубоко вникай в то, что тебе преподаётся.
Люби своих родителей!

2. Буду любить только себя.
Не буду делиться своими знаниями.
Я не буду стараться учиться.
Пусть все любят только меня.

Задания на выбор:
1. Дочитайте отрывок из повести «Детство»
2. Напишите письмо своему другу и расскажите ему о Николеньке.
3. Ответьте на вопросы в учебнике.