Разработка урока по теме "Построение линейных алгоритмов с помощью исполнителей среды Кумир. Чертежник, Рисователь, Черепаха, Робот"

Разделы: Информатика

Класс: 7


Цель урока: систематизирование представления учащихся об исполнителях алгоритмов, построение линейных алгоритмов с помощью разных исполнителей среды Кумир.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные - понимание смысла понятия «алгоритм»; умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; понимание терминов исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; умение исполнять алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • метапредметные - понимание смысла понятия «алгоритм» и широты сферы его применения; понимание ограничений, накладываемых средой исполнителя и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем;
  • личностные - алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

Решаемые учебные задачи:

  • обобщение первоначальных представлений учащихся о понятиях «алгоритм» и «исполнитель»;
  • рассмотрение свойств алгоритма;
  • рассмотрение возможности автоматизации деятельности человека за счет возможности формального исполнения алгоритма.

Обеспечение урока:

  • система Кумир;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация урока;
  • карточки-задания;
  • компьютеры.

Урок рассчитан на 2 часа. Ребята выполняют 4 задания в среде Кумир для 4-х исполнителей (Чертежник, Рисователь, Черепаха, Робот), создают изображение Чаша.

СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Используемые ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время
(в мин.)

Организационный момент

Презентация

Приветствие, проверка посещаемости учащихся и отметка отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствие учителя

2

Актуализация знаний

Презентация

На прошлом уроке мы познакомились с понятием формального исполнителя алгоритмов.

Повторяют пройденный материал

5

Мотивация к учебной деятельности

Презентация

Учитель кратко обозначает существование других исполнителей (исполнителей Чертежник, Рисователь, Черепаха, Робот), приводит пример их применения.

Слушают объяснение учителя.

8

Объяснение нового материала.
Закрепление изученного материала (выполнение практической работы)

Презентация

Объяснение материала проходит в форме показа презентации и пояснений учителя.
Для закрепления каждого блока выданного материала учитель формулирует задания, которые ученики выполняют в среде программирования КуМир.
Материал рассматривается с перерывом на перемену.

Слушают объяснение учителя.
Выполняют задания в среде Кумир.

55

Итог урока

Презентация

Повторение основных характеристик исполнителей.

Отвечают на вопросы учителя, получают оценки за урок.

8

Домашнее задание

Электронный дневник

Записывают домашнее задание. Конспект (записать СКИ исполнителей, прикрепленных в электронном дневнике)

2

Команды Чертежника

Команда

Комментарии

опустить перо

переводит Чертежника в режим перемещения с рисованием

поднять перо

переводит Чертежника в режим перемещения без рисования

сместиться
в точку
(вещ x, вещ y)

перемещает перо в точку с координатами x и y (x и y - произвольные вещественные числа). Дробные значения записываются через точку (например 2.5)

сместиться на вектор
(вещ dx, вещ dy)

перемещает перо на dx вправо и dy вверх (при отрицательных значениях dx и dy - влево и вниз соответственно)

Установить) цвет (лит S)

устанавливает цвет пера S (допустимые цвета: "черный", "белый", "красный", "желтый", "оранжевый", "зеленый", "голубой", "синий", "фиолетовый"

Надпись (вещ ширина, лит текст)

выводит на чертеж текст, начиная от текущей позиции пера. В конце выполнения команды перо находится на правой нижней границе текста (включая отступ после последнего символа). Ширина знакоместа измеряется в условных единицах чертежника. Это ширина буквы вместе с отступом после нее.

использовать Чертежник
алг
нач
сместиться на вектор (5, 5)
опустить перо
сместиться на вектор (-4, 8)
сместиться на вектор (12, 0)
сместиться на вектор (-4, -8)
сместиться на вектор (-4, 0)
сместиться на вектор (-4, 0)
сместиться на вектор (2, -2)
сместиться на вектор (8, 0)
сместиться на вектор (2, 2)
сместиться на вектор (-4, 0)
сместиться на вектор (1, 2)
сместиться на вектор (2, 0)
сместиться на вектор (2, 3)
сместиться на вектор (-2.5, 0)
кон

Команды Рисователя

алг перо (цел толщина, лит цвет)

устанавливает толщину и цвет контура. (по умолчанию: толщина=1, цвет - чёрный). Ошибки выполнения: отрицательная толщина, недопустимый цвет

алг кисть (лит цвет)

устанавливает цвет заливки. (по умолчанию: цвет - белый). Ошибки выполнения: недопустимый цвет

алг в точку (цел х, у)

перемещает перо в точку с координатами (x, y)

алг линия в точку (цел х, у)

проводит отрезок из текущей точки пера в точку (х,у)

алг пиксель (цел х, у, лит цвет)

устанавливает указанный цвет в указанном пикселе

алг линия (цел х1, у1, х2, у2)

проводит прямую линию между указанными точками

алг прямоугольник
(цел х1, у1, х2, у2)

проводит контур прямоугольника в соответствии с состоянием пера и закрашивает внутренность в соответствии с состоянием кисти

алг эллипс (цел х1, у1, х2, у2)

проводит контур эллипса вписанного в прямоугольник (цел х1, у1, х2, у2) в соответствии с состоянием пера и закрашивает внутренность в соответствии с состоянием кисти

алг окружность (цел хс, ус, r)

проводит окружность с центром (хс, ус) и радиусом r в соответствии с состоянием кисти

алг надпись (цел х, у, лит текст)

выводит указанный текст в соответствии с параметрами команд перо (цвет линии) и шрифт

алг залить (цел х, у)

область точки - это связанное множество точек, которые имеют тот же цвет, что и данная точка и включает саму точку. Связность понимается только по вертикали и горизонтали. Команда меняет цвет всех точек в этой области в соответствии с состоянием кисти. Если координаты точки вне листа, то никаких действий не выполняется

использовать Рисователь
алг
нач
в точку(200,100)
линия в точку(400,100)
линия в точку(350,250)
линия в точку(250,250)
линия в точку(200,100)
в точку(385,150)
линия в точку(430,130)
линия в точку(410,190)
линия в точку(365,200)
в точку(200,250)
линия в точку(400,250)
линия в точку(380,280)
линия в точку(220,280)
линия в точку(200,250)
кон

Команды Черепахи

Команда

Комментарии

опустить хвост

При перемещении Черепаха оставляет след

поднять хвост

При перемещении Черепаха не оставляет следа

вперед (X)

Черепаха перемещается в указанном
направле­нии на X пикселей

назад (X)

вправо (X)

Черепаха поворачивается направо или налево
на X градусов

влево(X)

использовать Черепаха
алг
нач
влево (90)
вперед (100)
опустить хвост
вправо (180)
вперед (200)
вправо (110)
вперед (100)
вправо (70)
вперед (130)
вправо (70)
вперед (100)
поднять хвост
влево (180)
вперед (100)
вправо (110)
опустить хвост
вперед (30)

влево (130)
вперед (20)
влево (50)
вперед (160)
влево (50)
вперед (20)
влево (130)
вперед (30)
вправо (120)
поднять хвост
вперед (20)
опустить хвост
вправо (60)
вперед (10)
влево (60)
вперед (30)
влево(120)
вперед (15)
поднять хвост
кон

Команды Робота

Команда

Комментарии

вверх

переместить Робота на одну клетку вверх

вниз

переместить Робота на одну клетку вниз

влево

переместить Робота на одну клетку влево

вправо

переместить Робота на одну клетку вправо

закрасить

закрасить текущую клетку (клетку в которой находится Робот

использовать Робот
алг
нач
вправо; вправо; вниз;закрасить;
вправо;закрасить;вправо;закрасить
вправо;закрасить;вправо;закрасить
вправо;закрасить;вправо;закрасить
вправо;закрасить;вправо;закрасить
вправо;закрасить;вниз;закрасить
вниз; влево; закрасить;
вниз; влево; закрасить;
вниз; влево; закрасить;
влево; закрасить
влево; закрасить
влево; закрасить
вверх; влево; закрасить;
вверх; влево; закрасить;
вверх; влево; закрасить;
вниз;вниз;вниз;вниз;
закрасить; вправо;закрасить;
вправо;закрасить; вправо;закрасить;
вправо;закрасить; вправо;закрасить; вправо;
закрасить; вправо;закрасить; вправо;
закрасить; вправо;закрасить; вправо;
вниз; влево;влево;закрасить
влево;закрасить;влево;закрасить;влево;закрасить;
влево;закрасить;влево;закрасить;влево;закрасить;
влево;закрасить;
кон