Цель: дифференциация звуков [с]-[з].
Коррекционно-образовательные задачи:
- развитие навыков словообразования;
- активизация словаря по теме «Дикие животные наших лесов»;
- совершенствование навыков согласования существительных с прилагательными;
- образование притяжательных прилагательных;
- совершенствование навыков употребления предлогов;
- совершенствование навыков звукового анализа.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие слухового внимания и восприятия;
- развитие просодической стороны речи;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- развитие зрительного внимания, общей моторики.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- формирование положительной установки на участие в учебном процессе;
- формирование доброжелательного отношения к природе, животным;
- воспитание навыков взаимодействия, сотрудничества.
Оборудование:
- большой конверт с изображением Зимушки;
- звукозапись «Вьюга»;
- декорации зимнего леса;
- картинки следов животных;
- картины животных на фоне зимнего леса;
- картинки «сова», «заяц»;
- почтовые ящики;
- конверты с марками, на которых картинки со звуками [с]-[з].
Ход занятия
1. Организационный момент
Л.: Дети, нам пришло письмо от Зимушки, она нас приглашает в лес.
2. Упражнение - разминка "В лес на лыжах мы пойдём"
Лыжи быстро мы берём и по снегу мы идём
По сугробам высоко ноги поднимаем,
А по льду совсем легко, тихо мы шагаем.
Чтоб в снегу не провалиться, быстро,
Быстро, быстро мчимся.
Мы деревья и кусты змейкой обойдём
И к лесной опушке вскоре мы придём.
3. Развитие слухового внимания, развитие просодической стороны речи
Логопед: Вот мы с вами и в лесу. Ребята, неужели начинается вьюга?
Звучит запись «Вьюга»
4. Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса "Вьюга"
Старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабой Ягой.
Воет вьюга: "З-з-з-з-з-з". (С усилением звука.)
Застонал лес от вьюги: "М-м-м-м-м-м". (Тихо, высоким голосом.)
Тяжело стонут дубы: "М-м-м-м-м-м". (Громко, низким голосом.)
Стонут березы: "М-м-м-м-м-м". (Тихо, высоким голосом.)
Шумят ели: "Ш-ш-ш ш-ш-ш".
Стихает вьюга: "С-с-с-с-с-с".
5. Закрепление словаря по теме «Дикие животные»
Л.: Ребята, посмотрите, здесь чьи-то следы. Кто же их оставил?
Дети называют животных.
Л.: А каких животных можно встретить в зимнем лесу?
Дети называют.
Л.: А кого мы не увидим в лесу? (медведя, ежа).
Пальцевая гимнастика
Ёж, медведь, барсук, енот - спят зимой каждый год.
Волка, зайца, рысь, лису и зимой найдёшь в лесу.
6. Подбор прилагательных к существительным
- Заяц какой? -
- Белка какая? -
- Лиса какая?-
- Волк какой? -
7. Игра «Да - нет». Развитие слухового восприятия, внимания, мышления
- Медведь зимой спит?
- Белочка зимой меняет свою шубку?
- Заяц-беляк зимой серый?
- У волка короткий хвост?
- Лось теряет свои рога каждую зиму?
- Лиса живет в дупле?
- Заяц спит под своими ушами?
8. Образование притяжательных прилагательных
Л.: Животные нас испугались и спрятались. Логопед обращает внимание на картинки (на картинках часть животного).
Посмотрите, чей хвост?
Д.: Хвост лисы - лисий.
Л.: Чья морда?
Д.: Морда волка - волчья.
Л.: Чьи уши?
Д.: Уши зайца - заячьи.
Л.: Чей хвост? Чьи уши?
Д.: Беличий, беличьи.
9. Закрепление навыка употребления предлогов ЗА, ПОД, В
Л.: Куда спрятался волк?
Д.: Волк спрятался ЗА березу.
Л.: Где спряталась белка?
Д.: Белка спряталась В дупле.
Л.: Куда спряталась лиса?
Д.: Лиса спряталась ЗА елку.
Л.: Где сидит заяц?
Д.: Заяц сидит ПОД кустом.
10. Динамическая пауза
Вот на улице мороз! |
Руки на поясе |
Ну-ка, все потрите нос! |
Трут кончик носа |
Ни к чему нам бить баклуши, |
Грозят правым указательным пальцем |
Ну-ка, взялись все за уши: покрутили, повертели, вот и уши отогрели! |
Указательным и большим пальцами держатся за мочки ушей, растирают |
По коленкам постучали, |
Стучат ладонями по коленям |
По плечам похлопали, |
Руки - скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам |
Ножками затопали! |
Топают ногами |
11. Дифференциация звуков [с]-[з]
Л.: Поможем разобрать письма на лесной почте. Каждый берёт себе конверт, на котором «марка» (картинка) со звуком [с] или [з].
Дети раскладывают конверты по почтовым ящикам (на ящиках картинка совы и зайца).
12. Итог
Л.: Молодцы, ребята! В зимнем лесу побывали, помогли лесным жителям! Ой, смотрите, в конверте от Зимушки подарок! (логопед показывает детям подарок - раскраски).
А нам пора в группу возвращаться!
Л:. Вокруг себя обернёмся и в группу вернёмся!