Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания уважения к духовным ценностям с детских лет.
Цель патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Детям дошкольного возраста легче понять историю своей страны, начав её изучение с истории своей семьи. Рассказы об участии в событиях того времени можно считать первым шагом в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. С этой целью уже более 10 лет обучающиеся ТО «Лучик» совместно с родителями (законными представителями) участвуют в проекте «Бессмертный полк». Отыскивая фотографии своих родных и близких дети, а порой и молодые родители, узнают о подвиге своих предков. Затем, на занятиях по развитию речи, обучающиеся показывают фотографии, рассказывают о фронтовиках и тех кто боролся с врагом в тылу.
Есть в истории нашей страны такие даты, которые навечно вписаны в её героическую летопись. Одна из них - Сталинградская битва. Находясь на стыке водных и железнодорожных путей, Астрахань в годы Великой Отечественной войны играла большую стратегическую роль в обеспечении бесперебойного производства военной и гражданской продукции для бойцов Сталинградской битвы. Именно поэтому можно смело утверждать, что практически каждая астраханская семья внесла свой вклад в Победу в Сталинградской битве.
На аллее воинской славы у стен ДОСААФ открыт памятный знак «Астраханцам - защитникам Сталинграда». Мы рекомендует родителям наших обучающихся прогуляться по аллее воинской славы, посетить Братский садик, посмотреть памятники, побеседовать о людях, что сражались за нашу Родину и подарили нам жизнь и мирное небо над головой.
Тема Сталинградской битвы чрезвычайно актуальна в ходе подготовки к празднованию дня Победы. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, - идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких.
На занятиях по развитию речи дети знакомятся с художественными произведениями:
- «Похождение жука-носорога» К.Г.Паустоский;
- «Память» Ю.Яковлев;
- «В школу» Ю.Нагибин;
- «Юркина война» Ю.Нагибин;
- «Легенда о старом маяке»;
- «Сильные духом крепче стены» Д.Боконбаев;
- «Блокадный дневник Тани».
Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.
Для участия в конкурсах чтецов обучающиеся ТО «Лучик» заучивают стихи о Великой Отечественной Войне, а стихи, как известно, являются важной составляющей нравственно-патриотического воспитания. Стихи о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе, о детях войны - являются высокохудожественным средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Воспитательная сила художественной литературы позволяет нам формировать у обучающихся образ героя, защитника своего государства, воспитать чувство гордости за историю становления страны и потребность защищать Родину.
Благодаря беседам о членах семьи и героях художественных произведений мы, на занятиях по развитию речи, формируем желание быть защитником земли, на которой ребенок родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки. Примеры героических поступков главных героев литературных произведений и членов семьи способствуют пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.
Обобщая сказанное, можно заключить, что воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагога и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
«Похождения жука-носорога Константин Георгиевич Паустовский»
Цель: Знакомство и пересказ рассказа К.Г.Паустовского «Похождения жука-носорога».
Задачи:
- формировать навык связного последовательного пересказа по опорным картинкам;
- закреплять навык грамматически правильного оформления высказываний.
- развивать свободное общение;
- развивать диалогическую и монологическую формы речи;
- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, темп и ритм речи.
Слайд №1
Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы познакомимся с произведением Константина Георгиевича Паустовского «Похождения жука-носорога». Но, прежде, я хочу рассказать вам немного о самом Константине Георгиевиче.
Слайд №2
Родился Константин Георгиевич 19 (31) мая 1892 года в Москве. Но, не долго жил в Москве. В первые годы жизни Костя много переезжал с родителями. Костя был очень внимательный и любознательный мальчик. Образование получил в гимназии в городе Киев. Во времена учебы в гимназии Константин написал свой первый рассказ "На воде" и опубликовал его в киевском журнале «Огни». Именно в детстве Паустовский решил стать писателем.
Ребята, а кто такой писатель?
Слайд №3
После окончания гимназии Константин Паустовский поступил в Киевский университет, но вскоре продолжил обучение в университете Москвы. Там Паустовский учился на юридическом факультете. Однако завершить образование ему не удалось. Началась война. Константин ушел на фронт.
Для его люди уходят на фронт, ребята?
Слайд №4
Во время войны он служил в санитарном отряде. А после службы в санитарном отряде много работал на различных заводах. Переехав в Москву в 1917 году, сменил работу и стал репортером.
Как вы думаете, кто такой репортёр?
Слайд №5
В мирное время Паустовский много путешествовал по России. Во время поездок старался свои впечатления записывать.
Как вы думаете, зачем Константин Георгиевич записывал свои впечатления о путешествиях?
Паустовский был великолепным рассказчиком. Он всегда рассказывал о добром, светлом и прекрасном. Константин Георгиевич Паустовский был автором детских журналов. Для детей он писал рассказы и сказки.
Слайд №6
Во время войны Паустовский был на фронте - военным корреспондентом.
Кто такой корреспондент, ребята?
Паустовский писал корреспонденции, очерки, короткие зарисовки и рассказы. Одновременно создавал роман «Дым Отечества». В нем он рассказал о Ленинграде. Он описал как люди пережили ужасную блокаду, выжили и возродили свой город.
Ребята, а как сейчас называется город Ленинград?
Слайды №7-8
После войны Константин Георгиевич продолжил свои путешествия. Он путешествовал по многим странам мира и каждое путешествие он описывал в рассказах, сказках, очерках, романах.
Прочтите, пожалуйста названия только некоторых его произведений, ребята.
Слайд №9
Сегодня мы познакомимся с произведением «Похождения жука-носорога». Это произведение многие называют «солдатская-сказка».
Слайд №10
Просмотр мультфильма.
Слайд №11
Динамическая пауза
Согласование речи и движения.
Ребята, покажите, как веселился жук встретив своих друзей.
Слайды №12-16
Психогимнастика
Покажите, как тесно было жуку в коробке.
А теперь как расправил и расслабил свои лапки жук, когда вылез из коробки (потрясите руками и ногами).
Расслабьтесь. Посмотрите на звёзды.
Начался бой. Покажите, как сжался испуганный жук.
Бой утих. Жук нашёл своего солдата и успокоился. Расслабьтесь.
Слайд №17
Согласование речи и движения.
Слайды №18-27
Пересказ с опорой на картинки.
Слайд №28
Домашнее задание.
Слайд №29
Итог занятия.
Ребята, расскажите колокольчику.
- Как называется рассказ, о котором мы сегодня говорили?
- Почему рассказ так называется?
- Почему Петр расстроился когда потерял жука?
- Как жук спас Петра?
- Почему жука выпустили?
- Что больше всего вам понравилось на нашем уроке?
А теперь пора сказать прощальные слова нашему колокольчику и завершить наш урок.
Прозвенел у нас звонок, значит кончился урок.