Конспект подгрупповой ОД в старшей логопедической группе "Путешествие в зимний лес"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: лес, старшая группа, звуки С-З, звук и буква С


Цель: дифференциация звуков [с]-[з].

Коррекционно-образовательные задачи:

  • развитие навыков словообразования;
  • активизация словаря по теме «Дикие животные наших лесов»;
  • совершенствование навыков согласования существительных с прилагательными;
  • образование притяжательных прилагательных;
  • совершенствование навыков употребления предлогов;
  • совершенствование навыков звукового анализа.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие слухового внимания и восприятия;
  • развитие просодической стороны речи;
  • развитие грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • развитие зрительного внимания, общей моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • формирование положительной установки на участие в учебном процессе;
  • формирование доброжелательного отношения к природе, животным;
  • воспитание навыков взаимодействия, сотрудничества.

Оборудование:

  • большой конверт с изображением Зимушки;
  • звукозапись «Вьюга»;
  • декорации зимнего леса;
  • картинки следов животных;
  • картины животных на фоне зимнего леса;
  • картинки «сова», «заяц»;
  • почтовые ящики;
  • конверты с марками, на которых картинки со звуками [с]-[з].

Ход занятия

1. Организационный момент

Л.: Дети, нам пришло письмо от Зимушки, она нас приглашает в лес.

2. Упражнение - разминка "В лес на лыжах мы пойдём"

Лыжи быстро мы берём и по снегу мы идём
По сугробам высоко ноги поднимаем,
А по льду совсем легко, тихо мы шагаем.
Чтоб в снегу не провалиться, быстро,
Быстро, быстро мчимся.
Мы деревья и кусты змейкой обойдём
И к лесной опушке вскоре мы придём.

3. Развитие слухового внимания, развитие просодической стороны речи

Логопед: Вот мы с вами и в лесу. Ребята, неужели начинается вьюга?

Звучит запись «Вьюга»

4. Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса "Вьюга"

Старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабой Ягой.
Воет вьюга: "З-з-з-з-з-з". (С усилением звука.)
Застонал лес от вьюги: "М-м-м-м-м-м". (Тихо, высоким голосом.)
Тяжело стонут дубы: "М-м-м-м-м-м". (Громко, низким голосом.)
Стонут березы: "М-м-м-м-м-м". (Тихо, высоким голосом.)
Шумят ели: "Ш-ш-ш ш-ш-ш".
Стихает вьюга: "С-с-с-с-с-с".

5. Закрепление словаря по теме «Дикие животные»

Л.: Ребята, посмотрите, здесь чьи-то следы. Кто же их оставил?

Дети называют животных.

Л.: А каких животных можно встретить в зимнем лесу?

Дети называют.

Л.: А кого мы не увидим в лесу? (медведя, ежа).

Пальцевая гимнастика

Ёж, медведь, барсук, енот - спят зимой каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису и зимой найдёшь в лесу.

6. Подбор прилагательных к существительным

  • Заяц какой? -
  • Белка какая? -
  • Лиса какая?-
  • Волк какой? -

7. Игра «Да - нет». Развитие слухового восприятия, внимания, мышления

  • Медведь зимой спит?
  • Белочка зимой меняет свою шубку?
  • Заяц-беляк зимой серый?
  • У волка короткий хвост?
  • Лось теряет свои рога каждую зиму?
  • Лиса живет в дупле?
  • Заяц спит под своими ушами?

8. Образование притяжательных прилагательных

Л.: Животные нас испугались и спрятались. Логопед обращает внимание на картинки (на картинках часть животного).

Посмотрите, чей хвост?

Д.: Хвост лисы - лисий.

Л.: Чья морда?

Д.: Морда волка - волчья.

Л.: Чьи уши?

Д.: Уши зайца - заячьи.

Л.: Чей хвост? Чьи уши?

Д.: Беличий, беличьи.

9. Закрепление навыка употребления предлогов ЗА, ПОД, В

Л.: Куда спрятался волк?

Д.: Волк спрятался ЗА березу.

Л.: Где спряталась белка?

Д.: Белка спряталась В дупле.

Л.: Куда спряталась лиса?

Д.: Лиса спряталась ЗА елку.

Л.: Где сидит заяц?

Д.: Заяц сидит ПОД кустом.

10. Динамическая пауза

Вот на улице мороз!

Руки на поясе

Ну-ка, все потрите нос!

Трут кончик носа

Ни к чему нам бить баклуши,

Грозят правым указательным пальцем

Ну-ка, взялись все за уши: покрутили, повертели, вот и уши отогрели!

Указательным и большим пальцами держатся за мочки ушей, растирают

По коленкам постучали,

Стучат ладонями по коленям

По плечам похлопали,

Руки - скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам

Ножками затопали!

Топают ногами

11. Дифференциация звуков [с]-[з]

Л.: Поможем разобрать письма на лесной почте. Каждый берёт себе конверт, на котором «марка» (картинка) со звуком [с] или [з].

Дети раскладывают конверты по почтовым ящикам (на ящиках картинка совы и зайца).

12. Итог

Л.: Молодцы, ребята! В зимнем лесу побывали, помогли лесным жителям! Ой, смотрите, в конверте от Зимушки подарок! (логопед показывает детям подарок - раскраски).

А нам пора в группу возвращаться!

Л:. Вокруг себя обернёмся и в группу вернёмся!