В современном мире, несмотря на постоянное обновление приемов и методов преподавания английского языка, использования прогрессивных технологий, проблема как научить ученика говорить не подбирая слова, грамматические формы в уме, а говорить бегло высказывая свои мысли, всё ещё актуальна.
Конечно же с приходом в нашу методическую работу и на уроки в средней школе коммуникативного подхода к обучению говорения, дело сдвинулось с мёртвой точки и дети начали осваивать устную английскую речь легче, интереснее и охотнее. Но с 1990-х годов, после первых восторгов от результатов, которые были получены, сейчас учителя английского ищут новые пути, методы и подходы для отработки и выработки навыков соединения выученной лексики, отработанной грамматики в единое целое.
Из моей многолетней работы в лицее с учащимися средней основной школы могу сказать, что существующие в каждом учебнике английского языка задания, такие как:
- задания на восстановление информации,
- ранжирование,
- описания различных картинок,
- игры-угадайки,
- решения проблем по загадкам или картинкам
помогают развитию комбинаторных навыков устной речи у обучающегося, но при условии наличия желания донести свою толчку зрения до класса или до учителя.
Искусственность многих заданий, не из реалий жизни подростка или ребёнка, неудачные загадки или "псевдо"-игры, которые не являются таковыми, конечно же бросают вызов учителю в его ежедневном труде, в подготовке и планировании урока по развитию навыков говорения, так как не всегда дают желаемый результат.
Хорошо себя зарекомендовали школьные проекты. У нас в лицее и в городе ежегодно происходит конкурс проектов на английском языке. Начало этой работы было положено в рамках НЕДЕЛИ НАУКИ лицея, где впервые дети из средней школы представили свои проекты и защищали их на английском языке
Практика оказалась успешной. Кроме того, такой метод обучения рекомендован ФГОС - основным документом, который регулирует весь школьный образовательный процесс.
Однако, для подготовки полноценного проекта уходит много времени и нет необходимости подготавливать к концу изучения каждой темы полновесный проект, зато существует острая необходимость практиковаться в говорении.
Очень эффективным способом для инициации говорения на уроках английского языка в средней школе, оказались мини- и микропроекты в рамках изучаемой темы.
Предметом исследования были 7 и 9 классы нашего лицея в течение 3 лет.
Подготовка микропроекта осуществлялась в 2 этапа.
1. Выбор под темы, направления в рамках или связанной с пройденной темой косвенно или какой-то гранью темы будущего высказывания (микропроекта). Ученики вначале неохотно встретили эту мою инициативу, но обсуждая с каждым из них индивидуально в течение 2-3 минут, что было-бы интересно ему или ей рассказать, становилось понятно, что дети просто не всегда могут соотнести изучаемую тему со своими интересами, а когда совместно с учителем выбрана цель высказывания, уже появляется мотивация и желание говорить.
2. Непосредственно презентация микро проекта на английском языке. Способов обыграть в плане урока масса, главное это то, что, ученик хочет говорить, и следовательно, у него есть информация что надо донести до слушателей
Преимущества. Метод менее время и энерго-затратный, чем традиционный. Мини- п/микро проект получался в основном информационный по классификации и занимал по времени 1-2-3-4-7 минут в зависимости от уровня подготовки. Многие учащиеся отметили, что получали чувство удовлетворения, успешности и состоятельности как ученика, справившегося с задачей и удовольствие оттого, что попрактиковались в устной речи и смогли донести свою мысль на английском языке.
Недостатки. Существенный недостаток-индивидуальный подход. Надо учитывать индивидуальные особенности учеников, их уровень владения английским языком, интересы и стиль их учёбы.
Результаты. Фокус-группа состояла из 20 учеников. Этим обучающимся было предложено после каждой изученной темы проходить тест на говорение в виде мини- или микропроекта. Анализ их работы представлен в данной таблице.
Вывод. Использование данного метода оказалось довольно эффективным для развития навыков говорения у учащихся 7, 8 и 9 классов, так как у учеников средней школы оценки за устную речь улучшились. Мини-/ микропроекты действительно стимулировали интерес и мотивацию говорить на английском.
Список использованных источников
- Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка / Т.В.Душеина // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 5.
- Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 3. - С. 41-46.
- Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку / Иностранные языки в школе. - 2002. - № 3. - С. 46-48.
- Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках иностранного языка. - М.: Дрофа, 2004.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2.
- .Дубровская Е.В. Методика преподавания иностранных языков; учеб.-метод. комплекс/ Е.В.Дубровская. - Минск; БГУ, 2014-143с.