Нравственно-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Патриотическое воспитание

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: литературное чтение


Нравственно-патриотическое воспитание в творчестве А.С.Пушкина

1. Приветствие

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Проверьте все ли готово к уроку.

Дети: Да!

Тогда с хорошим настроением начинаем наш урок литературного чтения!

Как видите, ребята, сегодня мы снова оказались в нашем литературном кафе.

I. Речевая разминка

Предлагает провести речевую разминку. Настраивает на работу.

- Прочтите жужжащим чтением медленно,

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
(А.С.Пушкин)

- Прочтите быстрее, выделяя голосом глаголы.

- Прочтите выразительно, спокойно.

«Сказка о царе Салта́не, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо́не Салта́новиче и о прекрасной царевне Лебеди»

II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи

Создаёт проблемную ситуацию.

Звучит отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.

- Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин)

- Как вы думаете, чему посвящен урок? (Жизни и творчеству А.С.Пушкина)

- Сегодня вы познакомитесь с биографией великого русского поэта А.С.Пушкина, будете учиться делать выводы, читать «про себя».

III. Изучение нового материала

1. Биография поэта

Откроем стр... Перед вами портрет великого русского художника. Давайте немного узнаем о жизни и творестве великого поэта.

Создаёт эмоциональную обстановку для восприятия информации (звучит романс И.Шварца «Я ехал к вам» рассказ сопровождают слайды с портретами родителей поэта, близких людей.

2. Фрагмент из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»

Организует беседу после просмотра фрагмента.

- Обратили внимание на язык произведения? Он понятен даже самому маленькому ребенку.

- К каким сказкам ее можно отнести? Почему? (К волшебным. Там есть волшебный помощник - золотая рыбка, исполняющая желания.)

- Когда вы с ним познакомились? Кто помог вам в этом? (Отвечают на вопросы, используя выставку книг)

3. Инсценировка отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» (вступление «У лукоморья дуб зелёный…»)

Ребята, то же нам предлагает меню литературного кафе сегодня.

- Прочитайте «про себя» небольшой отрывок, обсудите в парах, как можно показать его в лицах, жестах, и после небольшой подготовки один учащийся из пары будет читать выразительно текст, а другой - постарается изобразить содержание текста жестами.

IV. Закрепление изученного материала

Организует дискуссию по оценке инсценирования.

- Как вы думаете вам, удалось передать необыкновенный мир сказки? (Дают оценку выступившим)

- Где брал Пушкин сюжеты своих сказок? (Ему их рассказывала няня Арина Родионовна)

- Что помогло маленькому Саше так много узнать об окружающем мире? (чтение книг в библиотеке отца)

- Какой важный для себя вывод можете сделать? (чтобы стать образованным человеком, необходимо знать историю своей страны, много читать, посещать библиотеки)

V. Домашнее задание

1. Оформить альбом

- Вы познакомились с жизнью великого человека не только нашей страны, но и всего мира. чтобы лучше понять его, узнать, вы должны много читать о нем. Объявляю конкурс на лучший альбом посвященный жизни и творчеству А.С.Пушкина.

2. Выучить наизусть стихотворение (на выбор)

VI. Итог урока. Рефлексия

Еще не раз мы вернемся к творчеству великого поэта.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Возможно, столкнулись с какими-либо трудностями.

Спасибо за урок!