Цель урока: систематизирование представления учащихся об исполнителях алгоритмов, построение линейных алгоритмов с помощью разных исполнителей среды Кумир.
Планируемые образовательные результаты:
- предметные - понимание смысла понятия «алгоритм»; умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; понимание терминов исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; умение исполнять алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
- метапредметные - понимание смысла понятия «алгоритм» и широты сферы его применения; понимание ограничений, накладываемых средой исполнителя и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем;
- личностные - алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.
Решаемые учебные задачи:
- обобщение первоначальных представлений учащихся о понятиях «алгоритм» и «исполнитель»;
- рассмотрение свойств алгоритма;
- рассмотрение возможности автоматизации деятельности человека за счет возможности формального исполнения алгоритма.
Обеспечение урока:
- система Кумир;
- мультимедийный проектор;
- презентация урока;
- карточки-задания;
- компьютеры.
Урок рассчитан на 2 часа. Ребята выполняют 4 задания в среде Кумир для 4-х исполнителей (Чертежник, Рисователь, Черепаха, Робот), создают изображение Чаша.
СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока |
Используемые ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время
|
Организационный момент |
Презентация |
Приветствие, проверка посещаемости учащихся и отметка отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. |
Приветствие учителя |
2 |
Актуализация знаний |
Презентация |
На прошлом уроке мы познакомились с понятием формального исполнителя алгоритмов. |
Повторяют пройденный материал |
5 |
Мотивация к учебной деятельности |
Презентация |
Учитель кратко обозначает существование других исполнителей (исполнителей Чертежник, Рисователь, Черепаха, Робот), приводит пример их применения. |
Слушают объяснение учителя. |
8 |
Объяснение нового материала.
|
Презентация |
Объяснение материала проходит в форме показа презентации и пояснений учителя.
|
Слушают объяснение учителя.
|
55 |
Итог урока |
Презентация |
Повторение основных характеристик исполнителей. |
Отвечают на вопросы учителя, получают оценки за урок. |
8 |
Домашнее задание |
Электронный дневник |
Записывают домашнее задание. Конспект (записать СКИ исполнителей, прикрепленных в электронном дневнике) |
2 |
Команды Чертежника
Команда
|
Комментарии |
опустить перо |
переводит Чертежника в режим перемещения с рисованием |
поднять перо |
переводит Чертежника в режим перемещения без рисования |
сместиться
|
перемещает перо в точку с координатами x и y (x и y - произвольные вещественные числа). Дробные значения записываются через точку (например 2.5) |
сместиться на вектор
|
перемещает перо на dx вправо и dy вверх (при отрицательных значениях dx и dy - влево и вниз соответственно) |
Установить) цвет (лит S) |
устанавливает цвет пера S (допустимые цвета: "черный", "белый", "красный", "желтый", "оранжевый", "зеленый", "голубой", "синий", "фиолетовый" |
Надпись (вещ ширина, лит текст) |
выводит на чертеж текст, начиная от текущей позиции пера. В конце выполнения команды перо находится на правой нижней границе текста (включая отступ после последнего символа). Ширина знакоместа измеряется в условных единицах чертежника. Это ширина буквы вместе с отступом после нее. |
использовать Чертежник
|
|
Команды Рисователя
алг перо (цел толщина, лит цвет) |
устанавливает толщину и цвет контура. (по умолчанию: толщина=1, цвет - чёрный). Ошибки выполнения: отрицательная толщина, недопустимый цвет |
алг кисть (лит цвет) |
устанавливает цвет заливки. (по умолчанию: цвет - белый). Ошибки выполнения: недопустимый цвет |
алг в точку (цел х, у) |
перемещает перо в точку с координатами (x, y) |
алг линия в точку (цел х, у) |
проводит отрезок из текущей точки пера в точку (х,у) |
алг пиксель (цел х, у, лит цвет) |
устанавливает указанный цвет в указанном пикселе |
алг линия (цел х1, у1, х2, у2) |
проводит прямую линию между указанными точками |
алг прямоугольник
|
проводит контур прямоугольника в соответствии с состоянием пера и закрашивает внутренность в соответствии с состоянием кисти |
алг эллипс (цел х1, у1, х2, у2) |
проводит контур эллипса вписанного в прямоугольник (цел х1, у1, х2, у2) в соответствии с состоянием пера и закрашивает внутренность в соответствии с состоянием кисти |
алг окружность (цел хс, ус, r) |
проводит окружность с центром (хс, ус) и радиусом r в соответствии с состоянием кисти |
алг надпись (цел х, у, лит текст) |
выводит указанный текст в соответствии с параметрами команд перо (цвет линии) и шрифт |
алг залить (цел х, у) |
область точки - это связанное множество точек, которые имеют тот же цвет, что и данная точка и включает саму точку. Связность понимается только по вертикали и горизонтали. Команда меняет цвет всех точек в этой области в соответствии с состоянием кисти. Если координаты точки вне листа, то никаких действий не выполняется |
использовать Рисователь
|
|
Команды Черепахи
Команда |
Комментарии |
опустить хвост |
При перемещении Черепаха оставляет след |
поднять хвост |
При перемещении Черепаха не оставляет следа |
вперед (X) |
Черепаха перемещается в указанном
|
назад (X) |
|
вправо (X) |
Черепаха поворачивается направо или налево
|
влево(X) |
использовать Черепаха
|
влево (130)
|
|
Команды Робота
Команда |
Комментарии |
вверх |
переместить Робота на одну клетку вверх |
вниз |
переместить Робота на одну клетку вниз |
влево |
переместить Робота на одну клетку влево |
вправо |
переместить Робота на одну клетку вправо |
закрасить |
закрасить текущую клетку (клетку в которой находится Робот |
использовать Робот
|
|